Память. Способы запоминания информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- определение памяти как сложного психического процесса
- определение запоминания, как свойства памяти
- рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6

§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6
§2. Основные законы запоминания…………………………………………….………..14

3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21

§1. Мнемоника: краткая характеристика………………………………………..…… 21
§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23

4. Заключение………………………………………………………………………………………..………...31
5. Список литературы…………………………………………………………..…………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 
6. Закон предшествующих  знаний

Чем больше у человека знаний по той или иной теме, тем прочнее и стремительнее запоминается вся свежая информации по ней. Потому, просматривая  информацию для запоминания, надо пытаться оживлять все знания, которые уже существуют. Это  важно для того, чтобы определить как можно большее количество связей с уже изученным материалом. На начальном этапе можно направлять себя вопросами: как можно это соотнести  с тем, что уже  известно? Как новая информация отражается на уже знакомой? Прежде чем браться за  освоение новой информации , нужно вспомнить, какие знания по этой теме уже имеются. Постараться разобрать и сгруппировать их. Это бывает  полезным даже тогда, когда знаний по нужной  теме у человека  пока мало.

 
7. Закон взаимовлияния следов  памяти

Если сразу после изучения одного материала перейти к изучению другого, то последующее запоминание отрицательно отразится на первом. Это случится потому, что память, занимающаяся обработкой уже принятой информации, встретится с проблемой концентрации нового материала, и обработка информации пострадает. Ученые именуют это явление законом 
ретроактивного торможения. Именно из-за ретроактивного торможения действенными являются занятия «на ночь» — ведь после них человек ложится спать, и новая информация не поступает. Поэтому удается понизить эффект ретроактивного торможения.

С другой точки зрения, на запоминание новой информации действуют следы памяти, исходящие из того материала, который осваивался прямо перед ней. Это явление называют проективным торможением. Как раз из-за того, что предыдущей информации нет, советуют запоминать утром, как говорится, насвежую голову.

Тем не менее далеко не всегда получается организовать свое время так, чтобы запоминать только в наилучшее время. Поэтому нужно стараться  сорганизовать свою деятельность  так, 
чтобы изучение и запоминание материала не шли друг за другом (то есть были отделены во времени). Лучше после запоминания выполнить работу, никак не связанную с запоминанием. Кроме того, каждые 30-40 минут нужно делать в занятиях короткий (3-10 минут) перерыв. За время перерыва запоминаемая информация «уляжется» в голове.

Во время перерыва необходимо исключить поступление всякой новой информации, не стоит слушать радио, смотреть телевизор или читать — иначе ретроактивное торможение снизит эффективность запоминания. Во время перерыва лучше насытить мозг кислородом: высунуться в окно, выйти во двор, выполнить простые физические упражнения, просто  отдохнуть и расслабиться.

 
8. Закон временно́го  слоя

Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится как будто в одной плоскости: впечатления, полученные  в близкие друг к другу временные промежутки, оказываются в одной группе. К примеру, запах может вызвать сильное воспоминание об моментах  времени, когда  его впервые почувствовали. Мелодия способна возродить в памяти лицо человека, который находился  рядом, когда впервые ее слышали. Это в некотором роде естественные временные ассоциации. События, факты, впечатления фиксируются вместе с окружающей их обстановкой, создавая прочную группу, вступая  в ассоциативную связь. Хватит просто возбудить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воссозданию. Таким образом, чтобы вспомнить потерянную информацию, надо главным образом попробовать оживить временной пласт, поискать факты, доступные вспоминанию и при этом сцепленные с утерянными во временном слое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Мнемоника: способы запоминания информации.

 

§1. Мнемоника. Краткая характеристика.

Немалая  доля истории развития человечества происходила до  возникновения письменности. В первобытных обществах память о существовании некоторых людей, истории семей и племен переходила в устной форме. То, что не сдерживалось в персональной памяти или не представлялось в ходе устной коммуникации, совсем утрачивалось. В таковых бесписьменных цивилизациях память подвергалась регулярным  упражнениям , а воспоминания -  ежеминутному сохранению и обновлению. Вот почему искусство запоминания было так существенно в дописьменные этапы истории человека. Таким образом, жрецы, шаманы, сказатели обязаны были помнить огромное количество  информации. Особенные люди - старейшины, барды – являлись хранителями человеческой цивилизации, способными пересказывать важнейшие события, где отражена история   развития каждого общества.

Даже вслед за появлением письменности искусство запоминания не потеряло своей остроты. Крайне малое число книг, слишком дорогие средства  для письма, огромный объём написанной книги - всё это заставляло  запоминать текст. способ организации методов, упрощающих  применение памяти, - так называемая мнемотехника- вероятно, не один раз автономно появлялась и разрабатывалась в разных культурах.

Первичные  знакомые нам работы по мнемонике были созданы древними греками, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней относится  к римлянам. В трактате "Еb. оrаtоrе" ("Об ораторе") римского государственного деятеля и писателя Цицерона заключено первое упоминание о мнемотехнике. Цицерон относит открытие правил запоминания поэту Симониду, который жил  в пятом веке до н.э. Самый  первый приём предлагал держать в уме картину каких-либо мест и по этим местам расставлять мысленные образы предметов, которые нужно запомнить. В итоге порядок мест сохранит порядок предметов. В подобных  мнемотехнических способах организации воспоминания хранятся методом "привязки" их к элементам прекрасно известного  окружения – например, дома с его комнатами, а подвергаемые  запоминанию предметы мысленно располагаются вдоль череды этих элементов. После этого их легко вспомнить, если "внутренним зрением" следовать по ходу этой череды, перебегая от одного элемента к другому. Иная  латинский работа неизвестного автора под названием  "Аd Hеrеnnium"8 обусловливает память как прочное хранение, постижение умом объектов, понятий и их взаимного местоположения. В данном тексте говорится о том, как находить образы, которые, способны создавать мнение о способе организации запоминаемых объектов.

Теории запоминания также развивались средневековыми монахами, которые должны были  помнить немалое число богослужебных текстов. В средневековье запоминание преимущественно сводилось к методам запоминания чисел и букв. Полагали, что довольно запомнить  лишь просто воспринимаемый глазом  ряд картинок или размещенных по овалу надписей, дабы при необходимости вспомнить систему молитв или список пороков и добродетелей. С XIV века место "записи" запоминаемых символов стали сравнивать  с театром - особым "театром памяти" с символическими статуями, похожими на древнеримские скульптуры, у основания которых можно было располагать объекты, подвергаемые запоминанию.

Книги по мнемонике писал Джордано Бруно9.  В своих показаниях трибуналу инквизиции он говорит о своей книге под названием "О тенях идей", которая повествует  о его мнемонических приёмах. В его руках театры памяти стали средством классификации и постижения сущности Вселенной и природы, моделями небес и преисподней. [6]

В мире науки  запоминание производится главным образом через аналогию, в особенности в точных науках. Мы стараемся понять неизведанное, сопоставляя  его с тем, что нам уже знакомо. Так, Резерфорд10 в своей теории сравнивал электроны, которые движутся по орбитам вокруг атомного ядра, с планетами, вращающимися вокруг Солнца. Зачастую аналогия необходима, чтобы сформировать наглядный зрительный образ.

«Строго говоря, любые приемы запоминания можно назвать мнемотехническими, так как мнемотехника - это техника запоминания. Но ненужно путать отдельные мнемотехнические приемы с Мнемотехникой. Мнемоника в настоящее время - это целостная учебная дисциплина, со своей теоретической базой, с собственным понятийным аппаратом, с совершенно определенным (унифицированным) набором приемов». [24]

 
§ 2.  Некоторые способы запоминания информации             

На сегодняшний день  существует  множество приёмов и методов запоминания информации. Например, Д. Лапп11 предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание. Нужно намеренно привлекать как можно большее количество разнообразных  чувств в процесс запоминания материала. При задержании мысленного взгляда на самых значимых компонентах информации и разных подсказках получается более эффективное запоминание. Главное правило работы с  информацией: выбирать, концентрироваться и анализировать.[27]

2. Ассоциация образов. Пользуясь  образной ассоциацией в самых разных контекстах, возможно существенно повысить число информации, подвергнутой извлеканию из памяти. Можно предпочитать самые разнообразные  образы согласно своим интересам и потребностям.[27]

3. Применение в будничной жизни  принципа паузы предоставит время дать оценку обстановке и поразмыслить. Пауза уменьшает возможность спешных поступков или высказываний, вынуждая сосредоточить внимательность на необходимом предмете. Кроме того, она поддерживает в противостоянии  отрывающим аспектам  и сторонним препятствиям.[27]

4. Личные комментарии содействуют эмоциональному и умственному втягиванию в ход записи материала и помогают сохранить сильный отпечаток в памяти. При комментировании нудных для запоминания аспектов о них помнится значительно дольше.[27]

5. Организация материала в категории. И в период записи, и в период извлекания информации нужно пользоваться  категории, облегчающими поиск специфичных воспоминаний. Например, предмет можно систематизировать по некоторым  основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если внести подвергнутую  сохранению информацию в отдельную категорию, в дальнейшем будет проще достать необходимый  материал из памяти, адресуясь к обозначенной категории.[27]

6. Расслабление дает возможность унять волнение,  которое мешает сосредоточению внимания и блокирует устройства памяти. В этом случае информация запоминается точнее и достается из памяти без  особых усилий. При невозможности что-то вспомнить, нужно  успокоиться, спокойно подышать, посмотреть по сторонам и дать себе время инициировать вспоминание.[27]

7. Просмотр и частое использование материала гарантируют стремительное вспоминание. Просматривая материал, мы участвуем в трех главных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Намного  лучше запомнятся те данные и выписки, к которым обращаются регулярно. Чем чаще употребляется информация, тем легче извлекать ее из памяти.[27]

 

Нельзя обойти  уже известный нам термин мнемоники и мнемотехникических методов  и способов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти, с помощью  образования связей (ассоциаций)  Эта организация образована на формировании структуры и придании смысла ряду несвязных цифр или слов, чтобы облегчить его запоминание.  Напомню, что мнемотехника предполагает также подмену абстрактных фактов и объектов на представления и суждения, которые имеют зрительное, слуховое или кинестетическое представление и соотнесение объектов с уже существующей в памяти информацией для облегчения запоминания. [28]

Мнемотехника используется при запоминании трудно запоминаемой информации. К примеру, если  необходимо запомнить последовательность чисел, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект выступления, свежие иноязычные  слова, различные  грамматические правила и т.п. Весьма ясно и полно она определена О. Эренбергом в его  книге "Приёмы запоминания информации". Эренберг12 предлагает следующие приёмы, которые могут облегчить запоминание:

1) Рифма- один из самых эффективных способов обеспечить запоминание информации. Это еще один  метод, который нашел широчайшее применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики самостоятельно  вклиниваются нам в память, автономно от нашего желания, и от них часто не так-то  легко избавиться. Потому при столкновении с значимой, но алогичной и тяжело запоминающейся информацией можно  попробовать ее зарифмовать .

2) Аббревиатуры не просто сокращают продолжительные названия, но и содействуют их запоминанию. Метод аббревиатуры также применяется для запоминания материала, несвязанного логическими принципами, и  значительно облегчает процесс извлечения из памяти необходимой информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, где все слова начинаются с первых букв слов, которые требуется запомнить. К примеру, чтобы запомнить цвета радуги зачастую применяют  фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы при помощи следующей фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка".

4) Метод расположения предметов - метод запоминания предметов при помощи фиксирования их расположения. Этот способ хорошо применять для запоминания всевозможных предметов, которые  так или иначе ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод помогает  запоминанию потому, что он разрешает сгруппировывать несвязанные друг с другом предметы в осмысленные  последовательности.

5) Использование слов, способствующих запоминанию. Применение слов, помогающих запоминанию, считается видом метода расположения предметов. Однако в этом случае для запоминания применяется не последовательность объектов,  а весьма определенные образы, названия которых рифмуются с цифрами.

6) Установление связи между цифрами и буквами. Этот прием часто применяется для запоминания чисел. Для человеческого мозга  слова имеют больше смысла, чем числа, и данный прием как раз таки помогает "перевести" числа в слова. К примеру: 2 - л (лебедь), 4 - ч, 6 - б, 7 - к (коса), 8 - в, 9 - д, 0 - о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, представляется возможным легко запомнить получившиеся слова: 67 - бук, 90 - дом и т.д.

7) Использование картинок. Смысл данного способа состоит в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на базе их звучания или смысловой семантики для усовершенствования запоминания. Зачастую получается, что приходится сталкиваться с трудностями при запоминании имен собственных или различных названий. Чтобы облегчить данный процесс, можно применять всевозможные картинки. Следует предположить, какие ассоциации  будут возникать, например, при мысли о каком-то городе, произнося его название или имя человека.

Информация о работе Память. Способы запоминания информации