Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса патриотического воспитания старших школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие патриотического воспитания.
2) Рассмотреть содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.
3) Выделить компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника
4) Выделить факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.
5) Дать методические рекомендации по формированию патриотизма у старших школьников.
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Понятие патриотического воспитания 5
1.2 Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников. 11
1.3 Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества личности старшего школьника 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Факторы, влияющие на формирование патриотизма старших школьников.. ..19
2.2 Методические рекомендации по формированию чувства патриотизма у старших школьников. 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Многомерный подход
к анализу роли среды в
В работах А.В. Мудрика предложена классификация этих факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:
1. Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны, ее международный авторитет, геополитические интересы, архетип нации.
2. Мезофакторы - условия региона: традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.
3. Микрофакторы – малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др.
Также к макрофaкторам можно отнести СМИ, оказывающие сильное влияние на общество, которое трудно переоценить на сегодняшний день.
Благодаря влиянию
указанных выше факторов, у учащейся
молодежи формируется система
ценностных отношений к
Система ценностных отношений также может быть классифицирована на такие, как:
Очевидно, что на сегодня
влияние современных факторов
воспитания наиболее
Кроме этого, важнейшим фактором, требующим изменения подходов к патриотическому воспитанию, является возникновение условий для непосредственного включения учащейся молодежи в жизнь общества через развитие у них патриотических чувств. В первую очередь утверждается необходимость нового подхода к структуре и содержанию воспитательного процесса, к определению характера педагогических отношений с акцентом на воспитание патриотизма и приобщения к национальным ценностям с учетом психологических факторов. Результаты реализации новых подходов зависят от целенаправленности усилий в повышении качества интеграции знаний, составляющих содержание патриотического воспитания. Новых подходов требует также разработка вариативных программ воспитательной работы, которые должны стать не традиционными нормативными документами, а плодом творческих исканий авторских и педагогических коллективов школ. При этом очень важно опираться на принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, свободе выбора видов деятельности, учета особенностей самой школы [12].
Также, одним из приоритетных
условий (факторов) воспитания патриотизма
у подростков, выступает не только
существующая система
Таким образом, старший школьный возраст играет огромное значение для формирования патриотизма. Ведь именно в этом возрасте происходят изменения, оказывающие влияние на формирование гармоничной, полноценной личности с моральными, этическими принципами, чувством долга и ответственности.
Следует отметить несколько особенностей современного образовательного процесса, оказывающих влияние на патриотическое воспитание учащихся:
А) Одним из стратегических направлений развития образования в нашей стране является регионализация образования. Россия - огромная страна, разнородная по природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям и культуре. И естественно, что это должно найти своё отражение в содержании образования;
Б) Регионализация подразумевает две составляющие: максимальное приближение ее образовательной сферы к реальным потребностям региона и учет специфики региона, его культурно-исторических, демографических особенностей. Вторая составляющая является основой для использования в учебном процессе краеведческих материалов. Длительный опыт работы отечественной школы свидетельствует, что краеведческие знания обладают большой эффективностью в области образования и воспитания.
В) Сегодня педагогическая общественность стремится приблизиться к реальным потребностям и условиям региона, ориентируясь на его специфику, культурно-исторические, этнические и демографические особенности.
Г) Развитие национально-регионального компонента. Он включает содержание образования, отражающее региональное своеобразие культуры, природы и имеет отношение, прежде всего, к таким предметам, как история, литература, родной язык, география, изобразительное искусство, музыка. Кроме этого, он призван включить школьников в окружающую их социальную и культурную среду. Национально-региональная часть компонента содержания образования реализуется через национально-региональное развитие гуманитарных учебных курсов.
Д) Включение национально-регионального компонента в учебный процесс связано со следующими задачами:
- связать содержание
- воспитать старшеклассников, будущих защитников Отечества, хорошо знающих свой край, его историю, культуру и традиции;
- воспитать любовь к родному краю, способность ценить богатства «малой» и «большой» Родины и готовность приумножить их.
Ж) Обновление содержания военно-патриотического воспитания предусматривает учёт национальных, региональных, исторических, культурных особенностей, традиций, потребностей. Национально-региональный компонент включает в себя содержание образования, связанное с национальными и региональными социально-культурными факторами и способствует приобщению к духовным богатствам, культурным ценностям, традициям родного края, народа, прививает любовь к родной земле, родному языку, развивает национальное сознание школьников через освоение фольклора, литературы, других видов искусства, всего богатства, национальной культуры.
Анализируя собранный теретический материал, в качестве рекомендаций по формированию чувства патриотизма у старших школьников можно предложить следующее:
А) непрерывность в освоении учащимися патриотических ценностей,
Б) взаимодополняемость различных компонентов восптания;
В) доступность и эмоциональность учебного материала;
Г) наличие ярких образцов проявления патриотической позиции;
3. Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам групповой, коллективной деятельности, которое ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы.
4. Воспитательная работа должна носить активный (поведенческая, интеллектуальная, вербальная, невербальная активность), систематический, осознанный (в форме сотрудничества – в игре, учении, труде) характер.
Как свидетельствуют многочисленные исследования, во внутреннем мире старшеклассников существует духовный вакуум, пустота, связанная с ослаблением у определенной части молодежи духовно-нравственных норм.
Основной причиной возникновения подобной тенденции являются слабые знания общечеловеческих и национальных нравственных ценностей. Для решения этой проблемы нужно усилить внимание к проблеме формирования патриотического воспитания молодежи.
В сложившейся ситуации необходима
новая образовательно-
Военно-патриотическое воспитание
молодежи является одним из важнейших
направлений по формированию морально-психологических
качеств. Оно ориентировано на формирование
мировоззрения, воздействие на их сознание,
мораль, убеждения, нормы и принципы,
которые определяют и регулируют
их поведение при подготовке к
защите Отечества. Речь идет о формировании
и развитии таких основополагающих
морально-психологических
Патриотическое воспитание сегодня переживает не лучшие времена. Однако патриотизм у российского народа не иссяк, хотя и ослаблен. Основы мужества, твердости духа, глубокие патриотические чувства у всех этих еще будущих воинов закладывались в нашей российской семье, школе и армии. И сегодня эта же триада обязана брать на себя ответственность за воспитание патриотически настроенной молодежи, готовой с честью выполнить свой долг перед Родиной.
В России как в едином многонациональном государстве, у всех народов одна судьба, общие жизненные интересы и духовно-нравственные ценности. И в основе государственности России должна стоять общероссийская идея -воспитание народов в духе патриотизма, дружбы народов и веротерпимости, которая выступает в роли объединяющей основы национальных идей этносов. Эта идея должна лежать и в основе военно-патриотического воспитания школьников на современном этапе.
Высшая цель нашего государства - реализация прав и свобод человека, всех народов России, защита его целостности и интересов. В данной цели государства выражается исторически назревшая потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.
Патриотическое воспитание старших школьников как один из компонентов воспитательного процесса в целом играет, несомненно, весомую роль. При этом проблемы, существующие в данной области воспитания, требуют вмешательства специалистов различных кругов, не только педагогов, но и психологов, ученых.
Информация о работе Патриотическое воспитание старших школьников