Отчет по практике в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:05, отчет по практике

Краткое описание

Детский сад активно сотрудничает со средней школой № 6, результатом является совместное проведение развлечений, мероприятий, совещаний с педагогами школы по вопросам преемственности образовательных программ.
Детский сад сотрудничает с Окружным центром национальных культур (ГАУК ЯНАО ОЦНК), непосредственно со специалистами Центра сохранения и развития народной культуры Севера, выезжает с концертными программами, ежегодно наши дети принимают участие в вокальном конкурсе «Золотой ключик».
Детский сад активно участвует в мероприятиях, проводимых Городской библиотекой, и предоставляет свои рисунки и поделки на выставках.

Вложенные файлы: 1 файл

Портфолио.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Предложенная методика даёт подробную  картину синдрома «эмоционального  выгорания», позволяет увидеть его  ведущие симптомы. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния исследуемого. Интерпретация результатов проводится по трем фазам: напряжение, сопротивление (или резистенция) и истощение.

Инструкция. Вам предлагается ряд  утверждений, по каждому выскажите  свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов  знак «+» («да»), если не согласны - то знак «-» («нет»).

Текст опросника.

1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

4. Моя работа притупляет эмоции.

5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.

9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.

10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.

11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.

12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

14. Я очень переживаю за свою работу.

15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.

16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.

19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

21. Успехи в работе вдохновляют меня.

22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.

23. Я часто работаю через силу.

24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.

26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.

27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.

29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

30. Моя работа меня очень разочаровала.

31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

32. Моя карьера сложилась удачно.

33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.

34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.

35. Моя работа  плохо  на  меня повлияла - обозлила,  притупила эмоции,  сделала нервным.

Обработка данных.

Признаки, включенные в тот или  иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов - получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.

Ключ.

Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.

 В соответствии с «ключом»  определяется сумма баллов для  каждого симптома «выгорания»,  а затем - сумма по всем симптомам,  т.е. итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»:

-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).

Симптом «загнанность в клетку»:

+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:

+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +23(3), +28(3), +33(10).

Симптом «Эмоциональная отстраненность»:

+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).

Симптом «Личностная отстраненность»:

+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)

Выводы: сумма баллов по каждому  симптому интерпретируется так:

9 и менее – несложившийся симптом;

10-15 баллов – складывающийся симптом;

16 и более – сложившийся симптом;

Соответственно сумма баллов по всем симптомам;

равная 45 и менее, свидетельствует  об отсутствии «выгорания»;

50-75 – о начинающемся «выгорании»;

80 и более – об имеющемся «выгорании».

Результаты: из 20 педагогов прошедших  опросник 6 человек имеют симптом  начинающегося «выгорания», 3 симптом  имеющегося «выгорания», и 11 человек  симптом отсутствия «выгорания». Я  считаю, что это достаточно хороший  результат.

Задание 7. Тренинг на повышение внутренних ресурсов

Медицинская диагностика – измерение АД и пульсометрия (проводят старшая медсестра детского сада, медсестра бассейна и медсестра по массажу) и тест на стрессоустойчивость (проводят педагоги-психологи).

Оборудование: тонометры, секундомеры, таблицы для результатов измерений, индивидуальные тестовые листы, калькулятор, ручки.

Вступление на тему тренинга (проводит педагог-психолог).

Каждое утро мы спешим на работу, где  нас ждут дети, встречи с родителями, коллеги. Здесь мы общаемся, дружим, совместно создаем что-то новое – у нас настоящий коллектив.

А что такое коллектив? Мы привыкли называть коллективом группу людей, работающих в одном учреждении.

Однако коллектив – сложный изменяющийся организм, центром которого является совместная социально значимая деятельность (именно, социально значимая, имеющая общую важную цель). Права и обязанности в коллективе распределяются объективно, вся группа принимает на себя ответственность за результаты совместной деятельности.

Коллектив в нашем детском саду особенный. Каждый педагог – личность творческая, эмоциональная. Все имеют свои увлечения, привязанности и, конечно, свое мнение. От того, насколько талантлив и мудр педагог, во многом зависит будущее тех, кто завтра станет водить поезда, лечить людей, управлять страной. Профессия уникальная и сложная.

В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сердца, своей любви, своей мудрости. Ко всем надо найти  особый подход, помочь сделать первые шаги в общении друг с другом, познавательной и творческой деятельности. И с родителями порой бывает сложно – у каждого своя система воспитания, но если они видят, что его ребенка искренне любят, исчезает барьер недоверия и все начинает получаться. Часто не остается времени и сил на свою семью, на своих детей. Но несмотря, ни на что, каждый день, переступая порог родного учреждения, нужно выглядеть нарядно и красиво, быть мастерицей на все руки, снова танцевать, петь, познавать мир вместе со своими воспитанниками.

Любая профессия предъявляет человеку требования, под которые вынуждена подстраиваться психика – требования личностного порядка, а не только профессионального. В процессе любой деятельности возникает усталость, происходит накопление отрицательных эмоций. Наша профессия сложна еще и тем, что педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. Педагоги больше других подвержены синдрому «эмоционального сгорания» оттого, что находятся в каждодневном психическом напряжении; к этому добавляется чувство неудовлетворенности своей профессией из-за низкой оплаты труда, снижения престижности работы. Коллективы в детских садах, как правило, женские, а у женщин в большей степени, чем у мужчин, развивается эмоциональное истощение. Сотрудникам со стажем, разрядами и наградами также часто не удается избежать тяжелого эмоционального состояния апатии и усталости. Определить степень эмоционального напряжения можно по 12 признакам, выявленным исследователем Е. Малером:

1. истощение, усталость;

2. психосоматические осложнения;

3. бессонница;

4. негативные установки по отношению к детям, родителям;

5. негативные установки по отношению к своей работе;

6. пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7. увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

8. уменьшение аппетита или переедание;

9. негативная самооценка;

10. усиление агрессивности (раздражительность, гнев);

11. усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12. чувство вины.

Если вам знакомы эти симптомы, будьте внимательнее к себе. Мы предлагаем несколько способов эмоциональной  разгрузки, используемых в нашем  учреждении. Надеемся, что наш опыт поможет вам сохранить себя!

И помните, если хотите продлить свой профессиональный путь, необходимо всеми возможными средствами расширять сферу своей деятельности, не сводя ее к профессиональным ценностям, — спорт, турпоходы, экскурсии, спектакли и т.п. Чем больше различаются между собой обычное, «житейское», и «рабочее» состояния, тем длиннее путь профессионального развития.

«Путешествие по кругу»

Все участники тренинга распределяются по четырем направлениям («сторонам  света») и «путешествуют» по кругу, переходя из одного места в другое, затем можно остановить свой выбор на каком- либо одном месте:

а) «Массажная полянка» – массаж кистей и стоп.

Оборудование: массажные коврики (30 шт.), су-джок (15 шт.), сухие бассейны.

б) «Остров Злости» – битье красными подушками или по спортивным боксерским грушам.

Оборудование: боксерские груши, боксерские перчатки, красные подушки.

в) «Арт-терапия» – создание коллективного рисунка – рисование гуашью пальцами рук (без кисточки) или подручным материалом.

Оборудование: влажные салфетки, целлофан на пол, три мольберта, рулон бумаги, скотч, гуашь; зубная паста в плоской  посуде, поролон, старые зубные щетки, ветошь, газеты и пр.

г) «Мячи» – контактные упражнения на больших резиновых мячах.

Оборудование: большие резиновые  мячи.

Коллективное упражнение «Бумага».

Раскатываются рулоны бумаги; участникам тренинга предлагается оторвать себе достаточно длинный кусок, смять  его, разорвать, а потом всем вместе потоптать эти куски под барабанный бой, в конце можно станцевать восточный танец (танец живота).

Оборудование: рулоны бумаги, пакеты для мусора.

Коллективное упражнение «Смотрю, слышу, чувствую запах и вкус».

В центре стоит круглый столик, на котором находится красивая ваза с водой. Звучит спокойная музыка, участники капают в воду масло (пихты или сосны), опускают плавающую свечу, затем предлагаются чай и шоколад.

Оборудование: круглый столик, ваза с водой, масло пихты, сосны, плавающие  свечи, спички, напитки (чай), шоколад, одноразовая  посуда, влажные салфетки'

Упражнение на релаксацию «На берегу моря».

Выполняется на полу под спокойную  музыку.

Итоговая медицинская диагностика (вновь измеряется АД и пульсометрия).

Источник: журнал Воспитатель ДОУ, 2007 г. №1.

Задание 8. Игра для педагогов «Путешествие в заколдованный город»

Зачастую происходят ситуации, когда  взрослый недостаточно эффективно выстраивает  свои взаимоотношения с детьми. Как  часто мы слышим запреты: не трогай, не смотри, не смей, нам кажется, что  таким образом мы оберегаем ребенка от опасности, заботимся о нем, но никто не задумывается о том, что это препятствия полноценному развитию личности ребенка. Произнося эти слова, мы ограничиваем свободу ребенка, условно связывая его по рукам и ногам. Такие ситуации зачастую происходят и в дошкольном учреждении. Данная игра может помочь воспитателю приобрести навыки наиболее оптимального взаимоотношения с детьми. Побыв в роли ребенка, которому все запрещается, взрослый лучше понимает и чувствует его.

Информация о работе Отчет по практике в детском саду