Парасигматизм: методика коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с дислалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - определение особенностей развития произношения у детей дошкольного возраста звуков[C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] и определение такого нарушения как парасигматизм.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
1. Теоретические – изучить психолого-педагогические исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и патологии.
2. Экспериментальные:
1) выявить специфику звукопроизношения [C], [З], [Ц], [Ш], [Ж] у стар-ших дошкольников с дислалией;
2) провести качественно-количественный анализ результатов диагностиче-ского исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по логоп 1.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

При отклонениях  периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.

    Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.

    Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учёт возрастных  и индивидуальных особенностей  ребёнка.

- этиологию,  механизм, структуру речевого дефекта.

- использование  методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.

     Одним из видов дислалии является парасигматизм  – дефект речи, при котором звуки  свистящие и шипящие заменяются другими звуками.

Причины возникновения парасигматизма достаточно разнообразны: неправильный прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

     Исправление недостатков звукопроизношения  у детей заключается в постановке, автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Чрезвычайно важным является раннее выявление парасигматизма у детей для своевременного начала логопедической работы и наиболее оптимальной и эффективной коррекции речевых нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно-экспериментальное изучение проблемы развития звукопроизношения у старших дошкольников с парасигматизмом

2.1. Диагностическое  изучение особенностей  старших дошкольников с парасигматизмом

Данная  работа была проведена на базе МДОУ №71 «Почемучка» с детьми группы компенсирующей направленности. В эксперименте принимало участие 5 детей с диагнозом – дислалия; логопедическим заключением – ФФНР (разных степеней).

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников с парасигматизмом.

Были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически  изучить психолого-педагогические  исследования по проблеме развития звукопроизношения в норме и при патологии.

2. Экспериментально  выявить специфику звукопроизношения  у старших дошкольников с дислалией.

3. Провести качественно-количественный  анализ результатов диагностического исследования.

На этапе  констатирующего эксперимента с  целью диагностики были использованы следующие методики, которые мы условно разделили на III блока:

    1. – задания на выявление особенностей строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.
    2. – оценка состояния звукопроизношения
    3. – изучение фонематического восприятия.

    За  основу методики исследования были взяты методики, предложенные Акименко В.М., Фомичевой М.Ф., Лалаевой Р.И..

    При логопедическом обследовании детей  с дислалией, необходимо прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия.

I блок -  Обследование артикуляционного аппарата.

   Обследование артикуляционного аппарата надо  начинать  с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом  отмечается, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного  аппарата: нормальное,  негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

По результатам  обследования строения артикуляционного аппарата определяется уровень.

Первый  уровень (низкий, более 4 баллов). У ребенка имеются грубые отклонения в строении  артикуляционного аппарата.

Второй  уровень (ниже среднего, 3 балла). У ребенка имеются грубые и негрубые отклонения в  строении артикуляционного аппарата.

Третий уровень (средний, 2 балла). У ребенка имеются негрубые отклонения в строении  артикуляционного аппарата.

Четвёртый уровень (выше среднего,  1  балл).  У ребенка имеются нарушения в строении  артикуляционного аппарата, но оно негрубое.

Пятый уровень (высокий, 0 баллов). У ребёнка нет нарушений в строении артикуляционного  аппарата.

Обследование  артикуляционной  моторики.

Проводится   в   процессе   выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.

1. Исследование подвижности губ.

2. Исследование   подвижности   языка.  

3. Исследование  подвижности нижней  челюсти

4. Исследование подвижности мягкого неба.

По результатам  обследования артикуляционной моторики определяется уровень.

За каждое правильно  выполненное упражнение ребенок  получает 1 балл. Максимальное количество баллов: за первое задание - 7 баллов; за второе задание - 3 балла; за третье задание - 3 балла; за четвертое задание - 2 балла.  При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Первый  уровень (низкий, менее 2 баллов].

Второй  уровень   (ниже   среднего,   6-3   балла].  

Третий  уровень (средний, 10-7 баллов).

Четвертый уровень (выше среднего, 13-11 баллов).

Пятый уровень (высокий, 15-14 баллов).  

II блок - Обследование звукопроизношения.  

Для обследования звукопроизношения используется  набор рисунков,  картинок.  Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях - в начале, в середине, в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:  [с] - санки, оса, нос;  [с'] - семь, апельсин, гусь; [3] - замок, коза; [з'] - зима, магазин; [ц] - цапля, овца, палец; [ш] - шапка, машина, мышь; [ж] - жук, лыжи; [ч]- чайник, качели, мяч; [л] - лампа, балалайка, дятел;  [р] - ракета, картошка, комар; [к] - кошка, окно, летчик; [г] - город, огород, дог; [х] - хлеб, охота, ах.

Затем фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение.

  По результатам  обследования всех звуков определяется  уровень нарушенного звукопроизношения.

За каждый правильно  произносимый звук ребенок получает 1 балл.

  Первый уровень (низкий, менее 20 баллов). 

Второй  уровень (ниже среднего, 30 - 21 балл).

Третий  уровень (средний, 35-31 балл).

Четвертый уровень (выше среднего, 41 - 36 баллов).

Пятый уровень (высокий, 42 балла).

В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Обследование слоговой структуры слова.

Слог - минимальная  произносительная единица. Ребенок  осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры - со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это».

1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава: виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост.

2. Исследование произнесения слов различного слогового состава. Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков.

3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.

По результатам  обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень. За каждое нарушение ребенок получает 1 балл.

Первый  уровень (низкий, более 4 баллов) - ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй  уровень (ниже среднего, 3 балла). У ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.

Третий  уровень (средний, 2 балла). У ребенка имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.

Четвертый уровень (выше среднего, 1 балл). У ребёнка имеются нарушения слов сложного слогового состава.

Пятый уровень (высокий, 0 баллов). У ребенка нет нарушений слогового состава слова.  

III блок - Обследование фонематического восприятия.

Фонематическое  восприятие — это способность  различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Обследование  фонематического восприятия состоит из:

  1. Исследование состояния физиологического слуха. Исследование слуха проводится шепотной речью. Используются две группы слов: первая группа имеет низкочастотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м – используются слова, в состав которых входят гласные [у], [о], из согласных – [м], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора.

         Вторая обладает высокой частотной  характеристикой и слышна в  среднем на расстоянии 20 м – это слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – [а], [и], [э]: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.

  1. Исследование дифференциации неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
  2. Исследование слуховой памяти и понимание речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь машинку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
  3. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за логопедом:

    - слоговые  ряды: ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся, жа-ша, са-за (рот у логопеда закрыт  экраном);

    - слова со сходным звуковым составом: мышка-мишка, катушка-кадушка, роза-лоза;

    - Семь машин на шоссе;

    - Пастушок быстро шел;

    - Висел железный замок;

    - Ручное зеркало упало.

  1. Исследование фонематического анализа и синтеза. Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

Информация о работе Парасигматизм: методика коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с дислалией