Оценка стиля взаимодействия пелагога с детьми в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, так как выступает фактором формирования личности человека, средством воспитания. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально- творческие.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….. 3
2. Стиль педагогического общения как один из факторов, обусловливающий развитие речи детей дошкольного возраста.... 4
3. Стили педагогического общения ……………................................7
4. Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ…………………………………………………………………....10
5. Заключение…………………………………………………………13
6. Список литературы……………………………………………….. 14

Вложенные файлы: 1 файл

оценка стиля взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанноков фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе (классу), а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения  можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика стиля  педагогического общения воспитателя  ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:

a) делиться с Вами  всеми своими мыслями, чувствами  и переживаниями;

b) говорить Вам только  то, что сам захочет;

c) оставлять свои мысли  и переживания при себе.

2) Если ребенок  взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

a) доверительно с ним  поговорите и предоставите возможность  самому принять нужное решение;

b) предоставите детям  самим разбираться в своих  проблемах;

c) известите об этом  всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3) Подвижный,  суетливый, иногда недисциплинированный  ребенок сегодня на занятии  был сосредоточен, аккуратен и  хорошо выполнил задание. Как  Вы поступите:

a) похвалите и всем  детям покажете его работу;

b) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

c) скажите ему: «Вот  так бы всегда занимался».

4) Ребенок,  входя в комнату, не поздоровался  с Вами. Вы:

a) заставите его громко  при всех поздороваться;

b) не обратите на  это внимание;

c) сразу же начнете  общаться с ребенком, не упоминая  об его промахе.

5) Дети спокойно  занимаются. У Вас есть свободная  минутка, и Вы предпочтете:

a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и  общаются;

b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

c) займетесь своими  делами в группе.

6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

a) чувства, переживания  ребенка еще поверхностны, быстро  проходят, и на них не стоит  обращать особого внимания;

b) эмоции ребенка, его  переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

c) чувства ребенка  удивительны, переживания его  значимы, и к ним нужно относиться  бережно, с большим тактом.

7) Ваша исходная  позиция в работе с детьми:

a) ребенок слаб, неразумен,  неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;

b) у ребенка много  возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого  должно направляться на максимальное  повышение активности самого  ребенка;

c) ребенок развивается  почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8) Как Вы  относитесь к активности самого  ребенка:

a) положительно – без  нее невозможно полноценное развитие;

b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

c) положительно, но только  тогда, когда активность согласована  с педагогом.

9) Ребенок  не захотел выполнять задание  под предлогом, что делал это  дома. Ваши действия:

a) сказали бы: «Ну и не надо»;

b) заставили бы выполнить  работу;

c) предложили бы другое  задание.

10) Какую позицию  Вы считаете более правильной:

a) ребенок должен быть  благодарен взрослым за работу  о нем;

b) если ребенок не  осознает заботу о нем, не  ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет;

c) педагог должен быть  благодарен детям за их доверие  и любовь.

Ключ для обработки  ответов воспитателей

Варианты ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

B

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

C

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3


Значение баллов:

25-30 баллов – предпочтение  демократического стиля;

20-24 баллов – склонность  к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность  либерального стиля общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место  смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общениия позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Разнообразны стили  педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля это одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы.

 

  1. Детская практическая психология. Под редакцией Марцинковской Т.Д. Москва, 2001г.
  2. Арушанова А. Коммуникативное общение проблемы и перспективы: старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. – 1999. - №2, с.72-82.
  3. Бабаева Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольника/Дошк. Воспитание. – 2006. - №6, с.13-19.
  4. http://hr-portal.ru/article/stil-pedagogicheskogo-obshcheniya-vospitatelya-detskogo-sada



Информация о работе Оценка стиля взаимодействия пелагога с детьми в ДОУ