Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса патриотического воспитания старших школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие патриотического воспитания.
2) Рассмотреть содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.
3) Выделить компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника
4) Выделить факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.
5) Дать методические рекомендации по формированию патриотизма у старших школьников.
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Понятие патриотического воспитания 5
1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников. 11
1.3 Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.. ..19
2.2 Методические рекомендации по формированию чувства патриотизма у старших школьников. 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой масштабную работу многих специалистов по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В настоящее время гражданское
образование находится на этапе
становления, который включает разработку
содержания гражданского образования,
развитие демократических начал
в жизни образовательных
Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени [1].
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная
школа) продолжает формировать систему
ценностей и установок
На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Содержание гражданского
образования реализуется во всех
учебных курсах, но в первую очередь
на уроках обществознания и истории.
Курс обществознания позволяет учащимся
усвоить наиболее актуальные обобщенные
знания о человеке, обществе, отношениях
человека к природе, обществу, самому
себе, об основных областях общественной
жизни. Курс обществознания помогает школьнику
успешно ориентироваться в
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.
Таким образом, основной целью
гражданско-патриотического
Анализ философских
подходов к определению
В «Концепции патриотического воспитания» А.К.Быкова патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность.
Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [6, с.41-42].
Солдатенков А.Д. полагает, что объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине» [22, с. 46-52]. Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. Как отметил Дробницкий О.Г., «нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом…» [11, с.15].
Следует отметить, что
с одной стороны, умение
Терентий М.А. считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника [25]. Суходолова Т. М. уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и другое [24].
Обобщая перечисленные суждения, можно сделать вывод о том, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:
Эти компоненты (когнитивный,
эмоциональный и
Перечисленные выше
компоненты могут проявляться
на разных уровнях и в
Таким образом, рассматривая патриотическое воспитание школьников как целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств, можно выделить не только компоненты, составляющие патриотизм, но и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшеклассника.
Факторы, влияющие на
воспитание патриотизма,
Информация о работе Патриотическое воспитание старших школьников