Патриотическое воспитание старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса патриотического воспитания старших школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие патриотического воспитания.
2) Рассмотреть содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.
3) Выделить компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника
4) Выделить факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.
5) Дать методические рекомендации по формированию патриотизма у старших школьников.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Понятие патриотического воспитания 5
1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников. 11
1.3 Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.. ..19
2.2 Методические рекомендации по формированию чувства патриотизма у старших школьников. 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой масштабную работу многих специалистов по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.

 

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В настоящее время гражданское  образование находится на этапе  становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал  в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и  информационно – методические материалы  Министерства образования РФ стимулировали  деятельность общеобразовательных  учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с  целью разработки региональных концепций  и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом  государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование  направлено на формирование гражданской  компетентности личности. Гражданская  компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской  компетентности школьников неразрывно связано с формированием у  них основополагающих ценностей  российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

В процессе формирования демократических  ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование  представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование  и воспитание, реализуемое посредством  организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового  пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование  в общеобразовательной школе  включает в себя три ступени [1].

На первой ступени (начальное  образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему  ценностей и установок поведения  подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей  самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени  углубляются, расширяются знания о  процессах, происходящих в различных  сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его  социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в  том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели  строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь  на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику  успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают  опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника), школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия  личности в решении общественно  значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так  и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и  соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они  сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими  событиями, происходящими в масштабах  села, города, страны в целом.

Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

Таким образом, основной целью  гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование и  развитие полноценной личности с  определенными моральными принципами, которая осознает себя не просто как  часть общества, но и как гражданина своей страны,  своего Отечества.

1.3 Компоненты и уровни сформированности  патриотизма как качества личности старшего школьника

 

 Анализ философских  подходов к определению патриотизма  убеждает в многогранности этого  понятия. Его современная трактовка   перекликается со взглядами таких мыслителей, как А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, педагогов - А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, которые понимали патриотизм, прежде всего, как участие в гражданских делах.

 В «Концепции патриотического воспитания» А.К.Быкова патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов. Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность,  общественно значимые поведение и деятельность.

Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма – сознанием, отношениями и деятельностью – и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [6, с.41-42].

 Солдатенков А.Д. полагает, что объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе,  к родному краю, героям войны,  людям труда, к Родине» [22, с. 46-52].  Формирование этической культуры (у подростков) и моральная направленность (у взрослых), конечно, могут быть показателем патриотизма. Как отметил Дробницкий О.Г., «нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом…» [11, с.15].

 Следует отметить, что   с одной стороны, умение различать  добро и зло, действовать в  защиту кого-то или чего-то, уважение  к другим и т.д.  (то есть категории, отражающие нравственные начала личности) - могут стать основой становления патриотизма. С другой стороны – патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе - Родину.

Терентий  М.А. считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника [25]. Суходолова Т. М. уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и другое [24].

 Обобщая перечисленные  суждения,  можно сделать вывод о том, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента: 

  • когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно);
  • эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны);
  • деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).

 Эти компоненты (когнитивный,  эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота  – знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности  субъекта выстраивается смысловой  ряд личностно значимых ценностей,  происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

 Перечисленные выше  компоненты могут проявляться  на разных уровнях и в различных  сочетаниях.  Максимов В.Г. отмечает, что уровней воспитанности по каждому качеству можно представить как минимум два и как максимум - неограниченное количество [17]. Можно предположить, что наиболее оптимальным является выделение трех уровней (высокий, средний и низкий) сформированности   патриотизма старшеклассника: 

  1. высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности  суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и прочее;
  2. средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер,  нуждается в стимулировании со стороны;
  3. низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

 Таким образом, рассматривая патриотическое воспитание школьников  как  целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств, можно выделить не только компоненты, составляющие патриотизм, но и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшеклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников

 

 Факторы, влияющие на  воспитание патриотизма, следует  понимать как обстоятельства, условия,  природные и социальные факты,  влияющие на эффективность системы  воспитания и побуждающие человека  к активной деятельности. Бабанский Ю.К. классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые. Турченко В.Н. выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса. В трактовке Н.В. Бордовской и А.А. Реана также - факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [15]. Мудрик А.В. выделяет факторы воспитания макро-, мезо -, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека . По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. Подобные разногласия в классификации факторов не случайны. Они свидетельствуют не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. Это свидетельствует о неразработанности данной научной проблемы.

Информация о работе Патриотическое воспитание старших школьников