Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:05, контрольная работа
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников. Предмет исследования – методы и приемы по патриотическому воспитанию младших школьников. Гипотеза: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию младших школьников, то можно получить следующие результаты: повысить уровень развития младших школьников; обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников; повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране;
Карамзин сравнивает Русский народ с другими государствами во все времена.
«Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться, и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом новой тогдашней столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости» (Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964).
Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет. Политическая любовь строится на уважении своей истории.
Патриотизм как политический принцип
Так же многие другие источники расценивают
патриотизм, как принцип. К примеру,
философский словарь
«ПАТРИОТИЗМ – (греч. patre – родина) – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. «Патриотизм, – писал В.И. Ленин, – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (т. 37, с. 190). Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам об-ва; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране в целом). Патриотизм как общественное явление, прежде всего, относится к области социальной психологии, однако одновременно имеет и моральное значение. Все указанные проявления патриотизма нашли отражение в моральном сознании человечества и в содержании различных моральных требований. Именно поэтому понятие патриотизм и представляет собой один из принципов нравственности. В эксплуататорском обществе Патриотизм имеет противоречивую природу, поскольку он характеризует отношение людей к нации в целом, тогда как она разделена на антагонистические классы. Подлинная любовь к родине в эксплуататорском обществе в наибольшей степени свойственна трудящимся, но, поскольку они не являются хозяевами страны и подвергаются у себя на родине угнетению, любовь к отечеству совмещается у них обычно с ненавистью к господствующим в нем порядкам и его правящей верхушке, а часто также с общественной пассивностью. Народ мог принимать активное участие в делах родины лишь во время больших исторических потрясений. Именно в эти периоды резко обострялись патриотические чувства масс, хотя сами они никогда не пользовались плодами своих побед. Патриотизм революционных деятелей прошлого всегда был тесно связан с ненавистью к господствующим порядкам, подавляющим творческие силы народа, к паразитической верхушке общества. В социалистическом об-ве патриотические чувства народа получают свободное развитие; Патриотизм впервые становится всенародным. Социалистическому Патриотизм присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический патриотизм, тесно связан также с пролетарским интернационализмом. В социалистическом обществе патриотизм народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический патриотизм - один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все ее осн. требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе, связаны с социалистическим патриотизмом, т.к. их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом». (Грицанов А.А. Философский словарь, 2001).
Но так же существует иной взгляд на толкование этого понятия:
«Патриотизм (греч. отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием к-рого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм – «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В.И., т. 37, с. 190). Исторически элементы Патриотизм в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В антагонистическом об-ве содержание Патриотизм становится классовым, ибо каждый класс выражает свое отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств Патриотизм становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов в процессе развития буржуазного об-ва обнаруживается противоречивый характер Патриотизм: с превращением буржуазии в господствующий класс ее Патриотизм перестает отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, он ограничен эксплуататорскими интересами, смыкается с национализмом и шовинизмом, ибо «выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…» (Ленин В.И., т. 36, с. 328–329). Для патриотизма мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющим в ее отношении к отечеству являются не интересы социального прогресса, а узкокорыстные интересы. В буржуазном обществе только пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного Патриотизма. В ходе социалистической революции меняется социальная сущность Патриотизма, его главным элементом становится социализм – объект общенациональной гордости трудящихся, формируется социалистический всенародный Патриотизм, неразрывно связанный с интернационализмом. Социалистический Патриотизм выражается в преданности и верности не только своей родине, но и всему социалистическому содружеству, солидарности с борьбой трудящихся всех стран против империализма (Грицанов А.А. Философский словарь, 2001).
Проанализировав два определения патриотизма можно увидеть, что в них есть общий нравственный принцип, но есть и отличие. Одно утверждение гласит, что патриотизм – это политический принцип, другое, что это общественный. Попробуем разобрать и то и другое.
Патриотизм, как политический принцип.
Политика
– деятельность органов государственной
власти и государственного управления,
отражающая общественный строй и
экономическую структуру
Тут патриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку не зависимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция, т.е. как политический патриотизм.
Исходя из выше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль в политике. Так как общее понятие патриотизма – это любовь к Родине и Отечеству, следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодых людей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Страна нуждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но для того чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о её процветании, о её интересах.
Патриотизм как политический принцип – стремление разобрать вопросы социального развития народа, уделение большего времени народу. Патриоты – это те люди, которые работают на благо политики, но политика так же работают на благо этих людей.
Когда речь заходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто же выступает в этой роли патриотами?
Патриот, патриота, м. (греч. Patriots – земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).
Политик – человек, интересующийся вопросами политики (Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000).
Следовательно, на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме роль патриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуются жизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различных государственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень, делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управление государством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любить свою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойном уровне. Политик – это доверенное лицо государства».
Патриотизм, как общественный принцип.
Общество – совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности (Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова., изд. «ИТИ Технология», М., 2005).
Общественный – относящийся
к обществу, протекающий в обществе,
связанный с деятельностью
Патриотизм, как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений, например, получения права проведения Олимпиады в 2014 году в городе Сочи. Но патриотизм сплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты, тому пример трагедия в Беслане. Чтобы мы почувствовали себя единой нацией и народом понадобились невинные детские смерти.
А, к примеру, в социалистическом обществе, патриотизм народных масс носит не пассивный, а активный деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо Родины.
Патриотизм как моральная позиция
Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствовать требованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществе представлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу и придерживается его социальных установок, по определению должен являться патриотом.
Вывод:
Проанализировав выписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, как любовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, то можно написать следующие: «Патриотизм – это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю, быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны».
1.2 Особенности развития морально-нравственной и эмоционально волевой сфер личности в младшем школьном возрасте. Особенности проявления ответственности младшего школьника.
Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Это не возможно было бы сделать без соответственного развития морально-нравственных и эмоционально-волевых сфер ребёнка. Далее мне бы хотелось в нашем исследовании раскрыть такие понятия как морально-нравственная и эмоционально-волевая сферы ребёнка в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7—8 до 11—12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов.
Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что его эмоциональная жизнь начинает меняться. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным.
Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональностью. Их восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность окрашены сильными переживаниями.
Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Чувства ребенка не контролируются разумом. Установлено, что он понимает только те чувства, которые переживает сам. Чужие переживания ему не известны. Нужно дать ребенку возможность самому пережить страх, позор, унижение, радость, боль — лишь тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это произойдет в специально созданной ситуации и год контролем взрослых.
Искусственно ограждать
Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.
В этом отношении младший-школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно эмоционально поведение детей в младшем школьном возрасте, для него характерны резкие переходы от одного эмоционального состояния к другому, а так же большая физическая активность.
Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением — подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время конфликтных ситуаций со сверстниками.