Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Введение 3
1.Теоретическое обоснование проблемы патриотического воспитания
младших школьников 5
1.1 Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» 5
1.2 Направленность патриотического воспитания 8
1.3 Методы и формы патриотического воспитания 11
2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию патриотического воспитания детей
2.2 Особенности организации патриотического воспитания учащихся в образовательном процессе начальной школы
Заключение
Список использованной литературы
Тема курсовой: Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Теоретическое обоснование проблемы патриотического воспитания
младших школьников
1.1 Сущность понятий «патриотизм»,
«патриотическое воспитание»
1.2 Направленность патриотического
воспитания
1.3 Методы и формы
2. Методический аспект
проблемы патриотического
2.1 Содержание деятельности
учителя по формированию
2.2 Особенности организации
патриотического воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность проблемы исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
В
ежегодном послании народу
Аналогичное положение закреплено и в ст. 3 Закона «Об образовании», где указывается, что основными принципами государственной политики в области образования являются: «приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [2], в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года [3] и Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 [4].
Современные подходы к вопросам сущности патриотического воспитания подрастающего поколения свидетельствует об остроте и актуальности данной проблемы. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова [5], А.Н. Вырщиков [6], Г. Ефремова [7], И.Агапова, М. Давыдова [8], и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.
В педагогических трудах М.Е. Демеуовой [9], Н.А. Хайруллиной [10] , М.С. Джилкишиевой [11] и др., определяют, что понятие «казахстанский патриотизм» рассматривается как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности беречь и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому и историческому прошлому, обычаям, традициям казахского народа.
Современные условия развития общества предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. При этом особое внимание в государственных и нормативных документах Республики Казахстан, определяющих основные направления реформирования образовательной системы отводится использованию богатейшего культурного наследия казахского народа, его многовековых воспитательных традиций.
Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы в применении тех или иных педагогических приемов и форм, способствующих формированию и развитию патриотических чувств, ответственности за свои слова , гордости за Отечество. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания младших школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности Казахстана. Тем не менее, возникает определенное противоречие: при всей значимости проблемы патриотического воспитания младших школьников ощущается нехватка методической и педагогической литературы, научных исследований по данной проблеме. Данное противоречие позволяет определить актуальность темы, выбранную для курсового исследования: «Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования», как актуальную и открытую для исследования.
Цель исследования: раскрытие понятия и специфики патриотического воспитания младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания школьников.
Предмет исследования – сущность и пути совершенствования патриотического воспитания младших школьников.
В соответствии с целью и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть теоретическое
обоснование проблемы
2) уточнить и конкретизировать
содержание понятия «
3) выявить методы и
приемы патриотического
4) обосновать методический
аспект проблемы
5) разработать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе;
Методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, классификация, документация, сравнение.
1.Теоретическое
обоснование проблемы
младших школьников
1.1 Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и др.
Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления.
В условиях многонациональности Республики Казахстан в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.
Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащихся, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан.
Патриотизм является важным фактором консолидации общества. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства». [7. с 17].
Патриотизм, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Однако, приступая к анализу литературы по данному вопросу с целью определения сущности патриотического воспитания, мы вынуждены отметить, что возникает проблема смыслового содержания и границ этого понятия. Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а «патриот» (от греческого patris — земляк) - как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи» [12, с. 289].
Однако, учитывая историко-временную специфику и ее влияние на значение отдельных слов в языке, мы должны констатировать, что во многих работах педагогов и общественных деятелей, особенно XVIII века, когда происходит оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» служили синонимами. Смысловая нагрузка слова «гражданин» была не просто иной, она была скорее противоположной современному пониманию. Гражданин — это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и благо народа, нации, страны прогрессивный человек.
По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
И.Ф.Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [13, с. 122].
Т.Н.Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальные достоинства, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности [14, с. 32].
Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих.
По мнению О.Р.Шефер идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Тогда сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа [15, с. 95].
С.Е.Матушкин рассматривает патриотизм с точки зрения психолого-педагогического аспекта как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру [16, с. 142].
З.Т. Гасанов указывает, что патриотизм является проявлением духовной культуры человека. При этом основным звеном духовной культуры является нравственная культура. Это сложное психическое явление, которое характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро [17, с. 24].
На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.
Серьезное внимание вопросам патриотизма и патриотического воспитания уделяли отечественные педагоги ХIХ века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Толстой и другие. Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, школе, родному дому, родной улице, родному поселку (городу) и родной стране.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школы. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание детей школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою “малую Родину” — край, где родился, но и свою большую Родину – Казахстан.