Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:05, отчет по практике
Детский сад активно сотрудничает со средней школой № 6, результатом является совместное проведение развлечений, мероприятий, совещаний с педагогами школы по вопросам преемственности образовательных программ.
Детский сад сотрудничает с Окружным центром национальных культур (ГАУК ЯНАО ОЦНК), непосредственно со специалистами Центра сохранения и развития народной культуры Севера, выезжает с концертными программами, ежегодно наши дети принимают участие в вокальном конкурсе «Золотой ключик».
Детский сад активно участвует в мероприятиях, проводимых Городской библиотекой, и предоставляет свои рисунки и поделки на выставках.
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния исследуемого. Интерпретация результатов проводится по трем фазам: напряжение, сопротивление (или резистенция) и истощение.
Инструкция. Вам предлагается ряд
утверждений, по каждому выскажите
свое мнение. Если вы согласны с утверждением,
поставьте около
Текст опросника.
1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла - обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Обработка данных.
Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов - получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.
Ключ.
Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).
Симптом «загнанность в клетку»:
+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +23(3), +28(3), +33(10).
Симптом «Эмоциональная отстраненность»:
+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).
Симптом «Личностная отстраненность»:
+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)
Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее – несложившийся симптом;
10-15 баллов – складывающийся симптом;
16 и более – сложившийся симптом;
Соответственно сумма баллов по всем симптомам;
равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;
50-75 – о начинающемся «выгорании»;
80 и более – об имеющемся «выгорании».
Результаты: из 20 педагогов прошедших опросник 6 человек имеют симптом начинающегося «выгорания», 3 симптом имеющегося «выгорания», и 11 человек симптом отсутствия «выгорания». Я считаю, что это достаточно хороший результат.
Задание 7. Тренинг на повышение внутренних ресурсов
Медицинская диагностика – измерение АД и пульсометрия (проводят старшая медсестра детского сада, медсестра бассейна и медсестра по массажу) и тест на стрессоустойчивость (проводят педагоги-психологи).
Оборудование: тонометры, секундомеры,
таблицы для результатов
Вступление на тему тренинга (проводит педагог-психолог).
Каждое утро мы спешим на работу, где нас ждут дети, встречи с родителями, коллеги. Здесь мы общаемся, дружим, совместно создаем что-то новое – у нас настоящий коллектив.
А что такое коллектив? Мы привыкли называть коллективом группу людей, работающих в одном учреждении.
Однако коллектив – сложный изменяющийся организм, центром которого является совместная социально значимая деятельность (именно, социально значимая, имеющая общую важную цель). Права и обязанности в коллективе распределяются объективно, вся группа принимает на себя ответственность за результаты совместной деятельности.
Коллектив в нашем детском саду особенный. Каждый педагог – личность творческая, эмоциональная. Все имеют свои увлечения, привязанности и, конечно, свое мнение. От того, насколько талантлив и мудр педагог, во многом зависит будущее тех, кто завтра станет водить поезда, лечить людей, управлять страной. Профессия уникальная и сложная.
В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сердца, своей любви, своей мудрости. Ко всем надо найти особый подход, помочь сделать первые шаги в общении друг с другом, познавательной и творческой деятельности. И с родителями порой бывает сложно – у каждого своя система воспитания, но если они видят, что его ребенка искренне любят, исчезает барьер недоверия и все начинает получаться. Часто не остается времени и сил на свою семью, на своих детей. Но несмотря, ни на что, каждый день, переступая порог родного учреждения, нужно выглядеть нарядно и красиво, быть мастерицей на все руки, снова танцевать, петь, познавать мир вместе со своими воспитанниками.
Любая профессия предъявляет человеку требования, под которые вынуждена подстраиваться психика – требования личностного порядка, а не только профессионального. В процессе любой деятельности возникает усталость, происходит накопление отрицательных эмоций. Наша профессия сложна еще и тем, что педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. Педагоги больше других подвержены синдрому «эмоционального сгорания» оттого, что находятся в каждодневном психическом напряжении; к этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, снижения престижности работы. Коллективы в детских садах, как правило, женские, а у женщин в большей степени, чем у мужчин, развивается эмоциональное истощение. Сотрудникам со стажем, разрядами и наградами также часто не удается избежать тяжелого эмоционального состояния апатии и усталости. Определить степень эмоционального напряжения можно по 12 признакам, выявленным исследователем Е. Малером:
1. истощение, усталость;
2. психосоматические осложнения;
3. бессонница;
4. негативные установки по отношению к детям, родителям;
5. негативные установки по отношению к своей работе;
6. пренебрежение исполнением своих обязанностей;
7. увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
8. уменьшение аппетита или переедание;
9. негативная самооценка;
10. усиление агрессивности (раздражительность, гнев);
11. усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
12. чувство вины.
Если вам знакомы эти симптомы, будьте внимательнее к себе. Мы предлагаем несколько способов эмоциональной разгрузки, используемых в нашем учреждении. Надеемся, что наш опыт поможет вам сохранить себя!
И помните, если хотите продлить свой профессиональный путь, необходимо всеми возможными средствами расширять сферу своей деятельности, не сводя ее к профессиональным ценностям, — спорт, турпоходы, экскурсии, спектакли и т.п. Чем больше различаются между собой обычное, «житейское», и «рабочее» состояния, тем длиннее путь профессионального развития.
«Путешествие по кругу»
Все участники тренинга распределяются по четырем направлениям («сторонам света») и «путешествуют» по кругу, переходя из одного места в другое, затем можно остановить свой выбор на каком- либо одном месте:
а) «Массажная полянка» – массаж кистей и стоп.
Оборудование: массажные коврики (30 шт.), су-джок (15 шт.), сухие бассейны.
б) «Остров Злости» – битье красными подушками или по спортивным боксерским грушам.
Оборудование: боксерские груши, боксерские перчатки, красные подушки.
в) «Арт-терапия» – создание коллективного рисунка – рисование гуашью пальцами рук (без кисточки) или подручным материалом.
Оборудование: влажные салфетки, целлофан на пол, три мольберта, рулон бумаги, скотч, гуашь; зубная паста в плоской посуде, поролон, старые зубные щетки, ветошь, газеты и пр.
г) «Мячи» – контактные упражнения на больших резиновых мячах.
Оборудование: большие резиновые мячи.
Коллективное упражнение «Бумага».
Раскатываются рулоны бумаги; участникам
тренинга предлагается оторвать себе
достаточно длинный кусок, смять
его, разорвать, а потом всем вместе
потоптать эти куски под
Оборудование: рулоны бумаги, пакеты для мусора.
Коллективное упражнение «Смотрю, слышу, чувствую запах и вкус».
В центре стоит круглый столик, на котором находится красивая ваза с водой. Звучит спокойная музыка, участники капают в воду масло (пихты или сосны), опускают плавающую свечу, затем предлагаются чай и шоколад.
Оборудование: круглый столик, ваза с водой, масло пихты, сосны, плавающие свечи, спички, напитки (чай), шоколад, одноразовая посуда, влажные салфетки'
Упражнение на релаксацию «На берегу моря».
Выполняется на полу под спокойную музыку.
Итоговая медицинская
Источник: журнал Воспитатель ДОУ, 2007 г. №1.
Задание 8. Игра для педагогов «Путешествие в заколдованный город»
Зачастую происходят ситуации, когда взрослый недостаточно эффективно выстраивает свои взаимоотношения с детьми. Как часто мы слышим запреты: не трогай, не смотри, не смей, нам кажется, что таким образом мы оберегаем ребенка от опасности, заботимся о нем, но никто не задумывается о том, что это препятствия полноценному развитию личности ребенка. Произнося эти слова, мы ограничиваем свободу ребенка, условно связывая его по рукам и ногам. Такие ситуации зачастую происходят и в дошкольном учреждении. Данная игра может помочь воспитателю приобрести навыки наиболее оптимального взаимоотношения с детьми. Побыв в роли ребенка, которому все запрещается, взрослый лучше понимает и чувствует его.