Педагогика высшей школы в системе педагогических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них - фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

 

Педагогика высшей школы  в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено  несколькими факторами. Среди них - фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Однако многие из них участвуют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов. Многие дидактические разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познавательного труда переносится в школу и оказывается средством обновления школьного учебного процесса.

Вторая специфическая  особенность педагогики высшей школы  состоит в ее преемственности  со школьной педагогикой. Многие теоретические  истины обучения и воспитания будущих  специалистов в различных областях материального и духовного производства, обслуживания отражают законы преемственности  общего и профессионального образования. Общепризнано, что педагогика школы  как наиболее развитая область научного знания есть источник обогащения других ветвей наук о воспитании.

Среди современных научных  проблем, которые ждут своей разработки, к числу актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми -- субъектно-ориентированными. Иначе говоря, приспособленным к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования (бакалавр, магистр), довузовскому опыту, набору педагогически профессионально значимых личностных качеств. Переход от нивелирующей системы обучения учителя к "поштучному" формированию педагога-профессионала, вероятно, приведет к замене стиля взаимоотношений преподаватель-студент. Это будет не то, что А С. Макаренко называл "разрозненной возней с каждым в отдельности", а обучение студента в вузе по его собственной программе формирования своего педагогического профессионализма (инженерного, медицинского, экономического, военного и т.д.).

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются с сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

- общие способы действия предваряют решение задач;

- учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке - ученике;

- происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность  учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной  деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося  теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего  обучения знаний.

В качестве основных форм организации  процесса обучения в школе принят урок, в вузе - лекция.

Среди большого числа и  разнообразия видов организации  процесса обучения в школе и в  вузе каждый вид решает определенный набор дидактических задач и  тем выполняет свое назначение. Такое  разнообразие на практике говорит о  творчестве и мастерстве учителей школ и преподавателей высших учебных  заведений, заинтересованных в результативности своей работы.

Особенности обучения в вузах  определяются целями, формами и средствами высшего образования, подготовкой  поступающих в вузы, квалификацией  преподавателей.

Лекция - ведущая форма  обучения в вузе, так как с нее  начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных  программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное  и отчетливое, самое современное  представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или  профессиональной деятельности. В ней  всегда должна соединяться теория с  практикой.

Лекция хороша, когда она  не повторяет учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним  достижениям науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя  к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Лекция - это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова. Общий структурный каркас любой лекции - это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем - строгое следование плану предложенной работы.

Основные требования к  чтению лекции:

- высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

- большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

- доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

- достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

- ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

- анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

- выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

- разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

- умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;

- применение основных материалов - текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций:

Вводная лекция дает первые целостные представления о предмете и ориентирует студентов в  работе по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и  задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин  и в системе подготовки специалистов. Дается краткий обзор курса, этапы  развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных  ученых, излагаются перспективные направления  исследований. На этой лекции выделяются методические и организационные  особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, уточняются сроки и формы  отчетности.

Лекция-информация ориентирована  на изложение и объяснение студентам  научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция - это  систематизация научных знаний на высоком  уровне, допускающая большое число  ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при  раскрытии внутрепредметной и межпредметной связей, исключая детализацию и конкретизацию. Стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция - это  лекция, на которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного  материала с помощью технических  средств обучения (ТСО), аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин, картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических изображений в виде схем, таблиц, графиков, моделей).

Бинарная лекция - это  разновидность чтения лекции в форме  диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных  школ, либо как ученого и практика).

Лекция с заранее запланированными ошибками. Такая лекция рассчитана на стимулирование студентов к постоянному  контролю предлагаемой информации (поиск  ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце  лекции - диагностика слушателей и  разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с  заранее поставленной проблемой  и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный  текст, заранее подготовленный в  рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов  позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель  подводит итоги самостоятельной  работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, формулирует основные выводы.

Лекция-консультация может  осуществляться по двум вариантам: по типу "вопросы - ответы" и по типу "вопросы - ответы - дискуссия". В  первом варианте лектор отвечает в  течение лекционного времени  на вопросы студентов по всему  разделу или всему курсу. Второй вариант является трояким сочетанием: изложение лектором новой учебной  информации, постановка вопросов и  организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

В практике высшей школы  используются и другие виды лекционной формы обучения.

К формам учебной деятельности вуза, помимо лекций, относятся: семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятия, профессиональный тренинг, конференция, экскурсия, учебная практика, консультация, самостоятельные занятия, зачет, экзамен.

Семинар - это групповое  обсуждение студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует  за лекцией и рассчитан на углубление знаний и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар  в проверку знаний. Основная задача преподавателя: поддерживать интерес  к дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих  к потере времени, и предоставлять  возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить  сообщать их самому.

Конференция похожа на большой  семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между  участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный  характер выступлений программируется  и одобряется. Обсуждение проблем  получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно конференции проводятся как кафедральные или факультетские.

Экскурсия (выезд) - форма  обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая обратиться к реальной жизни, непосредственно  воспринять изучаемые явления.

Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, производственных организациях, на полигонах  и местности.

Тренинг (тренировочные практически  занятия) - разновидность практических занятий. Основная цель - доведение  каждого осваиваемого профессионального  действия до совершенства, до уровня навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного  времени не позволяют доводить отработку  большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому  использование самоподготовки выступает  единственным способом решения проблемы.

Игра - форма практического  обучения, в которой имитируются  деятельность и взаимодействие профессионала  с коллегами и гражданами. Она  позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а  также развивать мышление, находчивость и быстроту оценки ситуаций и принятия решений. Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одной или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи.

Например, на юридическом  факультете одного из вузов игры проводятся в специальном зале, где имеются  кресла для судьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты судебного заседания. Преподаватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому - ответчика, третьему - свидетеля. Назначаются  судья и прокурор. Ход заседания  может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно  проводить разбор игры. В ряде случаев  в основу игры кладутся материалы  подлинного дела из архива суда.

В ролевых играх один из обучаемых берет роль специалиста, должностного лица, а три-пять других выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам.

Информация о работе Педагогика высшей школы в системе педагогических наук