Ощущение и восприятие как механизмы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить ощущение и восприятие как механизмы познания.
Объект исследования - ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.
Предмет - взаимосвязь и свойства таких психических процессов как ощущение и восприятие.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по теме;
- дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;
- показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Ощущения как механизм познания………………………………….………….5
1.1 Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности…………………………………………………………….5
1.2 Сущность и классификации ощущений………………………………………8
1.3 Ощущение как источник познания…………………………………………..12
2 Восприятие как психический познавательный процесс……………………...18
2.1 Восприятие как деятельность………………………………………………...18
2.2 Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы…..........................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………….……………..32
Глоссарий……………………………………………………………….…………34
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Морозова_Педагог.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы - это центростремительные нервы, проводящие пути, которые соединяют периферический отдел анализатора с центральным.

Соответствующие участки головного мозга - подкорковые  и корковые отделы (мозговой конец) анализатора - это место, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для того, чтобы  у человека возникло ощущение, необходимо, чтобы работали все три части  анализатора. Тогда раздражитель, воздействуя  на рецептор, вызывает раздражение. От рецептора раздражение по афферентным нервам достигает ядра анализатора, а затем и корковых клеток анализатора. Здесь возникает ответ организма на раздражитель. Мы начинаем ощущать вкус, запах, звук, свет, которые, по сути, являются качественными характеристиками раздражителя. Таким образом, внешнее раздражение преобразовывается в факт сознания и отражает окружающий мир12.

Различают пять основных видов (модальность) ощущений – это осязание, обоняние, слух, вкус и зрение. Судя по основным «модальностям» эта классификация правильная, но не полная. Для исчерпывающего ответа, учтем, что классификацию можно провести по двум главным принципам: генетический и систематический.

Систематическая классификация  ощущений. Из самых крупных и существенных групп выделим три основных типа: 1. интроцептивный тип; 2. проприоцептивный тип; 3. экстрацептивный.

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, которые исходят из стенок желудка, сердца, кишечника, кровеносной системы и др.

Проприоцептивный тип  ощущения обеспечивает сигналы о  положении тела в пространстве и о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.

Самая большая группа ощущений  экстероцептивные. Эти  ощущения доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего мира, являясь основной группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (осязание, вкус) и дистантные (слух, обоняние, зрение) ощущения13.

Несколько подробней  рассмотрим зрительные и слуховые ощущения.

Самым важным видом ощущений можно считать зрительные ощущения. Ведь именно с помощью зрительных ощущений человек получает почти 90% информации из внешней среды. В сетчатке глаза имеются нервные окончания двух типов, которые по своему внешнему виду получили названия: палочки и колбочки14.

Цветовое зрение. В разговорном языке имеется более 300 названий цветов и оттенков, а человеческий глаз способен различать более полумиллиона цветовых оттенков. Зрительные ощущения возникают при раздражении сетчатки глаза электромагнитными лучами интенсивностью от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны:  680 нм вызывает ощущение красного цвета,  580 нм – ощущение желтого цвета, 520 нм -  зеленого цвета, 430 нм – синего цвета, 390 нм – фиолетового цвета. Все цветовые ощущения возникают благодаря работе трех видов цветовых рецепторов: красного, зеленого, синего. В зависимости от степени возбуждения этих цветовых рецепторов  возникают различные цветовые ощущения. Если все три вида рецепторов возбуждены в одинаковой степени, то возникает ощущение белого цвета15.

Недостаток в работе колбочек может обусловить цветовую слепоту. Абсолютная цветовая слепота  означает, что колбочки совсем не действуют  и человек видит мир как  черно-белую фотографию. Такой недостаток встречается крайне редко. У людей, чаще всего, бывает  красно-зеленая цветовая слепота или дальтонизм, который впервые описал английский ученый Дальтон на примере собственного зрения. Такой человек не различает красные и зеленые тона, а видит их одинаково сероватыми. У мужчин этот недостаток встречается в 4% случаев, а у женщин – в 0,5% случаев.  

Цветовая однотипность, также как  и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение. Поэтому для  рабочей обстановки рекомендуются мягкие тона, небольшая  цветовая насыщенность16.

Световое зрение. Зрительный анализатор наиболее чувствителен  к световым лучам с длиной волны 555 – 565 нм. В условиях сумерек  чувствительность зрительного анализатора смещается в сторону более коротких волн – 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).   Если палочки на сетчатке глаза работают не правильно, то это является причиной, так называемой, куриной слепоты. В этом случае человек плохо видит в сумерках17.

Слуховые ощущения дают данные о высоте, силе и тембре звука. Высота звука определяется числом колебаний источника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Слуховой рецептор чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 000 колебаний в секунду. Наибольшая слуховая чувствительность находится в пределах  2000 – 3000 Гц.

Интенсивность слухового ощущения (громкость) – зависит от амплитуды колебания источника звука и от высоты звука. Порог слухового ощущения находится в пределах 5 дБ.

1.3 Ощущение как источник познания

Ощущения позволяют  человеку воспринимать сигналы и  отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром, являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития18.

Однако, несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической философии неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждении.

Философы-идеалисты часто высказывали мысль о том, что подлинным источником сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее соотношение интенсивности соответствующего раздражителя. Это отражено в следующей формуле:

Е=1/Р,

где Е — абсолютная чувствительность, Р — величина нижнего порога ощущений.

Показатели нижних порогов  тех или иных ощущений не представляют собой четко «очерченной» величины. Существует целая полоса минимальных воздействий, при которых испытуемый то замечает, то не замечает наличие соответствующего раздражителя, то, наконец, сомневается, а имело ли это раздражение место. Поэтому за нижний порог ощущения принимается обычно величина, при которой число положительных ответов, указывающих на то, что у субъекта возникло соответствующее ощущение, превышает 50%. Этот порог называется статистически достоверным нижним порогом ощущений.

Характерно, что нижние пороги ощущений не остаются постоянными, меняются в зависимости от ряда факторов: привыкание к раздражителю, исходный фон и дополнительные условия, которые могут повышать или понижать чувствительность.

Рядом с нижними порогами ощущений можно выделить верхние  пороги. Под верхним порогом ощущения понимается та максимальная величина раздражителя, за пределами которой раздражитель или не воспринимается, или начинает принимать новую окраску, фактически заменяясь болевым ощущением.

Человеческий слух может воспринимать звуковые колебания в диапазоне от 20 до 20 ООО Гц, причем низкие частоты воспринимаются как низкие тоны, а высокие частоты — как высокие тоны. Если предъявлять субъекту звуки с частотами выше 20 - 30 000 Гц, то есть ультразвуки, он их не будет воспринимать. Таким образом, звуки, расположенные за пределами верхних порогов, перестают вызывать ощущения19.

По интенсивности звуки  вызывают слуховые ощущения лишь в  известных пределах. Звуки интенсивностью ниже 1 дБ могут не восприниматься и составляют нижний порог ощущений, в то время как звуки, которые по интенсивности превышают 130 дБ, начинают вызывать болевые ощущения, являются верхним порогом слуховых ощущений.

Измерение нижних и верхних  порогов ощущений имеет большое практическое значение: оно позволяет выделить людей с пониженной чувствительностью того или иного анализатора. Симптом снижения чувствительности может быть использован для диагностики (центрального или периферического) поражения.

Например, нарушение осязательной чувствительности может быть симптомом поражения, расположенного в задней центральной извилине противоположного полушария или на одном из этапов его проводящих путей. Снижение зрительной чувствительности может указывать на поражение сетчатки, центральных отделов зрительного пути или затылочной области (снижение остроты зрения, связанное с застойными явлениями на глазном дне, часто является симптомом повышения внутричерепного давления, возникающего при опухолях мозга). Снижение слуховой чувствительности на одно ухо может указывать либо на поражение периферического слухового рецептора (внутреннего уха), либо же на патологический очаг в височной области противоположного полушария.

Существенным при этом является, что в случаях поражения височной доли у больного резко снижается чувствительность к коротким звукам (длительность которых от 1 до 5 миллисекунд), иначе говоря, повышаются пороги восприятия этих раздражений. Важность этого факта заключается и в том, что нередко он является единственным симптомом, указывающим на поражение височной области головного мозга20.

Не меньшее значение имеет измерение верхних порогов ощущений. Примером практического значения этих измерений является установление верхних порогов слуховых ощущений у тугоухих. Известно, что тугоухие не воспринимают слабых звуков. Казалось бы, что для преодоления этого дефекта достаточно повысить интенсивность звуков с помощью известных усилительных приборов. Но чрезмерное усиление звуков, доходящих до тугоухих, очень скоро начинает вызывать болевые ощущения, так что «зона комфорта» (то есть диапазон, в пределах которого звуки начинают вызывать полноценные слуховые ощущения) у них очень сужена. Поэтому точное измерение нижних и верхних порогов ощущений дает возможность указать, в каких пределах должны быть усилены звуки, чтобы они сохранили нужное воздействие.

Итак рассмотрены  факты, полученные при измерении ощущений с помощью первого из указанных методов — метода субъективной оценки ощущений (или метода словесного отчета о появлении, исчезновении ощущений). Существует второй путь измерения ощущений — с помощью объективных, или косвенных, методов,  с помощью оценки объективных признаков, указывающих на появление ощущений.

Этот путь является результатом  исследований, проведенных за последние два десятилетия в ряде психофизиологических лабораторий и был особенно тщательно разработан советскими психологами (О. С. Виноградовой, Г. В. Гершуни, Е. Н. Соколовым, и др.).

Ощущения не представляют собой пассивный процесс, они всегда сопровождаются рядом изменений в вегетативных, электрофизиологических и дыхательных процессах и являются рефлекторными по своей природе. Этот факт дает возможность использовать рефлекторные изменения, сопровождающие ощущения, как объективный показатель их появления21.

Известно, что каждый раздражитель, приводящий к возникновению  ощущений, вызывает такие рефлекторно  возникающие процессы, как:

- изменение частот электрической активности мозга (и прежде всего явление депрессии альфа-ритма);

- появление кожно-гальванического рефлекса (изменение электрической сопротивляемости кожи);

- сужение сосудов;

- поворот глаз в сторону раздражителя, напряжение мышц шеи и др.

Все эти объективные симптомы появляются тогда, когда раздражитель доходит  до субъекта и вызывает ощущения. Они  могут быть использованы как объективный показатель появления ощущений.

Интересен опыт с кольцами, в которых  разрыв находится то вверху, то внизу (так называемые кольца Ландольдта, применяемые в практике врачей-окулистов). В одном опыте детей просили оценить положение разрыва, нажимая одну кнопку, если разрыв находился внизу, и другую, если он находился вверху. В другом оценка положения этого разрыва включалась в игру: круг Ландольдта был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль.

Опыт показал, что если речевая  инструкция, придававшая положению  разрыва значение сигнала, у маленьких  детей еще не влияла на остроту  зрительной чувствительности, то у  детей 5-6 лет, старше она оказывала существенное влияние. Дети, которые в условиях индифферентного опыта различали положение разрыва кольца Ландольдта только на расстоянии 200-300 см, после придания этому положению значения соответствующего сигнала улавливали положение этого разрыва на расстоянии 310-320 см.

Эти опыты, показывающие, насколько  придание сигнального значения раздражителю может обострить чувствительность, имеют большое психологическое  значение, являясь примером той исключительной пластичности в работе наших органов  чувств, меняющейся в зависимости от значения раздражителя22.

Повышение остроты чувствительности под влиянием значения воспринимаемого  признака может иметь место не только в абсолютной, но и в относительной  чувствительности.

Так, хорошо известно, что различение оттенков цвета, незначительных изменений тона или минимальных вкусовых изменений может резко обостряться в результате профессиональной деятельности. Установлено, что сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, которые указывают на малейшее изменение посторонних примесей, различение которых остается недоступным для постороннего наблюдателя; красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета. Известно, какой тонкости может достигнуть различение вкусовых нюансов у дегустаторов, способных определить сорт вина или табака по малейшим оттенкам дегустации, иногда даже сказать, на какой стороне ущелья рос виноград, из которого изготовлено данное вино. Известно, наконец, какой тонкости может достигнуть различительная чувствительность к звукам у музыкантов, которые становятся способными улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Информация о работе Ощущение и восприятие как механизмы познания