Педагогика в системе наук о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование и воспитание осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни, поэтому развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений.

Содержание

Введение
1. Общее представление о педагогике как науке
2. Образование как социальный феномен
3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
4. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. по педаг.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Самарской  области

ГБОУ СПО Тольяттинский  социально-педагогический колледж

г.Тольятти, ул. Ленинградская, 28

Тел.48-20-93

 

 

 

 

Ф.И.О. студента                                  Мажанова Елена Александровна

Домашний адрес  студента, телефон ____________________________

Специальность _______________________________________________

Форма обучения ______________________________________________

Курс, группа__________________________________________________

 

Контрольная работа по дисциплине

_____________________________________________________________

 

Дата получения __________

 

 

Оценка работы____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №2. Педагогика в системе наук о человеке

План:

Введение

1. Общее представление  о педагогике как науке

2. Образование как социальный  феномен

3. Образование как педагогический  процесс. Категориальный аппарат  педагогики

4. Связь педагогики с  другими науками и ее структура

Заключение.

 

 

Введение.

         Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование и воспитание осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни, поэтому развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. В связи с этим, не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

1.Общее представление о педагогике как науке

            Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" ("пайд" - "дитя", "гогос" - "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение". 
В Древней  Греции эта функция осуществлялась непосредственно - педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает  определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает  некоторые зависимости между  различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые  передавались от одного поколения к  другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век  учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно  велика как в жизни общества, отдельной  семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. 
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог  К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине. 
Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. 

Подчеркивая технологическую  сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи получения человеком культурно исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с уме том его индивидуально-возрастных особенностей. 
 
Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

 

2.Образование как социальный феномен.

 

            Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация.  Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком.

Этот целенаправленно  организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и  социального опыта выделился  из других видов жизнедеятельности  общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось  вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. 
Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Таким образом, выделение  образования в специфическую  отрасль духовного производства, следовательно, отвечало историческим условиям и имело прогрессивное  значение. 
Образование как социальное явление - это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.  Итак, образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

3.Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.

         Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. Здесь можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия. 
Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет "педагогический процесс". Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой выражает сущность этих явлений. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Основной характеристикой педагогического процесса  является  целостность как внутреннее единство его компонентов, так и относительная их автономность. 
Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (система дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятельностью конкретного учебного заведения. Однако понятие "педагогическая система" выходит за рамки узко понимаемой персонализации (Б. Г. Гершунский), и подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический  процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

      Педагогический  процесс осуществляется в специально  организованных условиях, которые  связаны прежде всего с содержанием  и технологией педагогического  взаимодействия. Таким образом, выделяются  еще два компонента педагогического  процесса и системы: содержание  образования и средства образования  (материально-технические и педагогические  – формы, методы, приемы). 
Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс .

Педагогическая система  создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые  происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках

              Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие. 
 
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Категория «воспитание» –  одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком  смыслах. Воспитание в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом, специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение - специфический  способ образования, направленный на развитие личности посредством организации  усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитание и обучение как способы осуществления  педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, цели и задачи образования. Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.

 

 

 

 

4. Связь педагогики  с другими науками и ее структура.

 

           Место педагогики в системе  наук о человеке может быть  выявлено в процессе рассмотрения  ее связей с другими науками.  В течение всего периода своего  существования она была тесно  связана со многими науками,  которые оказывали неоднозначное  влияние на ее становление  и развитие. Связь педагогики  с философией является наиболее  длительной и продуктивной, так  как философские идеи продуцировали  создание педагогических концепций  и теорий, задавали ракурс педагогического  поиска и служили ее методологическим  основанием. 
Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке