Оценка стиля взаимодействия пелагога с детьми в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, так как выступает фактором формирования личности человека, средством воспитания. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально- творческие.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….. 3
2. Стиль педагогического общения как один из факторов, обусловливающий развитие речи детей дошкольного возраста.... 4
3. Стили педагогического общения ……………................................7
4. Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ…………………………………………………………………....10
5. Заключение…………………………………………………………13
6. Список литературы……………………………………………….. 14

Вложенные файлы: 1 файл

оценка стиля взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Оценка стиля взаимодействия пелагога с детьми в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1. Введение…………………………………………………………..  3   

2. Стиль педагогического общения как один из факторов,    обусловливающий  развитие речи детей дошкольного возраста.... 4

3. Стили педагогического общения ……………................................7

4. Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ…………………………………………………………………....10

5. Заключение…………………………………………………………13

6. Список литературы……………………………………………….. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общение важнейшая составная  часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности.

 Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, так как выступает фактором формирования личности человека, средством воспитания. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально- творческие.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

 

 

 

 

 

Стиль педагогического  общения как один из факторов, обуславливающий развитие речи детей дошкольного возраста.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического  общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них  воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его  профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее, модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей  взаимодействия педагога с детьми даются В. А. Петровским:

1.Модель «Невмешательства» в жизнь ребенка

При такой модели взаимодействия для педагога характерна отстраненность от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое». Педагог проявляет по отношению  к детям безразличие, равнодушие, раздраженное неприятие. Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остается наедине со своими трудностями. Тактика общения здесь такова: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Личностная позиция педагога – избегать ответственности. Ребенок воспринимается им как обуза, досадная помеха в решении собственных проблем.

Модели «невмешательства»  в жизнь ребенка соответствуют  объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребенок, пассивная роль отводится взрослому. В данном случае задача взрослого это приспосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются условия и предпосылки для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семейного воспитания.

2.Учебно-дисциплинарная модель общения

Основной целью этой модели выступает стремление вооружить  ребенка знаниями, умениями и навыками. Ребенок в данном случае является объектом воздействия взрослого. Активность педагога преобладает над активностью  ребенка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерные способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание. Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.

Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны иные, субъект-объектные связи. Взаимоотношения, построенные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэтому и находится в подчиненном положении (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путем явного или неявного принуждения.

3.Личностно-ориентированная модель взаимодействия

Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей. Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции) .

Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребенок воспринимается взрослым как полноценный партнер в условиях сотрудничества. Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития.

Личностно-ориентированная  модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения  детей и педагога. В данном случае и взрослый, и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктуется и направляется отличительной характеристикой взаимодействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей.

Из трех приведенных  и подробно описанных моделей  взаимодействия взрослого с ребенком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на субъект-субъектных связях. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме дает возможность считать личностно-ориентированную модель взаимодействия в группе ДОУ наиболее значимой, и не только для усвоения детьми опыта человеческих отношений, но и для переноса усвоенных образцов в общение со сверстниками.

Каждый педагог имеет  индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств  и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку.

Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические  особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребенку, предполагает определенное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е. дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении..

В стиле педагогического  общения проявляются особенности  коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений  его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили педагогического общения.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный  стиль педагогического общения.

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять  самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения.

Основная особенность  этого стиля – взаимоприятие  и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к  обсуждению и совместному решению  общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения.

Характеризуется стремлением  педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль  общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с вышерассмотренными стилями педагогического общения  есть и иные подходы к их описанию. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим стилями целый ряд промежуточных:

1) Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатиях;

2) Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;

3) Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;

4) Требовательный, когда задачи ставятся прямо перед воспитанниками;      

5) Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций; принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении  авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных  следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными  отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога.

В.А. Кан-Кылик выделяет следующие стили общения:

1. Обшение  на основе увлеченности совместной  творческой деятельностью,

2. Общение  на основе дружеского расположения,

3. Общение-дистанция,

4.Общение-устрашение,

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического  процесса стиль общения на основе увлеченность совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества.

Информация о работе Оценка стиля взаимодействия пелагога с детьми в ДОУ