Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:38, отчет по практике
Ознакомление со школой и логопунктом.
Ознакомление с условиями работы.
Знакомство с устройством логопедического кабинета.
Знакомство с документацией.
Просмотр проведения диагностики и обследования ребенка.
Просмотр и анализ фронтального занятия.
Просмотр и анализ фронтального занятия.
Пробное проведение фрагмента индивидуального занятия. Проведение игры «Отгадай слово».
Просмотр и пробное проведения фрагмента фронтального занятия.
Проведение зачетного фронтального занятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отчет о практике……………………………………………………………......5
2. Дневник…………………………………………………………………………8
3. Цель и задачи………………………………………………………………….12
4. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета…………..13
5. Анализ логопедической документации……………………………………...18
6. Индивидуальный план работы студента (в свободной форме)…………….22
7. Список детей с логопедическим заключением. …………………………….23
8. Разработка конспекта фронтального занятия и его проведение…………...26
9. Разработка конспекта индивидуального занятия и его проведение…….....32
10. Разработка конспекта фронтального логопедического занятия………….36
Выводы по практике……………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложения……………………………………………………………………...47
1.Оснащение кабинета.
Рабочий стол для логопеда.
Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
Столы и стулья для детей и взрослых.
Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.
Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).
Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, салфетки, вата.
Магнитофон
Секундомер.
Умывальник. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы.
Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка
Подставки для карандашей и ручек.
Медицинская аптечка.
2.Постоянное оформление кабинета.
Стандартная таблица прописных и заглавных букв
Настенная касса букв.
3. Схемы профиля артикуляционного аппарата.
Стенд «Схематический анализ звуков».
5. Календарь
6. Сменное оформление кабинета.
Стенд «Логопед советует».
4. Материал для работы над звукопроизношением.
1.Игры для развития:
- мелкой моторики;
- внимания;
- памяти;
- аналитико-синтетического мышления;
- ориентировки в пространстве.
6 . Материал для работы над словарем.
- времена года;
- обобщающие понятия;
- профессии людей;
- детеныши диких и домашних животных;
- название частей целого предмета и др.
7. Материал для работы над лексико-грамматическим строем.
- набор предметных
картинок для упражнений в
изменении числа
- схемы для ознакомления с предлогами;
- наборы картинок со
словами антонимами и
8. Материал для обучения рассказыванию.
- детская литература;
- материал (тексты) для
закрепления звуков и
- предметные и сюжетные картинки;
- серии картин.
9. Материал для звукового анализа.
- касса букв и слогов;
- демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа;
- демонстрационный материал для усвоения букв;
- пособия, игры для обучения чтению;
- магнитная азбука;
- звуковые линейки и др.
10. Материал для обследования интеллекта.
- счетный материал;
- разрезные картинки;
- картинки и тексты со скрытым смыслом;
- картинки-шутки (что неправильно);
- классификация (по
цвету, форме, общей
11. Материал для развития сенсомоторных процессов
- мозаики;
- трафареты и др.
12. Методическая литература.
В достаточном количестве и содержит теоретические и практические аспекты логопедии.
Анализ дидактического наглядного материала
1. Наглядный материал,
используемый при обследовании
речи детей, размещенный в
2. Наглядный материал для работы над звукопроизношением расположен в отдельном ящике и сформирован по лексическим и грамматическим группам
3. Наглядный материал по развитию речи, систематизирован и сложен в специальные ящики.
4. Раздаточный материал и карточки с заданиями для индивидуальной работы изготовлены по количеству детей в группе.
Дидактические пособия систематизированы и сложены в специальные пронумерованные коробки. В каждом шкафу помещается общий список хранящихся в нем пособий.
Вывод.
Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:
Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;
Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;
Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:
Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно-воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Кабинет помогает учителю – логопеду расположить ребенка к занятиям.
В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.
3. Анализ логопедической документации
Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации:
4. Речевая карта
В ходе обследования устной и письменной речи (с 1 по 15 сентября) логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта.
Наблюдается три вида речевых карт:
1. Речевая карта на ребенка с ОНР;
2. Речевая карта на ребенка с дисграфией;
3. Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР.
Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.
При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с дисграфией (речевая карта второго вида). Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.
Третий вид речевой карты
рассчитан на учащегося начального
звена с фонетико-
В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» отражаются следующие показатели развития ребенка:
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по
родному языку (в момент
6. Жалобы учителя или
родителей (законных
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) .
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений; наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина;
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечается в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
19. Приложения
Результат обследования занесён в речевую карту. Логопедическое заключение в просмотренных речевых картах соответствует речевому нарушению. Речевые карты находятся в отдельных файлах на каждого ребёнка и хранятся 75 лет.
Индивидуальный план работы студента на период производственной практики с 04. 04. по 05. 05. 2013 г.
Дата |
План |
04.04.13 |
Ознакомление со школой и логопунктом. |
05.04.13 |
Ознакомление с условиями |
06.04.13 |
Знакомство с устройством |
07.04.13 |
Знакомство с документацией. |
08.04.13 |
Знакомство с контингентом учащихся. |
09.04.13 |
Просмотр и анализ индивидуального занятия проведенного логопедом. |
10.04.13 |
Просмотр проведения диагностики и обследования ребенка. |
11.04.13 |
Просмотр и анализ фронтального занятия. |
12.04.13 |
Просмотр и анализ фронтального занятия. |
13.04.13-15.04.13 |
Пробное проведение фрагмента индивидуального занятия. Проведение игры «Отгадай слово». |
16.04.13-18.04.13 |
Просмотр и пробное проведения фрагмента фронтального занятия. |
19.04.13-20.04.13 |
Проведение зачетного фронтального занятия. Тема: «Звукобуквенный анализ». |
21.04.13 - 23.04.13 |
Наблюдение за детьми во время логопедических занятий. |
24.04.13 - 25.04.13 |
Проведение зачетного |
26.04.13-28.04.13 |
Диагностика и обследование ребенка. Заполнение речевой карты. |
29.04.13 |
Изготовление наглядных |
30.04.13 |
Составление психолого-педагогической характеристики на младшего школьника. |
01.05.13-03.05.13 |
Заполнение дневника по практике. |
04.05.13 |
Подведение итогов практики. |
05.05.13 |
Заполнение отчетной документации. |