Педагогика высшей школы в системе педагогических наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них - фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

Инновации в высшей школе

Мир сегодня объединен  заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается  международное образовательное  пространство. Поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня. В наше время прогнозируют тенденции развития мирового образовательного пространства, выделяют типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы. Все страны объединяет понимание, что современное  образование должно стать международным. То есть университетское образование  приобретает черты поликультурного  образования. Оно развивает способность  оценивать явления с позиции  другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются  все учебные курсы. Создается  поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения  будущего специалиста и обогащения его личности.

В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений (под эгидой классического  университета) в научно-образовательные  мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. В разных странах наблюдается объединение  университетов с промышленными  комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий.

Как повлияли исторические традиции на развитие высшей школы  в нашей стране? Согласно замыслу  Петра I, университет есть центр научной, образовательной и просветительской деятельности, имеющий общекультурное значение для развития страны. В  результате и в наше время в  структуру университета входят различные  научные центры, НИИ, научные общества и профессиональные объединения. Преподаватели  университета не только создают научные  школы, но и включены в широкую  пропаганду достижений науки, культуры и техники через публичные  лекции, семинары, конференции, средства массовой информации, радио и телевидение. Большая часть университетских  преподавателей принимает участие  в подготовке научно-методических пособий  и написании учебников для  образовательных систем разных типов. В истории России университет  был связующим звеном между Академией  наук и средними общеобразовательными школами. В российских университетах  работают профессора, являющиеся членами  Российской Академии наук, Академии образования, Академии медицинских наук и многих других общественных академий. Традиционно  российские университеты обладают отечественным  научным и кадровым потенциалом  и поддерживают культурный и научный  обмен с зарубежными университетами. Важнейшими принципами развития отечественных  университетов остаются:

* взаимосвязь науки и  практики в процессе подготовки  специалистов;

* преемственность между  уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета;

* гражданственность воспитания;

* интеллигентность и высокая  духовность университетской жизни  независимо от политического  строя и экономических условий  в стране.

Каковы современные новации  в системе университетского образования?

Реформирование системы  высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе  и новыми веяниями, связанными с  вхождением в мировое образовательное  пространство. На этом пути наблюдается  ряд тенденций.

Первая связана с развитием  многоуровневой системы во многих университетах  России. Преимущества этой системы  состоят в том, что многоуровневая система организации высшего  образования обеспечивает более  широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у  выпускника осваивать на базе полученного  университетского образования новые  специальности.

Вторая тенденция - это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция - это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается  в переводе высшей школы России на самофинансирование. И еще одна тенденция  состоит во включении вузов Украины в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к  категории саморазвивающихся образовательных  систем.

В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений.

Критерии оценки нововведений.

1. Масштаб преобразования  вуза. Нововведения могут вводиться  в рамках только одного факультета  или направления и связаны, например, с изменением учебного плана и образовательных программ. Более масштабные преобразования могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества и другое. Если же весь вуз реализует идею перспективного развития, то введение разного вида новаций приобретает полномасштабный характер и охватывает, как правило, все звенья и элементы системы.

2. Степень глубины осуществляемого  преобразования. В рамках данного  критерия возможно обновление  по аналогии или прототипу,  уже известному в мировой практике. Это касается всех элементов  и звеньев высшего учебного заведения - учебной дисциплины, деятельности преподавателя и студента, организации отбора абитуриентов. Комбинаторное нововведение предполагает структурное, а не содержательное обновление. Например, включение в структуру университета академической гимназии как школы. Другим примером может быть создание комплекса "педагогическая гимназия - педагогический колледж - педагогический университет". Радикальное изменение в системе высшего образования связано, например, с открытием частного вуза, переходом высшего учебного заведения на разные источники финансирования, с переходом всего вуза на дистанционную форму обучения студентов.

3. Степень новизны по  фактору времени. В рамках этого  критерия нововведения классифицируют  как "замещающие", "отменяющие", "открывающие" и ретровведения. В первом случае вместо устаревшего учебника, например, или технического средства вводятся новые, более современные. Суть отмены - в прекращении деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью; в этом-то и состоит новизна. "Открывающее" - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного.

В течение XX века в мировой  практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза. В результате имеет  место огромное разнообразие типов  школ.

В системе высшего образования  складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения  среднего профессионального, высшего  профессионального и поствузовского образования.

В современной Украине система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Например купеческие, казачьи, фермерские, морские школы, кадетские корпуса, адаптивные образовательные учреждения, школы-лаборатории, оригинальные образовательные комплексы, национальные школы (еврейская, калмыцкая, ненецкая, финская, немецкая). Появились международные школы и университеты, частные школы и вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000

3. Столяренко А.М. Психология  и педагогика. М., 2001

4. Филатов О.К. Информатизация  современных технологий обучения  в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997

5. Филатов О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999

6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996

7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., 2000

 


Информация о работе Педагогика высшей школы в системе педагогических наук