Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:40, контрольная работа
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование и воспитание осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни, поэтому развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений.
Введение
1. Общее представление о педагогике как науке
2. Образование как социальный феномен
3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
4. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Заключение.
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж
г.Тольятти, ул. Ленинградская, 28
Тел.48-20-93
Ф.И.О. студента
Домашний адрес студента, телефон ____________________________
Специальность ______________________________
Форма обучения ______________________________
Курс, группа________________________
Контрольная работа по дисциплине
______________________________
Дата получения __________
Оценка работы____________
Тема №2. Педагогика в системе наук о человеке
План:
Введение
1. Общее представление о педагогике как науке
2. Образование как социальный феномен
3. Образование как
4. Связь педагогики с другими науками и ее структура
Заключение.
Введение.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование и воспитание осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни, поэтому развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. В связи с этим, не случайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.
1.Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от
греческого слова "пайдагогос" ("пайд"
- "дитя", "гогос" - "веду"),
которое означает "детоводство" или
"дитяведение".
В Древней Греции эта функция осуществлялась
непосредственно - педагогами первоначально
назывались рабы, сопровождавшие детей
своего господина в школу.
Нужно отметить, что каждый
человек опытным путем
Однако педагогическая наука в отличие
от житейских знаний в области воспитания
и обучения обобщает разрозненные факты,
устанавливает причинные связи между
явлениями. Она не столько описывает их,
сколько объясняет, отвечает на вопросы,
почему и какие происходят изменения в
развитии человека под влиянием обучения
и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы
предвидеть и управлять процессом развития
личности. В свое время великий русский
педагог К. Д. Ушинский предостерегал от
эмпиризма в педагогике, педагогическую
практику без теории он соотносил со знахарством
в медицине.
Однако житейский педагогический опыт,
несмотря на изустную форму своего существования,
не исчезал, а передавался из века в век,
выдерживал испытания, менял ориентиры
и ценности, но в целом сохранялся в виде
педагогической культуры народа, его педагогической
ментальности и сегодня составляет основу
научного педагогического знания.
Подчеркивая технологическую
сущность педагогики, можно следующим
образом сформулировать ее предмет: пути
и средства передачи получения человеком
культурно исторического опыта и приобщения
к общекультурным ценностям с уме том
его индивидуально-возрастных особенностей.
Таким образом, педагогика – это наука,
изучающая сущность, закономерности, принципы,
методы и формы организации педагогического
процесса как фактора и средства развития
человека на протяжении всей его жизни
2.Образование как социальный феномен.
Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком.
Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Образование стало особой
сферой социальной жизни с того времени,
когда процесс передачи знаний и
социального опыта выделился
из других видов жизнедеятельности
общества и стал делом лиц, специально
занимающихся обучением и воспитанием.
Однако образование как социальный
способ обеспечения наследования культуры,
социализации и развития личности возникло
вместе с появлением общества и развивалось
вместе с развитием трудовой деятельности,
мышления, языка.
Ученые, занимающиеся изучением социализации
детей на этапе первобытного общества,
считают, что образование в ту эпоху было
вплетено в систему общественно-производственной
деятельности Функции обучения и воспитания,
передачи культуры от поколения к поколению
осуществлялись всеми взрослыми непосредственно
в ходе приобщения детей к выполнению
трудовых и социальных обязанностей.
Таким образом, выделение
образования в специфическую
отрасль духовного
Образование как социальное явление -
это прежде всего объективная общественная
ценность. Нравственный, интеллектуальный,
научно-технический, духовно-культурный
и экономический потенциал любого общества
непосредственно зависит от уровня развития
образовательной сферы. Итак, образование
как социальное явление - это относительно
самостоятельная система, функцией которой
является обучение и воспитание членов
общества, ориентированные на овладение
определенными знаниями (прежде всего
научными), идейно-нравственными ценностями,
умениями, навыками, нормами поведения,
содержание которых в конечном счете определяется
социально-экономическим и политическим
строем данного общества и уровнем его
материально-технического развития.
3.Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.
Становление любой области научного знания
связано с развитием понятий, которые,
с одной стороны, указывают на определенный
класс единых явлений, а с другой - конструируют
предмет данной науки. Здесь можно выделить
одно, центральное понятие, которое обозначает
всю изучаемую область и отличает ее от
предметных областей других наук. Остальные
понятия аппарата той или иной науки, в
свою очередь, отражают дифференциацию
исходного, стержневого понятия.
Для педагогики роль такого стержневого
понятия выполняет "педагогический
процесс". Оно, с одной стороны, обозначает
весь комплекс явлений, которые изучаются
педагогикой, а с другой выражает сущность
этих явлений. В своем первом приближении
к определению педагогический процесс
- это движение от целей образования к
его результатам путем обеспечения единства
обучения и воспитания. Основной характеристикой
педагогического процесса является целостность
как внутреннее единство его компонентов,
так и относительная их автономность.
Педагогический процесс как целостность
может быть рассмотрен с позиций системного
подхода, который позволяет увидеть в
нем прежде всего педагогическую систему
(Ю. К. Бабанский). Нередко это понятие персонифицируется
(например, система Макаренко, система
Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится
с тем или иным уровнем образования (система
дошкольного, школьного, профессионально-технического,
высшего образования и т.п.) или даже с
образовательной деятельностью конкретного
учебного заведения. Однако понятие "педагогическая
система" выходит за рамки узко понимаемой
персонализации (Б. Г. Гершунский), и подчиняются
общему закону организационного строения
и функционирования системы как процесса.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.
Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогический
процесс осуществляется в
Взаимосвязи таких компонентов системы,
как педагоги и воспитанники, содержание
образования и его средства, порождают
реальный педагогический процесс .
Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках
Основными категориями педагогики выступают:
воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие — это объективный процесс внутреннего,
последовательного количественного и
качественного изменения физических и
духовных сил человека. Можно выделить
физическое развитие, психическое, социальное,
духовное. Развитие личности осуществляется
под влиянием внешних и внутренних, социальных
и природных, управляемых и неуправляемых
факторов.
Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом, специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, цели и задачи образования. Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.
4. Связь педагогики
с другими науками и ее
Место педагогики в системе
наук о человеке может быть
выявлено в процессе
Трактовки связей философии и педагогики
носили достаточно жесткий оппозиционный
характер. С одной стороны, педагогику
считали "полигоном" для приложения
и апробации философских идей. В этом случае
ее рассматривали как практическую философию.
С другой стороны, неоднократно предпринимались
попытки отказаться от философии в педагогике.
Философия является и теоретической платформой
осмысления педагогического опыта и создания
педагогических концепций.