Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить ощущение и восприятие как механизмы познания.
Объект исследования - ощущение и восприятие как психические процессы, обеспечивающие познание окружающей действительности.
Предмет - взаимосвязь и свойства таких психических процессов как ощущение и восприятие.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по теме;
- дать определение понятиям «восприятие» и «ощущение»;
- показать взаимосвязь и различие этих психических процессов;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Ощущения как механизм познания………………………………….………….5
1.1 Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности…………………………………………………………….5
1.2 Сущность и классификации ощущений………………………………………8
1.3 Ощущение как источник познания…………………………………………..12
2 Восприятие как психический познавательный процесс……………………...18
2.1 Восприятие как деятельность………………………………………………...18
2.2 Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы…..........................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………….……………..32
Глоссарий……………………………………………………………….…………34
Список использованных источников…………………………
Индивидуальные различия в восприятии велики, но все же можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим восприятием.
Целостный (синтетический) тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее содержание восприятия, общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание, особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу. Люди с другим типом восприятия – детализирующим (аналитическим) склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-то предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми может потеряться смысл целого. Чаще всего эти типы восприятия дополняют друг друга. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.
Существуют и другие типы восприятия, например объяснительный иописательный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-то явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют субъективный и объективный типы восприятия. Люди же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-то, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
Кроме того Дж. Брунер обращал внимание на различную скорость перестройки восприятия у разных людей. «Если же в среде возникают неожиданные события, происходят необычные последовательности, результатом оказывается замедление идентификации и категоризации, и вновь должен начаться поиск признаков. Мы называем таких людей ригидными, или тугодумами…как правило, люди, неспособные изменять свои категориальные суждения в постепенно изменяющихся условиях, склонны также к тому, что он называет «сверхконтролем» при решении других познавательных или мотивационных задач. На другом полюсе находятся люди, у которых преобладает установка на разнообразие. Как создается такая установка, остается еще загадочным»39.
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности. Наблюдательность - умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-то точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
Одним из важных факторов наблюдательности является преднамеренность - непреднамеренность восприятия. При непреднамеренном восприятии не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять какой-то предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность с характерными для него мотивами и оптимальной активацией. Для наблюдения как деятельности существует свой оптимум мотивации; слишком сильная стимуляция наблюдательности приводит к потерям информации. П. Фресс писал, что «психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда»40.
Восприятие как
Исключительно велика роль активности наблюдения выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их свойства, качества. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Кроме того, наблюдательность требует от человека развитой системы категорий, что предполагает осмысленность жизненного опыта. Еще Х. Ф. Олпорт заметил, что «большинство категорий, с помощью которых люди описывают классы феноменов восприятия, носит феноменологический характер. Они характеризуют разнообразные, но специфические свойства вещей, представленных наблюдателю в его опыте»41.
Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира, их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, рассматривает, словно ощупывает своим взором. «По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два - четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти - шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако, на этом развитие восприятия не останавливается, даже, наоборот, только начинается. По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием конструктивной, игровой деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое»42. В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-то внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-то действия или движения. Важнейшим условием восприятия является ведущая деятельность ребенка.
Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «раньше», «завтра», «позже», «вчера». Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, опираясь на случайные несущественные признаки. Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, его небольшой практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: пропуск многих деталей; недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается. Восприятие в детстве очень активно, так как само познание и развитие интеллекта связано с развитием сенсорной и перцептивной сфер.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды корректируется и выстраивается субъективный ее образ. Образ является продуктом восприятия.
В настоящее время исследователи
различают чувственный и
В свойствах восприятия (целостности, предметности, константности и др.) проявляется его активность.
Апперцепция свидетельствует о включенности всей человеческой личности в процесс восприятия, то есть оно не является простым «автоматическим» актом.
На перцептивном уровне происходит принятие решений после построения и перебора перцептивных гипотез. Затруднения в выборе ведут к осознанию и деталей образа и гипотез.
Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, мировоззрения, эмоционального состояния показывают, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.
Итак, изучив теоретический материал по теме исследования можно сделать следующие выводы:
Ощущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых осваивается окружающий мир.
Ощущение - простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают информацию об отдельных свойствах и качествах предметов, явлений. Так посредством ощущений узнаем информацию о цвете, форме, вкусе, размере, температуре, качестве поверхности предмета.
Различают интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. Также ощущения делят на контактные и дистантные. Это зависит от того, как происходит взаимодействие с раздражителем, вызывающим ощущение. В зависимости от органа чувств, с которым связано ощущение, они также делятся на осязательные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные.
Ощущения являются основой еще одного психического процесса - восприятия. Восприятие, в отличие от ощущения, является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, опыт, эмоции, интересы, чувства и установки личности воспринимающего. Восприятие опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложную систему. В результате такого объединения получаем целостное восприятие предмета или явления, возникающее в результате перехода отражения отдельных признаков предметов к отражению целого предмета или ситуации.
Восприятие имеет свою структуру, состоящую из четырех видов операций: обнаружение, идентификация. различение и опознание. Различают пространственное, временное и восприятие движения.
Среди свойств восприятия выделяют такие как осмысленность и обобщенность, предметность, структурность, целостность, избирательность, апперцепция, константность. Обладая этими свойствами, восприятие дает возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, помогает относить воспринимаемые предметы к определенной категории, реагировать на происходящее в окружающем мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире, познавать окружающую действительность.
Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование.
Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.
Таким образом,
можно сказать, что ощущение является
чувственным опытом человека, который
возникает при воздействии
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Анализатор |
воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения. |
2 |
Восприятие |
чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующих на наши органы чувств. |
3 |
Дистантные ощущения |
ощущения, отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. |
4 |
Интероцептивные ощущения |
ощущения сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. |
5 |
Кинестезия |
ощущение положения и движения отдельных частей тела, сопротивления и тяжести внешних предметов. |
6 |
Контактные ощущения |
ощущения вызываемые непосредственным воздействием объекта на орган чувств. |
7 |
Ощущение |
отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы |
8 |
Перцептивное действие |
процесс непосредственного активного приема, отражения и преобразования сенсорной информации, с помощью которого формируется субъективный целостный образ объекта. |
9 |
Проприоцептивные ощущения |
ощущения передающие сигналы о положении тела в пространстве. |
10 |
Раздражитель |
фактор вызывающий в организме какую-либо реакцию, раздражение. |
11 |
Рецептор |
нервные образования, преобразующие воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы. |
12 |
Структурность |
свойство позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. |
13 |
Экстероцептивные ощущения |
ощущения доводящие до человека информацию из внешнего мира и являющиеся основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. |
Информация о работе Ощущение и восприятие как механизмы познания