Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:49, реферат

Краткое описание

История возникновения педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Принципы педагогики, и ее функции.
Предмет и задачи педагогики.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет

исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону

процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно

существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм,

например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его

производительных сил и производственных отношений; история – как частный

момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с

изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность

любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного

предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не

исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает

как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и

развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый асект

природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и

знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-

воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую

подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке

учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина.

Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере

расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни

общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного

воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием

и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и

педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая

система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических

дисциплин:

1.      Общая педагогика, исследует основные закономерности

воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования

и обучения.

2.      Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания

людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых

(профессионально-технического, высшего  образования и др.);

3.      Специальная педагогика – дефектология, изучающая

особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых

и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих –

тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с

расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4.      Частная методика, исследующая специфику применения

общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого предмета

(иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5.      История педагогики, изучающая развитие педагогических идей

и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической

науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная

педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части

педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика

детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

    

История возникновения педагогики

 

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни

растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных

учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося

опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их

к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную

потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в

частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда

производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в

особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные

учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание

детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее

достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран

Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители

хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии

общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между

640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно

позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда.

По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических

знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться

более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах

жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в

трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.),

Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона

(427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось

немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё

происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия

науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали

присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести

учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово

«пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В

дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые

занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая

деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала

называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие

педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг»,

гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто

средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских

философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, выска-зывали

Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами,

педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны

церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи

Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский

гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан

Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и

др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за

гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала

оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была

выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики

как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с

именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с

детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих

научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких

виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А.

Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн

Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

(1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике

были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г.

Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление

отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого

(1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное

раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д.

Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли

Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин

(1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не

является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки

и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

    

Связь педагогики с другими науками

 

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного

изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи

педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и

совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,

психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,

Информация о работе Педагогика как наука