Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 19:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- определение памяти как сложного психического процесса
- определение запоминания, как свойства памяти
- рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6
§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6
§2. Основные законы запоминания…………………………………………….………..14
3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21
§1. Мнемоника: краткая характеристика………………………………………..…… 21
§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23
4. Заключение………………………………………………………………………………………..………...31
5. Список литературы…………………………………………………………..…………………………..34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Филологический факультет
Кафедра педагогики
Специальность: русский язык и русский язык как иностранный.
Курсовая работа
Память. Способы запоминания информации.
Выполнила:
студентка 2 курса
дневного отделения
группы ФЛ-23
« » 2015г. Раскостова Е.В..
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент
« » 2015г. Маслова Т. А.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Глава1. Общая характеристика памяти основные законы запоминания…....6
§1. Память как основа психической деятельности человека………..…..…..6
§2. Основные законы запоминания…………………………………………….…
3. Глава2. Мнемоника: способы запоминания информации…………...…………...21
§1. Мнемоника: краткая характеристика……………………………………….
§2.Некоторые способы запоминания информации……………………………..23
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
Введение.
Известно, что всякая наша эмоция , переживание или передвижение оставляют некий отпечаток, который будет храниться довольно продолжительный период времени, и при подобающих обстоятельствах выражаться снова и становиться объектом нашего сознания. Вот почему под памятью понимают запечатление, хранение и последующее узнавание и воссоздание следов прошлого опыта, позволяющее копить информацию, не лишаясь при этом старого запаса знаний, сведений, умений. На протяжении всей своей истории человечество пыталось разработать методы, с содействием которых можно было бы по возможности хорошо усвоить какие-либо знания. С давних времён тема и техника запоминания занимала любопытные умы, рассматривалась и классифицировалась великими людьми былых времен.
Объектом данной работы является память, как многогранный психический процесс, который состоит из некоторых общих процессов, объединенных друг с другом. Человеку необходима память. Она дает ему возможность копить ,хранить и в дальнейшем применить свой собственный жизненный опыт. Всякое закрепление умений и знаний касается работоспособности памяти. В соответствии с этим наука определяет пласт непростых вопросов, которые входят в область изучения процессов памяти. Наука ставит перед собой проблему исследования того, как запоминаются отпечатки былого времени, что представляют собой физиологические устройства данного процесса, какие обстоятельства помогают такому запечатлению, каковы его границы, какие методы могут помочь увеличить объем запоминаемого материала. Предметом курсовой работы является изучение и применение определённых методик, приёмов и методов запоминания, существенно содействующих количественному и качественному улучшению запоминания и удержания в памяти нужной информации.
По сравнению с предыдущими
столетиями, за прошлый век количество
общих и профессиональных
Усвоение методов запоминания
информации входит в ряд проблем ознакомления
с формами и приемами научной организации
обучения студентов, формирует их умение работать с
учебными и научными источниками, способствует
удачному усвоению знаний, нужных для
учебной и учебно-исследовательской работы.
Исследование памяти устанавливает перед
собой задачу ответить на вопросы,
в течение какого времени могут сохраняться
следы запоминания, что представляют из
себя способы хранения следов на кратковременные
и продолжительные отрезки времени, каковы
изменения, которым подвергаются следы
памяти, находящиеся в скрытом состоянии
и какое влияние они оказывают на протекание когнитивных
процессов человека. В отрасль изучения
памяти входит еще описание разных
форм процессов памяти, начиная с самых
простых видов непроизвольного запечатления,
заканчивая сложными формами мнемической
деятельности, позволяющих индивиду самостоятельно
возвращаться к прошлому опыту, пользуясь
некоторыми специальных приемов, значительно
увеличивать объем запоминаемой информации
и сроки ее удержания.
Изучение памяти было одним из первых
областей науки, где был использован экспериментальный
метод: были совершены попытки измерять
осваиваемые процессы и описывать законы,
которым они повинуются. Уже в 80- годах
прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз
предложил прием, при помощи которого,
по его мнению, стало возможным вывести
законы чистой памяти автономно, независимо
от мыслительной деятельности– это заучивание
бессмысленных слогов, в результате чего
он вывел основные кривые заучивания (запоминания
материала).
Таким образом, процесс запоминания
- одна из характеристик памяти. Изучение
процесса запоминания и применение его
методов на практике дает возможность
лучше понять психологию памяти человека.
Поэтому тема запоминания становится
очень острой при изучении памяти.
Целью данной работы является рассмотрение памяти, как психической деятельности человека, некоторых законов памяти и запоминания.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- определение памяти как
сложного психического
- определение запоминания,
как свойства памяти
- рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов, философов.
Для решения поставленных
задач в курсовой работе использовались
следующие теоретические методы исследования:
- теоретический анализ
психолого-педагогической, методической,
философской, литературы и различных научных
изданий.
- анализ эффективности методов запоминания
- анализ работы различных законов памяти
Глава1. Общая характеристика
памяти. Основные законы запоминания.
§1.Память, как основа
психической деятельности человека.
Память — основа
психической деятельности. Без нее нельзя
понять основы развития поведения мышления,
сознания, подсознания. Потому для большего
понимания индивида нужно как можно
больше знать о понятии памяти.
Память – мыслительный процесс, который состоит в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании полученного опыта. Это цельный процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Цельный не просто потому, что мы что-то запоминаем, для того чтобы это потом воспроизвести, но и потому, что о том, что запечатлелось, мы можем судить по тому, что так или иначе может быть воспроизведено. Памятью обладают не только люди и животные, но и их сообщества, а также технические приборы. Объем использования понятия "память" требует от нас, главным образом, выделения характерных признаков, которыми обладает память как, психическая функция, как свойство психики [16].
Память как психическая функция может не только запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию о внешних действиях на носителя психической действительности, но она имеет способность к запечатлению, хранению и воспроизведению своих внутренних состояний. С этой точки зрения, память является непросто обособленной психической функцией , как другие, но носит сквозной характер, является свойством психики в целом. Можно заявлять о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об эмоциональной памяти, о памяти волевого стремления, о памяти созидательного озарения. [19]
В работах В.П. Зинченко и его коллег было представлено, что процесс создания перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая построением образа, который осуществляет оперативную функцию, включающую в себя в том числе и управление отдельным исполнительным действием. [29, С. 147]
Память как психическая деятельность разделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание- это установка связи нового с тем, что уже имеется в подсознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия" [2; 133].
Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание разделяется по степени точности будущего воссоздания материала. Иногда запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть размышлений. В других случаях нужно запоминать и воспроизводить точное, дословное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла- это запоминание совокупных и значительных сторон учебного материала и абстрагирование от неважных деталей и признаков. Обозначение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нём наиболее значимое, а что второстепенное. Это близко связано с процессами мышления, с умственным формированием человека, с резервом его знаний. Заучивание- вариант высокой точности воспроизведения при произвольном запоминании - в учебном процессе применяется очень часто. Оно предполагает "систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определённых приёмов" [2; 133].
Воспроизведение словесного материала без постижения его смысла- нелогическое, а механическое заучивание, запоминание некоторых частей информации без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию" [2; 147]. "Осмысленное(смысловое) запоминание сформировано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями" [2; 142].
Историки полагают, что персидский
царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали
в лицо и по имени всех своих служащих
и солдат, а количество солдат у каждого
превосходило 30 тысяч человек. Такими
же способностями обладал знаменитый
Фемистокл1, который знал в лицо и по имени
каждого из 20-ти тысяч обитателей греческой
столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффепо знал
наизусть таблицу логарифмов. Современник
А. Ф. Иоффе– академик А. А. Чаплыгин мог
на спор выучить любую книгу, без ошибки
назвать номер телефона, по которому он
звонил несколько лет назад. Книговеды
– древнейший памятник индейской литературы
- на протяжении многих веков все
передавалось устно, хранясь только
в памяти индейцев. Жрецы и сегодня помнят
народный эпос, все песни Махабхары в 300
тысяч строк. Все эти примеры отлично демонстрируют
бескрайние возможности памяти.
Значение памяти
в жизни человечества неоспоримо. Абсолютно
все, что люди знают и умеют – это следствие
умения мозга запоминать и сохранять в
памяти мысли, образы, испытанные чувства
и процессы. Человек, обделенный памятью,
как указывал И. М. Сеченов2, вечно находился бы в положении
новорожденного, был бы существом, неспособным
ничему научиться, ничем овладеть, и его
действия определялись бы только инстинктами.
Память формирует, хранит и пополняет
наши знания, умения, навыки, без которых
невозможны ни успешное обучение, ни продуктивная
деятельность. Человек запоминает лучше
те факты, события и явления, которые представляют
для него, для его жизнедеятельности особо
важное значение. И наоборот, все то, что
для индивида менее значимо, запоминается
намного хуже и быстрее забывается.
Огромное значение при запоминании
имеют неизменные интересы, которые характеризуют
личность. Все, что в окружающей жизни
связано с такими интересами, запоминается
лучше, чем то, что с ними не связано.
Структура памяти.
Большая часть психологов
Сенсорная память.
Как вытекает из ее названия, сенсорная память - это элементарный процесс, который осуществляется на уровне рецепторов. Было выяснено, что отпечатки в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.
Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы, возникают при воздействии на сетчатку глаза мощного или продолжительного раздражителя.
Кратковременная память.
Когда, информация, переданная
рецепторами, привлекла внимание мозга,
она может за небольшой промежуток
времени сохраниться, и за это время мозг
ее обработает и истолкует. При этом поднимается
вопрос о том, довольно ли важна эта информация
для того, чтобы передаваться на долговременное
сохранение.
Кратковременную память характеризует
не только определенная длительность
Длительность. Было выяснено , что кратковременная память действует около 20 секунд, за это время успевает сохраниться очень мало информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае если информация не повторяется еще раз или не осмысливается в памяти, она по истечении этого времени исчезает, не оставляя зримых следов.
Емкость. С 1885 года Эббингауз3 ставил над собой эксперименты
с задачей понять, сколько информации
он может сразу запомнить без каких-либо
специальных приемов запоминания. Выяснилось,
что емкость памяти ограничивается семью
цифрами, семью буквами или же обозначениями
семи предметов. Это «волшебное число»
семь, которое служит в некотором роде
меркой памяти, проверил Миллер4. Он обнаружил, что память на
самом деле в среднем не может хранить
одновременно больше семи элементов: в
зависимости от простоты элементов это
число может изменяться в пределах от 5 до 9.
Если нужно в течение недолгого времени
сохранить материал, включающий более
семи элементов, мозг практически неосознанно
классифицирует этот материал так, чтобы
число запоминаемых элементов не превышало
максимально допустимого. На пример номер
банковского счета 30637402710, который состоит
из одиннадцати элементов, будет, вероятнее
всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, то есть
как пять числовых элементов, или 8 слов
(тридцать, шестьдесят, три, семьсот сорок,
двадцать семь, десять).