Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр. 6
1.1. Особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте. 6
1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и средство развития речи. 12
1.3. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. 24
2.1. Исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр (на примере пальчикового театра) 35
Заключение. 39
Список литературы.. 40
Приложение. 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.42 Кб (Скачать файл)

К первому уровню нельзя было отнести ни одно высказывание детей. Ко второму отнесли 33,3% детей, к третьему – 50,0%, к четвертому – 16,7% (таблица 3).

Таблица 3

Уровни развития связной речи у дошкольников

Уровни

Кол-во чел.

%

Высокий

-

-

Выше среднего

2

33,3

Средний

3

50,0

Низкий

1

16,7


 

Данные констатирующего  этапа исследования свидетельствуют  о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных  умений для построения связных монологических высказываний повествовательного типа. Также необходимо проводить работу по формированию лексико-грамматического  строя речи.

2.2. Развитие  речи детей старшего дошкольного  возраста посредством использования  пальчиковых игр (на примере  пальчикового театра)

Пальчиковый театр  решает следующие задачи: стимулирует  развитие речи, внимания, памяти, формирует  пространственные представления, развивает  ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

Для театральных  постановок мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в пьесах 5-7 минут. В качестве текстов для пьес мы используем адаптированные нами народные сказки, сюжеты для кукольных  театров, стихи отечественных и  зарубежных поэтов. Большинство наших  пьес имеют стихотворную форму как  наиболее благоприятную для автоматизации  поставленных звуков, развития памяти, темпо-ритмической организации высказывания, языкового чувства.

Для достижения наибольшего  эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные  движения каждого из пяти пальцев, а  не только «социальная зона руки».

Прежде чем  приступить непосредственно к постановке пьесы, мы прочитываем её вместе с  детьми, обсуждаем сюжетные линии, поступки героев пьесы, определяем актёров, изготовляем  декорации. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке основного  механизма нашего театра – пальцев. Непосредственно перед спектаклем такая тренировка (2-3 минуты) становится разогревом пальцев.

В качестве тренировок могут быть использованы некоторые  упражнения с куклой: надевание куклы  на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны  в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она  смотрела на зрителя или на другую куклу.

Упражнение  для пальчиковых кукол

Для этого упражнения нужно надеть на пальцы пальчиковые  куклы и разыграть эту забавную песенку. В ней участвуют звери: лиса, медведь, зайка, еж.

Плетень можно  изготовить из картона, установить его  на стол или изобразить кистью одной  руки .Из-за плетня по очереди появляются звери.

Звучит песенка:

Тень-тень, потетень, (поднимается плетень)

Выше города плетень,

Сели звери  под плетень, (появляются звери)

Похвалялися весь день.

Похвалялася  лиса: (лиса выходит вперёд, прохаживается вдоль плетня. Аналогично появляются другие персонажи).

- Всему свету  я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы  хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни  я петь!

Центральный момент театральной деятельности - добровольность участия детей. Поэтому важна  мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения  детей в театральную деятельностью. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать деятельность с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослых; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

Для решения поставленных задач нами была выбрана партнерская  форма занятия. Позиция взрослого  динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.

Детям разрешено  свободное размещение и перемещение  в процессе деятельности, также разрешено  свободное общение детям. Все  это положительно сказывается на психологической комфортности занятий.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях  и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Тематика вечеров  может быть различная. Желательно привлечь родителей к активному участию  в таких вечерах. Целенаправленно  с детьми они посещают театры, музеи, читают произведения и просматривают  видеофильмы, рекомендованные по темам. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное  – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Родители получают возможность наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что  дает возможность лучше разобраться  в вопросах развития ребенка, научится и дома применять подходящие методы воспитания; у родителей формируется  более высокая оценка достижения своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание  процесса обучения детей дошкольного  возраста; возникает доверие к  воспитателям и другим сотрудникам  детского сада; родители обучаются  видам деятельности, которыми можно  с удовольствием заниматься с  детьми дома, они оказывают помощь в изготовлении атрибутов.

Итак, привлечение  родителей к работе с детьми в  группе создает дополнительные возможности  для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать  сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Сценарий спектакля  представлен в Приложении.

Заключение

Работы психологов и физиологов доказали влияние манипуляции  рук на функции высшей нервной  деятельности, развитие речи. Простые  движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать  речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению  артикуляции слогов.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего  мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В  ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном  виде деятельности.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного  возраста проводилась по следующим  направлениям: обследование произвольной моторики пальцев рук; фонетической стороны речи; состояния функций  фонематического слуха; активного  словаря; грамматического строя.

Во второй главе  представлены результаты диагностики  речевого развития детей старшего дошкольного  возраста и методические рекомендации по проведению пальчиковых игр (пальчиковый  театр).

Пальчиковый театр  решает следующие задачи: стимулирует  развитие речи, внимания, памяти, формирует  пространственные представления, развивает  ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

Список  литературы

1. Бондаренко  А.К. Дидактические игры в детском  саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические  игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82 с.

3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. –М.: Академия развития, 1998.

5. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.

6. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.

7. Детская практическая  психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

8. Диагностика  в детском саду. Методическое  пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –  198 с.

9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.– С.18-30.

10. Дубровина И.В.  и др. Психология: Учебник для  студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.

12. Колосова И.В.  Фразеологический словарь дошкольника  // Логопед. – 2008. - №3. – С.4-7.

13. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. – М.: Гном и Д, 2005. – 24 с.

14. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

15. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.

16. Кузьмина Н.В.  Педагогическое мастерство учителя  как фактор развития способностей  учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - №1.

17. Лопухина И.  Логопедия. Звуки, буквы и слова:  Упражнения в стихах. - СПб.: Дельта, 1998. - 205 с.

18. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.

19. Максакова А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок:  Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 159с.

20. Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя:  Игры и упражнения со звучащим  словом. – М.: Просвещение, 1979. – 127 с.

21. Маркова А.К.  Психология профессионализма. –  М.: Международный гуманитарный фонд  «Знание», 1996. – 312 с.

22. Практическая  психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.

23. Психология: Словарь  / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990.

24. Савина Л.П.  Пальчиковая гимнастика для развития  речи дошкольников. – М., АСТ, 2004.

25. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 1999. – 352 с.

26. Сухобская Г. С. Творческий потенциал учителя и его потребность в психолого-педагогических знаниях // Профессиональные потребности учителя в психолого- педагогических знаниях. - М., 1987.

27. Ткаченко Т.А.  В первый класс без дефектов  речи. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

28. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с.

29. Туманова Т.В.  Исправление звукопроизношения  у детей / Под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 96 с.

30. Туманова Т.В.  Формирование звукопроизношения  у дошкольников / Под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 64 с.

31. Урунтаева Г. А Дошкольная психология. – М, 1999. – 336 с.

32. Хвостовцев А. Детки-непоседки: Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Практическое пособие. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009. – 48 с.

33. Черных Е.В.  Подготовка руки ребенка к  письму // Начальная школа. 1993. - №5. - С.20-21.

34. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.

35. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам, народное искусство и детское творчество. – М.: Владос, 2000. – 115 с.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Приложение

Сказка«Теремок». 
Действующие лица: 
Ведущий- ребенок. 
Мышка, лягушка, заяц, петух, мишка (куклы для пальчикового театра). 
Зверушек можно нарисовать на картоне, раскрасить, вырезать. Сзади приклеить колечко для пальца. Из картона сделайте теремок с вырезанным окошком. Из окошка будут выглядывать пальчики со зверушками. В сказке участвуют 2 руки. Одна рука прячется за избушкой. На каждом пальчике надето колечко со зверушкой. Вторая рука «подводит» по очереди игрушку-зверушку к избушке. Сказка разыгрывается на столе. 
Ведущий стоит справа от стола. 
Ведущий: Жила-была мышка-норушка, 
Серенькое ушко. 
Мышка по полю пошла, мышка теремок нашла! 
Мышка подошла к теремку. 
Мышка: 
Ай, да терем, как хорош! 
И никто в нем не живет. 
Буду я в нем жить. 
Заходит за теремок. В это время появляется лягушка. Она подходит, подпрыгивая, к теремку. 
Лягушка: Ква-ква-ква! Ну, как красиво, 
Теремок прямо диво! 
Кто живет тут – отзовись, и со мною подружись. 
Мышка выглядывает в окошко. 
Мышка: Мышка серая живет, 
Тебя в гости к себе ждет. 
Лягушка заходит за избушку, ее снимают с правой руки и надевают на левую, на следующий пальчик. А на правую руку надевают колечко с зайкой. 
Ведущий: По дорожке – угадай-ка, кто бежит к нам в гости? 
Дети: Зайка! 
Ведущий: Увидал он теремок и на месте скок-поскок! 
Заяц: Терем прямо красота, а какая чистота. 
Кто в тереме тут – отзовись. 
И со мною подружись. 
В окошке показываются два пальчика, один с лягушкой, второй с мышкой. 
Мышка и лягушка: Это мы – подружки: 
Мышка да лягушка. 
Заходи скорее в дом, 
Будешь другом нам во всем. 
Зайка заходит за избушку, его надевают на третий пальчик.  
На правую руку надевают петушка. 
Петух: Я иду – кукареку! – с острой саблей на боку. 
Ведущий: Петя терем увидал, крыльями он замахал. 
Звери в теремке: Слышим стук в наш теремок. 
Кто стучит к нам? 
Петух: Петушок! Буду с вами я дружить, 
Утром рано вас будить! 
Звери: Приглашаем, заходи, утром песней нас буди! 
Петушок надевается на четвертый палец левой руки, а на правую руку надевается мишка. 
Ведущий: Мишка из лесу ушел, мишка теремок нашел. 
Мишка: Я – маленький мишка, я читаю книжки. 
Сказок много знаю, вам их прочитаю. 
Лягушка (выглядывает в окошко):  
Мы тебя, мишутка знаем, 
Тебя к чаю приглашаем. 
Только к нам не заходи, 
На полянке посиди. 
Мышка (выглядывая из окна): Теремок ты нам сломаешь, 
Разве сам не понимаешь? 
Мишка: Я согласен, выходите и со мною посидите. 
Все зверушки – пальчики выходят, кланяютс

Информация о работе Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста