Педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Цель: раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори
Предмет: Педагогическая деятельность М. Монтессори
Объект: педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори
Задачи:
1.Рассмотреть жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори.
2.Раскрыть теоретические основы педагогики М. Монтессори.
3.Выявить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире.

Содержание

Введение
Глава I Жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
1.2 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
2.3 Педагогические принципы М. Монтессори
2.4 Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
Глава III Влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире
3.1 Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
3.2 Современная практика школ М. Монтессори
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика М. Монтессори.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

• свободного развития ребенка;

• подлинного гуманизма;

• обращенности к природе ребенка;

• отсутствия авторитаризма;

• индивидуализации работы в группе.

Девиз Монтессори-групп: "Помоги мне  это сделать самому"

Актуальность и практическая значимость Монтессори — системы состоит в следующем:

• эта система предоставляет  ребенку свободу выбора;

• позволяет малышу развиваться  самостоятельно в его собственном  темпе, соответственно его способностям и возможностям;

• использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую научно разработанные монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;

• помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и  определить в каком "чувствительном" периоде он находится;

• помогает раскрытию гениального  потенциала каждого ребенка.

Формы обучения

Группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста от 8 мес. до 7 лет, не посещающих и посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Цель: обеспечить своевременное всестороннее развитие детей с использованием прогрессивных педагогических технологий;

Лекционные и семинарские занятия  для родителей детей дошкольного  возраста и будущих родителей.

Цель: просвещение родителей по вопросам развития и оздоровления детей, обмен лучшими традициями семейного воспитания.

Досуговые мероприятия.

Цель: организация и проведение семейных праздников, совместных поездок, позволяющих укрепить детско-родительские взаимоотношения

Летняя детская загородная дача "Солнышко".

Цель: организация полноценного загородного  отдыха детей дошкольного возраста (4-7 лет) в лучших традициях пионерских лагерей в режиме полного пансион.

Развивающие маршруты для детей  и взрослых

"В ожидании чуда" — практико-теоретический  курс для будущих мам и пап.

Цель: помочь будущим мамам грамотно ориентироваться в состояниях беременности; узнать современную информацию о  дородовом развитии своего ребенка  и развитии малыша в первый год  жизни; получить психологическую и  практическую помощь специалистов при подготовке к будущим родам.

Группа "Вместе с мамой" —  для детей в возрасте от 8 мес. до 2-3 лет.

Цель: обеспечить своевременное развитие, раннюю социализацию детей и их адаптацию  к поступлению в дошкольные образовательные  учреждения.

Адаптационная группа "Я сам!" для детей от 2 до 3 лет.

Цель: способствовать легкой адаптации  к детскому саду, самостоятельной  деятельности без мамы и получению  навыков социального общения  в детском коллективе.

Дошкольная группа "Хочу все  знать" для детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Цель: способствовать всестороннему  развитию детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.

Группа "Скоро в школу" для  детей в возрасте 5-7 лет.

Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к школьному  обучению.

Группа "Особый ребенок" для неординарных детей, детей из двуязычных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: оказывать систематическую  психолого-педагогическую помощь детям, способствовать формированию у них  позитивного мировоззрения и  ситуации успеха, социальной адаптации, содействовать родителям в организации, воспитании и обучении таких детей.

Группа "Милосердие" для детей, оказавшихся в сложной жизненной  ситуации.

Цель: оказание благотворительных  развивающих и образовательных  услуг детям дошкольного возраста (3-7 лет), проживающих в специализированных детских учреждениях (Домах ребенка, детских приютах) для расширения социального опыта детей, оставшихся без попечения родителей, общения со сверстниками и взрослыми в уникальной развивающей среде, формирования основ готовности к школьному обучению и к жизни.

Индивидуальные маршруты.

Цель: подобрать индивидуальный развивающий  или корректирующий маршрут для  ребенка, нуждающегося в оказании логопедической, психологической и др. помощи с  последующим введением в группу.

Группы дневного, вечернего пребывания, выходного и праздничного дня  для детей от 2 до 7 лет.

Цель: оказание помощи родителям в  вопросах воспитания и развития детей, организация присмотра и ухода  за ними.

Как проводятся занятия

Развивающие занятия объединены в блоки по 2-4 дисциплины. Родители детей по желанию выбирают заинтересовавший их блок.

Как давать урок.

Показ ребенку новою материала  называется презентацией и является основным уроком. Цель этого урока - не только познакомить ребенка с основными качествами и использованием материала, но и дать возможность учителю больше узнать о ребенке и его внутреннем развитии. Учитель использует этот урок для наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего практикования различных к нему подходов. В этом смысле "урок соотносителен с экспериментом". Чтобы выбрать правильный момент для такого урока, необходимы чуткость и опыт. Учитель на некоторое время берет инициативу в развитии ребенка в свои руки. "При выполнении такой деликатной задачи, — отмечала М.Монтессори, — требуется большое мастерство в определении момента и пределов вмешательства. Наша цель — не вызывать смятения, не сбивать с толку, а помогать душе, которая должна жить собственными силами".

Урок должен даваться исключительно  на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях. Свободные дети не обязаны оставаться неподвижно на своих местах и прислушиваться к учителю или присматриваться к тому, что он делает, поэтому коллективные уроки в школе Монтессори имеют "весьма второстепенное значение и почти совсем упразднены".

Основной урок можно определить как "определенное впечатление от контакта с окружающим внешним миром; именно четкий, научный и предопределенный характер этого контакта отличает его от массы неопределенных контактов, в которые ребенок постоянно вступает в своей окружающей среде" (М. Монтессори). Чтобы этот контакт носил четкий и ясный характер, учитель должен в совершенстве изучить материалы и заранее, путем добросовестной практики, определить точный способ презентации упражнения.

Ребенок откликнется на точность этой презентации, т.к. она удовлетворяет  его внутренней потребности. М. Монтессори обнаружила, что точность очень привлекает ребенка, именно она удерживает его в работе. Из этого делается вывод, что привлекательность манипуляций имеет для ребенка подсознательную цель: "Ребенок обладает инстинктом -координировать свой движения и контролировать их".

В дополнение к точности и упорядоченности  М.Монтессори определила требования к  уроку: простота ("ничего, кроме безусловной  истины"); краткость ("веди счет словам своим"); объективность ("бросить  луч света и пойти своей дорогой. Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Учитель, наблюдая за детьми, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу и установить личностный контакт с ребенком. На коврике (пли на столе) должен лежать только материал для урока для того, чтобы "ограничить поле сознания ребенка предметом урока" (М. Монтессори). Сначала учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом. После этого он предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как только что было показано, если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает. Чтобы не задевалась свобода ребенка, необходимо соблюдать следующие условия: нельзя заставлять ребенка выполнять показанное упражнение; если ребенок после презентации работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. "Настаивая на том, — отмечала М. Монтессори, - чтобы ребенок повторил упражнение или, заставляя его чувствовать, что он сделал ошибку или чего-то не понял, мы таким образом, изменяем его естественное состояние, которое надо было использовать в психологических наблюдениях" [28, c. 44]. Следовательно, основным руководством для ведения урока является метод наблюдения, который включает также свободу и самостоятельность ребенка. Особенно привлекательным кажется один из важнейших принципов педагогики Монтессори "помоги мне это сделать самому", который свидетельствует именно о том, что учитель или другой взрослый не учит ребенка, а помогает ему осваивать окружающий мир. Если по реакции ребенка учитель понимает, что момент для презентации выбран неправильно, он предлагает отложить материал, и пробует повторить это позже, в более благоприятный момент.

Узнать, как правильно использовать материал, — по мнению М. Монтессори, — только начало его полезности для ребенка. Настоящий рост ребенка, проявляющийся в развитии его  психической природы, происходит в  процессе повторения этого использования. Этот процесс происходит в том случае, если ребенок понял идею упражнения, и эта идея соответствует его внутренней потребности. Именно повторения упражнения ожидает учитель. Когда этот феномен происходит, учитель знает, что он уже помог тому, чтобы внутренние потребности ребенка нашли в окружающей среде помощь для дальнейшего развития, и теперь можно самому ребенку предоставить его обучение.

После периода повторения упражнения в его первоначальной форме возникает  еще один феномен — ребенок  начинает создавать новые способы использования материала, часто комбинируя несколько взаимосвязанных упражнений или сравнивая материал с соответствующими объектами в окружающей среде. Этот "взрыв" творческой активности становится возможным благодаря внутреннему развитию ребенка в сочетании с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов. Так как ребенок не знает, что многие из его открытий в отношении материалов были уже сделаны раньше другими, эти открытия по-особому принадлежат ему, давая волнующее ощущение открытия нового для него.

Поскольку детям первоначально  показывают способ использования материала  так, чтобы они могли развивать  с ним какие-то знания и умения, многие люди не осознают потенциала материала  Монтессори для развития детского творчества. Они представляют себе, что дети проделывают цепь одних и тех же механических действий с материалом постоянно продолжающееся повторение того, что им показали и которое не ведет к новой деятельности. Джон Дьюи видел метод Монтессори именно таким образом, утверждая, что Монтессори достигла в своих школах физической, но не интеллектуальной свободы: "У Монтессори нет свободы, позволяющей ребенку творить. Ребенок свободен в выборе материала, который будет использовать, но он никогда не выбирает цель, никогда не связывает материал со своими собственными планами, так как материал сводится к определенному количеству предметов, с которыми надо обращаться определенным образом". Можно согласиться с Дьюи, но следует отметить, что такая позиция может возникнуть у педагога, который не обучен специально методике работы с Монтессори-материалом. Эта ошибка сегодня возникает у большинства практиков, которые пытаются применить этот метод без должной подготовки [19, c. 70-73].

Одну из причин ограниченного взгляда  на материалы М.Монтессори видела в том, что воспитатели и родители обычно не наблюдают, как маленькие дети свободно работают с истинно творческими материалами. Большинство игрушек и материалов, которые дают ребенку, так ограничены в своих целях и дизайне, что ему приходится предпринимать попытки сделать из них что-то другое; он не нуждается в презентации таких материалов, т.к. в них практически нечего представлять, в них нет ничего для "открытий" ребенка. В своем стремлении найти в них что-то ценное для себя, ребенок разбирает их на части и из-за непрочной конструкции неумышленно ломает их. Материалы Монтессори, наоборот, исключительны по тщательности разработки и уникальны по спланированное на определенную цель. То, что эти материалы продолжают интересовать детей и оказывать воздействие на их внутреннее развитие уже почти столетие, является достаточным подтверждением их творческих возможностей. Конечно, и с Монтессори-материалами учитель может лишить ребенка права самому делать открытия, если покажет ему больше, чем просто основную идею и, таким образом, лишит его радости творчества.

По данным наших наблюдений за работой  начинающих Монтессори-учителей, опасность  таких ошибок достаточно высока: пленяясь точностью методических разработок, педагог боится отступить от них.

После того, как учитель убедился, что идея ребенком усвоена, он представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных уроков — "уроков номенклатуры" (М. Монтессори), на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней:

1) ассоциация сенсорного восприятия  с названием (установление педагогом  связи между предметом или  признаком и названием);

2) распознавание предмета или  признака, который соответствует  названию;

3) запоминание слова, соответствующего предмету или признаку. После того, как у ребенка сложился определенный словарный запас, он в состоянии передавать обобщенные идеи. В окружающей его среде он находит предметы, которые соответствуют его новым знаниям:

"листья зеленые (желтые, красные)", "цветок хорошо пахнет" и т.д. "Если ребенок развивается нормально, — писала М. Монтессори, — мы должны ожидать такого спонтанного изучения всего, что его окружает. В таких случаях дети испытывают огромную радость от каждого нового открытия. Они полны чувства достоинства и удовлетворенности, подталкивающего их, чтобы искать все новые ощущения от окружающей их среды, и делающего их самопроизвольными наблюдателями" [http://www.babyschool.ru/].

Занятие в монтессори-классе, где  дети в свободной форме упражняются в развитии органов чувств, совершенствуют навыки мелкой и крупной моторики, развивают речь, тренируют математические умения, получают элементарные представления из области различных дисциплин (географии, физики, химии, биологии и т.д).

Занятие "творчество", на котором дети знакомятся с различными техниками и материалами творческой деятельности, позволяющими проявлять фантазию, творческое мышление, совершенствовать навыки мелкой моторики.

Музыкальное занятие, позволяющее  развить музыкальный слух ребенка, певческие навыки, дикцию, познакомить с разными видами движений, музыкальными инструментами, помочь свободной адаптации на детской сцене.

Занятие "оздоровление", развивающее  основные виды движений, способствующее совершенствованию координации и равновесия, укреплению иммунитета через закаливание и воздействие на биологически активные точки организма. 5) Английский для малышей — занятие, помогающее в игровой форме познакомиться с иностранным языком, способствовать его пониманию и правильному произношению, как основы разговорной англоязычной речи.

Информация о работе Педагогика Марии Монтессори