Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Содержание

Введение 3
1.Теоретическое обоснование проблемы патриотического воспитания
младших школьников 5
1.1 Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» 5
1.2 Направленность патриотического воспитания 8
1.3 Методы и формы патриотического воспитания 11
2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию патриотического воспитания детей
2.2 Особенности организации патриотического воспитания учащихся в образовательном процессе начальной школы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у младших школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям Антонов Ю.Е. относит:

1. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего  края, своей Родины.

2. Участие в различного  рода конкурсах, олимпиадах за  честь школы, города, области Казахстана.

3. Дискуссии по проблемам  экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.

4. Участие в детских экологических движениях.

5. Показ достижений и  успехов Казахстана в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.

6. Встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.

7. Посещение всевозможных  выставок, отражающих достижения ученых, художников, архитекторов и т.д. [21, с. 72]

Для этих целей учителя используют самые разнообразные формы работы и учебной, и внеклассной.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

1. Духовно-нравственное. Сущность  его заключается в осознании учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Историко-краеведческое. Система  мероприятий по патриотическому  воспитанию, направленных на познание  историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

3. Гражданско-патриотическое  воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной  и культурно-исторической преемственности  поколений, формирование активной  жизненной позиции, проявление чувств  благородства и сострадания, проявление  заботы о людях пожилого возраста.

5. Военно-патриотическое. Ориентировано  на формирование у младших школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.

6. Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

7. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Казахстана.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе Книга имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство». Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения [16, с. 134].

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.

Историческая подготовка в определенной мере призвана решать задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Стенд боевой славы и Книга памяти [22, с. 5].

В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций семьи - истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Одним из основных направлений можно считать «Краеведение».

Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная».

Ребята вместе с родителями составляют родословное дерево своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома учеников.

В системе образования Казахстана краеведение - традиционное и эффективное средство обучения и воспитания молодежи. Краеведческий музей, в котором сосредоточено богатство человеческого труда, мыслей представителей ушедших поколений наших земляков, имеет безграничные возможности в формировании личности наших юных граждан.

Музей - это не просто специфически оформленное культурно-историческое пространство, в котором хранятся документальные и вещественные реликвии, воссоздающие в своей совокупности интересную и яркую историю своих мест. Он может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств: гражданственности, патриотизма, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которых особенно не хватает современному обществу и которые всегда ценились человеком.

Чем раньше музей входит в жизнь детей, тем больше места он занимает в дальнейшем, стимулируя культурные потребности и запросы, формируя вкусы. При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках в школе, в углублении знаний, получаемых в процессе ого или иного учебного курса с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края.

В современных казахстанских условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущие казахстанскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости встать на ее защиту.

Для этого необходимо, чтобы в личностном плане принципы, мотивы деятельности и поведения учащихся приобретали форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет важнейшую задачу воспитания.

Конкретизируя задачи патриотического воспитания, вытекающие из структуры понятия «патриотизм» и задач воспитания вообще, мы выделяем:

- воспитание патриотических чувств;

- формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера;

- формирование положительного отношения к патриотической деятельности;

- формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера;

- формирование на этой основе гражданской позиции.

Решая задачи по воспитанию патриотизма и, как следствие, - гражданственности у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в процессе обучения, учитель должен исходить из соблюдения следующих условий:

1. Учитывать и использовать естественную реакцию учащихся на происходящие события. Большая часть изучаемого в школе материала, независимо от выбранной учителем программы, позволяет акцентировать внимание на формировании патриотических качеств. Этим в какой-то мере снимается необходимость на каждом уроке демонстрировать яркие события, позволяющие, по мнению учителя, концентрированно решать поставленные задачи воспитания.

Кроме того, чрезмерная подчеркнутость значения чего-либо способна вызвать реакцию отторжения информации, а естественный ход событий и естественная реакция на них учащихся может дать нужный эффект, что и должен учитывать учитель при конструировании урока (темы) и всей воспитательной работы в процессе обучения.

2. Осуществлять патриотическое  воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Очень важно для учителя ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего и его критики, анализировать и делать соответствующие выводы. Учить этому учащихся, стимулируя их к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечение прогрессивного развития страны.

3. Важное условие формирования  любого качества у человека - активное  его самостоятельное участие  в этом процессе. Работая с  различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повысят результативность процесса воспитания, улучшат взаимопонимание между учителем и учащимися.

4. Для улучшения взаимопонимания  учителю необходимо быть предельно  честным в освещении фактов  прошлого и настоящего, не сгущать краски, а уважение к истории Родине сделать ведущим принципом своей педагогической работы.

5. Одним из главных  условий является формирование  и развитие у учащихся потребностей  и положительных мотивов, связанных  с патриотическими качествами личности.

Таким образом, многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы. Патриотическое воспитание ведется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций силовых структур, органов самоуправления.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. – Астана, 2012.
  2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании», с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.  – Астана, 2012.
  3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. -   Астана, 2004.
  4. Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008: Методические рекомендации — Алматы, 2005.
  5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис — пресс, 2005. 
  6. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007. — С. 8-9.
  7. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005. №8 – С. 17-19.
  8. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
  9. Демеуова М.Е. Проблемы патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Образование. - 2006. - №6. - С.131-133.
  10. Хайруллина Н.А. Воспитание казахстанского патриотизма // Профессионал Казахстана. 2004.-№4.- C.30-32.
  11. Джилкишиева М.С. Патриотическое воспитание как актуальная педагогическая проблема // Научный мир Казахстана. - 2008. - №1. - С.172-180.
  12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. — М: НКЦ «Март» Ростов н/Д: изд. центр «Март», 2005. 448 с.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов пед.вузов. М.: Гардарики, 2003 – 520 с.
  14. Мальковская Т.Н. Патриотическое воспитание в начальной школе. // Журнал «Наука и школа» 2009. - № 7. – С. 32-34.
  15. Шефер О.Р. Воспитание патриота и гражданина. – Челябинск: ЧелГу, 2009. – 385 с.
  16. Матушкин С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю. - Челябинск: ЧелГУ, 2008. -193 с.
  17. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы нардов, веротерпимости // Педагогика. 2001. - №4. - С. 24-30.
  18. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.
  19. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. — 2007.- № 9.- С. 17-20.
  20. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики //Просвещение. - 2005. - №1. С. 61-62.
  21. Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину (для дошкольников и младших школьников). – М.: АРКТИ, 2002. – 143 с.
  22. Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. — 2006. — № 5. - С. 4-7.
  23. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.
  24. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  25. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
  26. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005.
  27. Белянкова Н.К. К итогам конференции по патриотическому воспитанию // Воспитание школьников. 2004. — №6. — С. 20 - 22.
  28. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: спец. 13.00.08: автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук. Челябинск, 2000. - 50 с.
  29. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. 2007. - №5. - С. 2 - 8.

Информация о работе Патриотическое воспитание в современной начальной школе и пути его совершенствования