Педагогика как наука
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:49, реферат
Краткое описание
История возникновения педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Принципы педагогики, и ее функции.
Предмет и задачи педагогики.
Вложенные файлы: 1 файл
Каждая наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет
исследования – ту или иную форму бытия
объективного мира, ту или иную сторону
процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно
существующее явление изучается многими
науками. Исторический материализм,
например, рассматривает воспитание
как частный момент развития общества,
его
производительных сил и производственных
отношений; история – как частный
момент истории классовой борьбы и классовой
политики; психология – в связи с
изучением становления личности развивающегося
человека. Самостоятельность
любой науки определяется, прежде всего,
наличием особого, собственного
предмета исследования, наличием такого
предмета, который специально не
исследуется никакой другой научной
дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе
«вещей и знаний» педагогика выступает
как единственная наука, имеющая своим
предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения
таких вопросов: как воз-никла и
развивалась эта наука и какие специфические
проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою
историю и достаточно определённый асект
природных или общественных явлений,
изучением которых она занимается, и
знание которых имеет большое значение
для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому
растёт количество образовательно-
воспитательных учреждений, расширяется
сеть народных школ, дающих необходимую
подготовку детям, открываются специальные
учебные заведения по подготовке
учителей и начинает преподаваться педагогика
как особая научная дисциплина.
Всё это давало большой толчок развитию
педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей
и молодёжи, педагогика по мере
расширения границ воспитания и сферы
действия субъективных факторов в жизни
общества всё более становятся наукой
об общих закономерностях воспитательного
воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою
теорию, наполняется новым содержанием
и осуществляет дифференциацию своих
исследований. Этот процесс коснулся и
педагогики. В настоящее время понятием
«педагогика» обозначается целая
система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется
на ряд самостоятельных педагогических
дисциплин:
1. Общая педагогика,
исследует основные закономерности
воспитания человека; раскрывает сущность,
цели, задачи и закономерности
воспитания, его роль в жизни общества
и развитии личности, процесс образования
и обучения.
2. Возрастная педагогика,
изучающая особенности воспитания
людей на различных этапах возрастного
развития; она подразделяется на предлых
(профессионально-технического, высшего
образования и др.);
3. Специальная педагогика
– дефектология, изучающая
особенности развития, обучения и воспитания
аномальных детей. Которая в свою
очередь распадается на ряд отраслей:
вопросами воспитания и обучения глухонемых
и глухих детей занимается сурдопедагогика,
слепых и слабовидящих –
тифлопедагогика, умственно отсталых
– олигофренопедагогика, детей с
расстройствами речи при нормальном
слухе – логопедия;
4. Частная методика,
исследующая специфику применения
общихзакономерностей обучения к преподаванию
определённого предмета
(иностранного языка, математики, биологии,
физики, химии и др.);
5. История педагогики,
изучающая развитие педагогических идей
и практики воспитания в различные исторические
эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные,
такие отрасли педагогической
науки, как педагогика профтехобразования,
педагогика высшей школы, военная
педагогика, исправительно-трудовая
педагогика. Складываются такие части
педагогики, как школоведение, педагогика
семейного воспитания, педагогика
детских и юношеских организаций, педагогика
культурно-просветительной работы.
История возникновения
педагогики
Обособление и формирование педагогики
как науки были вызваны к жизни
растущими потребностями общества в
создании специальных учебно-воспитательных
учреждений, в теоретическом осмыслении
и обобщении стихийно складывающегося
опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений, специальная подготовка их
к жизни. Образование и воспитание, таким
образом, превратились в объективную
потребность общества и стали важнейшей
предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития
человеческого общества и, в
частности, в более поздний период рабовладельческого
строя, когда
производство и наука достигли значительного
развития, воспитание выделятся в
особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные
учреждения, появляются лица, профессией
которых стало обучение и воспитание
детей. Это имело место во многих древних
странах, но более или менее
достоверные сведения о школах для мальчиков
дошли до нас из Египта, стран
Ближнего Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире
многие общественные деятели и мыслители
хорошо сознавали и указывали на огромную
роль воспитания, как в развитии
общества, так и в жизни каждого человека.
Например, по законам Солона (между
640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось,
чтобы отец обязательно
позаботился о специальной выучке своих
сыновей в той или иной области труда.
По мере расширения и усложнения воспитания
специальная отрасль теоретических
знаний, относящихся к воспитательной
деятельности, стала разрабатываться
более интенсивно. Эта отрасль знания,
как впрочем, и знания в других сферах
жизни и производства, вначале разрабатывалась
в недрах философии. Уже в
трудах древне-греческих философов –
Гераклита (530-470 гг. до н.э.),
Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа
(469-399 гг. до н.э.), Платона
(427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг.
до н.э.) и др. – содержалось
немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.
Из античной Греции ведёт своё
происхождение и термин «педагогика»,
который закрепился в качестве названия
науки о воспитании. Как же это произошло?
В Древней Греции педагогами назывались
рабы, которым аристократы поручали
присматривать за своими детьми, сопровождать
их в школу и из школы, нести
учебные принадлежности, а также совершать
с ними прогулки. Греческое слово
«пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос
– вести) обозначает «детоводитель». В
дальнейшем педагогами стали называть
специально подготовленных людей, которые
занимались обучением и воспитанием
детей, и для которых педагогическая
деятельность являлась профессией. Отсюда
особая наука о воспитании стала
называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут
своё происхождение и многие другие
педагогические понятия и термины, например,
школа, что, означает «досуг»,
гимназия - общественная школа физического
воспитания, а впоследствии просто
средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы
воспитания также в трудах древне-римских
философов и ораторов. Интересные педагогические
идеи, например, выска-зывали
Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан
(42-118 гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались
философами-богословами,
педагогические идеи которых носили
религиозную окраску и были пронизаны
церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая
мысль получила в трудах мыслителей эпохи
Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели
этой эпохи - итальянский
гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),
испанский философ и педагог Хуан
Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель
Эразм Роттердамский (1465-1536) и
др.
Они критиковали механическую зубрёжку,
процветавшую в обучении, выступали за
гуманное отношение к детям, за освобождение
личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной
теории, педагогика продолжала
оставаться частью философии. Как особая
наука педагогика впервые была
выделена из системы философских знаний
в начале XVII в. Оформление педагогики
как самостоятельной научной дисциплины
большинство исследователей связывает
с
именем великого чешского педагога Яна
Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы,
формы организации учебной работы с
детьми и нравственного воспитания стали
неотъемлемыми элементами последующих
научно-педагогических систем.
Неоценимое значение для становления
научной педагогики имели труды таких
виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778),
Д. Дидро (1713-1784), К. А.
Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк
(1632-1704) в Англии, Иоганн
Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
(1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт
(1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демографических
взглядов в русской педагогике
были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен
(1812-1870), Н. Г.
Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов
(1836-1861). На становление
отечественной научной педагогики большое
влияние оказали труды Л. Н. Толстого
(1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное
раскрытие отечественных педагогических
идей было дано в трудах К. Д.
Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие
советской педагогики внесли
Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский
(1875-1933), М. И. Калинин
(1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский
(1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое
количество крупных педагогов, не
является случайным. Общество с его интенсивным
развитием производства, науки
и культуры требовало повышения грамотности
основных производителей.
Связь педагогики
с другими науками
Процесс разностороннего взаимопроникновения
наук, развитие комплексного
изучения педагогических явлений объективно
требуют органической связи
педагогики с другими науками. Педагогика
развивается, укрепляя и
совершенствуя свои связи с философией,
социологией, этикой, эстетикой,
психологией, анатомией и физиологией
человека, гигиеной, этнографией,
Информация о работе Педагогика как наука