Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6
1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте. 6
1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи. 12
1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 24
2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра) 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Приложение. 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.42 Кб (Скачать файл)
 

Тема: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты  проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6

1.1. Особенности развития речи  в старшем дошкольном возрасте. 6

1.2. Игра как ведущий вид деятельности  в дошкольном возрасте и средство  развития речи. 12

1.3. Влияние пальчиковых игр на  развитие речи детей дошкольного  возраста  18

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного  возраста посредством пальчиковых  игр. 24

2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста  24

2.2. Развитие речи детей старшего  дошкольного возраста посредством  использования пальчиковых игр  (на примере пальчикового театра) 35

Заключение. 39

Список литературы.. 40

Приложение. 43

Введение

Актуальность  исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в  становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались  в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством  человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также  необходимым условием воспитания и  обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает  основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления  и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное  владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического  и нравственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования  психологов, педагогов, лингвистов создали  предпосылки для комплексного подхода  к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Исследовательский центр семьи  и детства Российской Академии образования), выделяются три основных направления  разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и  методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя  речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного  детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных  задач есть целый круг проблем, который  необходимо решать параллельно и  своевременно.

Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов, физиологов и педагогов показывают, что развитие рук находится в  тесной взаимосвязи с развитием  речи и мышления ребенка, оказывая большое  влияние на функции нервной деятельности. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий  высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного  возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного  образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей  работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как и в старшем дошкольном возрасте игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры, сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр).

Таким образом, возникает  противоречие между необходимостью развивать речь детей старшего дошкольного  возраста с использованием пальчиковых  игр (пальчикового театра) и недостаточной  теоретической и методической разработкой  данной проблемы в практике дошкольного  образования.

Цель исследования – теоретически обосновать методику проведения занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр (на примере пальчикового театра).

Объект исследования – процесс развития речи детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного  возраста.

Гипотеза исследования – процесс развития речи детей  старшего дошкольного возраста будет  эффективным, если на занятиях будут  использоваться различные пальчиковые  игры.

Задачи исследования:

1. Проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме развития речи  детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть  сущность и значение игры как  ведущего вида деятельности в  дошкольном возрасте и средства  развития реи.

3. Выявить уровень  развития речи детей старшего  дошкольного возраста.

4. Разработать  методические рекомендации по  проведению занятий по речевому  развитию детей в процессе  организации пальчикового театра.

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, методы обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №9 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр

1.1. Особенности  развития речи в старшем дошкольном  возрасте

В дошкольном детстве  ребенок овладевает, прежде всего, диалогической  речью, которая имеет свои специфические  особенности, проявляющиеся в использовании  языковых средств, допустимых в разговорной  речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам  литературного языка. Только специальное  речевое воспитание подводит ребенка  к овладению связной речью, которая  представляет собой развернутое  высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных  по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно  и логично строить высказывание является одной из главных задач  речевого воспитания дошкольника.

Развитие связной  речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического  строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с  характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой  перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного  возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д.[8, c.152]. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших  дошкольников заметно снижается. Это  выражается, с одной стороны, в  уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в  уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец  оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание  в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает  ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и  увеличивает моменты экспрессивности.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Не менее важным условием для формирования связной  речи дошкольника является овладение  языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер [16, с.195]. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

У детей старшего дошкольного возраста накапливается  значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей  вырабатываются критическое отношение  к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

- в исследованиях  В. Штерна дети пяти лет имеют  запас слов – 2200, а дети шести  лет – 2500-3000 слов.

- в исследованиях  Смита дети пяти лет имеют  число слов 2072, прирост слов –  202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети  шести лет – 2589 с приростом  слов в 273.

На основании  тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует  дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической  системы русского языка, характеризующийся  усвоением типов склонений и  спряжений. В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся  однозначных морфологических элементов  по отдельным типам склонений  и спряжений. В то же время в  большей мере усваиваются все  единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в  овладении всей его морфологической  системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению  к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях  и словоизменениях, совершаемых  самим ребенком по аналогии с уже  усвоенными формами.

А.Н. Гвоздев также  отмечает особую языковую одаренность  детей дошкольного возраста. Ребенок  конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности  требуется при создании новых  слов, так как в этих случаях  создается новое значение; для  этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные  предметы и явления, находить их характерные  черты. Наиболее рельефно детские образования  по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов.

По данным А.Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются: суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс для обозначения собирательности. Необходимо отметить, что усвоение суффиксов определенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период.

Информация о работе Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста