Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа
В современном мире образование рассматривается как важнейший компонент экономического роста и процветания страны. Его роль для человека и общества постоянно возрастает.
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений учащихся средней общеобразовательной школы. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(АГУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ПЕДАГОГИКА»
НА ТЕМУ: «Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе».
Студентка: Беляева О.
Специальность: История
Группа: ИО-31
Преподаватель: Тарабановская Е.А
АСТРАХАНЬ 2012 г.
План.
Введение.
В современном мире образование рассматривается как важнейший компонент экономического роста и процветания страны. Его роль для человека и общества постоянно возрастает.
Одной из важных задач педагогической
деятельности учителя и существенной
составляющей процесса обучения является
оценка учебных достижений учащихся
средней общеобразовательной
Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется не только по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, но прежде всего, по воспитанности и развитию.
На сегодняшний день отметка чаще всего лишь показывает место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, и не служит показателем его достижений в процессе обучения.
Отсюда возникает противоречие
между современными требованиями к
оцениванию учебных достижений учащихся
и отсутствием необходимых
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и
-учет результативности
отдельного этапа процесса
-определение итоговых
результатов обучения на
Цель исследования:
- Выявить педагогические
возможности в процессе
Проблема исследования:
Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.
Сложность педагогических явлений,
а также наличие большого числа
факторов, в том числе случайных,
которые влияют на педагогический процесс
и его результаты, приводят к тому,
что педагогический процесс нельзя
рассматривать как полностью
детерминированный. При самой совершенной
организации педагогического
В связи с этим современная система образования выдвигает требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности оценивания, использованию наряду с традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.
Объект: Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.
Предмет: Современные требования к оцениванию учебных достижений учащихся и наличие необходимых способов их реализации в современной средней школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи исследования:
- Выявить основные формы и методы оценивания знаний в современной средней школе.
- Изучить опыт работы учителей средней школы по проблеме исследования.
- Раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Структура работы: наша курсовая работа состоит из следующих глав:
Глава 1.
«Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений».
Современный человек живет
и действует в условиях, требующих
высокого профессионализма и значительных
интеллектуальных усилий для принятия
правильных решений в различных
жизненных и рабочих ситуациях.
Усложнившиеся социально-
В настоящее время в
преподавательских кругах активно
обсуждается тема разработки общих
принципов и методологии
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учебной деятельности учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности.
Чтобы определить значимость и важность понятий «контроль и оценка», надо рассмотреть точку зрения учёных по этой проблеме. Определяется сущность этих понятий. Оценка есть определение качеств достигнутых школьником результатов обучения. Проблемой эффективности оценки учебных достижений учащихся занимались Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский. В основе всего пути развития этого вопроса шли прения относительно разделения проблемы оценки и контроля в связи с реформой образования. Противниками балльной системы отметок были А.Н. Страннолюбский, П.Г. Редькин. С.Т. Шацкий.
Основной реформой контроля за учебной деятельностью учащихся стал самоучёт и самоконтроль, выявление результата коллективной работы учащихся, а не отдельного ученика. Одной из наиболее распространённых форм самопроверки стали тестовые задания. В 1932 году был реализован принцип систематического учёта знаний каждого ученика. А в 1935 году появилась дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»), в 1944 году возникла цифровая пятибалльная система оценок.
С конца 50-х – начала 60-х годов в связи с переходом к всеобщему среднему образованию и новому содержанию образования для всех ступеней обучения совершенствование оценочного компонента обучения стало одной из наиболее актуальных проблем. Балл скрывает объект оценки, и без качественного анализа по нему нельзя объективно судить об успеваемости ученика.
В отечественной школе сложилась практика «Примерных норм оценок», в которых указывается, каким требованиям должен удовлетворять устный или письменный ответ ученика для его аттестации соответствующим баллом, а также типичные недостатки ответа, за которые балл снижается. По ряду предметов могла быть выставлена дифференцированная отметка – отдельно оценивалось знание теоретического материала, задач, усвоение нового материала и пр.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.
В учебниках педагогики под
оценкой понимается процесс, деятельность
(или действие) оценивания, осуществляемые
человеком; отметка же является результатом
этого процесса. На основе оценивания
появляется знаковое выражение этого
процесса в виде отметки. Однако во
что она превратиться в дальнейшем,
что она принесет ученику –
это уже не зависящая от оценивания
деятельность. Отметка, которой приписывается
невинная роль простого отражения и
фиксатора результатов
Следующее понятие, тесно
связанное с оценкой - проверка знаний.
Под проверкой знаний учащихся понимается
выявление и сравнение на том
или ином этапе обучения результата
учебной деятельности с требованиями,
заданными программой или стандартами.
Следовательно, проверка – это сверка
учебных достижений ученика с
нормативом (эталоном, стандартом, требованиями).
Она устанавливает уровень
Констатировав определенный
уровень знаний учащихся, учитель
имеет возможность
К сожалению, в традиционной
школе на процесс оценивания не влияет
и качество самого обучения ( имеется
в виду тот процесс, который выстроил
учитель), в результате которого ученик
должен был усвоить данный материал.
Например: После контрольного диктанта
или контрольной работы учитель
обнаруживает, что большинство учащихся
слабо справились с заданием, преобладают
“2” и “3”. Он сообщает им результаты
и указывает на типичные ошибки,
Одновременно проанализировав процесс
обучения, приходит к выводу, что
были допущены методические просчеты.
И вот учитель планирует
В практике работы школ все
чаще встречаются понятия, как “диагностика”
и “ мониторинг”. Если первое понятие
представляет собой процесс установления
причины педагогического
В современной педагогической литературе под этим понятием понимают:
Информация о работе Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.