Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:49, реферат

Краткое описание

История возникновения педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Принципы педагогики, и ее функции.
Предмет и задачи педагогики.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и

педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического

развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под

влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке

организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита

связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения,

чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности

психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека,

педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая

естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной

деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые

происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с

формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и

воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,

которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных

наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие

закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако,

надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления

безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же

представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой,

своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не

пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и

данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и

выявления границ их применения.

Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и

воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат

многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и

гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом

конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о

практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания

науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей

обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа

учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно –

познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться

педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической

деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть

человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его

путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной

требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

    

Принципы педагогики, и ее функции

 

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является

наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)

педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она

исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и

обучения личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних

и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида

(онтогенез) представляет собой  процесс количественных и качественных

изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении

человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния

наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность

отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые

передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и

телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления и

др.

На наследственность детей существенно влияет состояние психического здоровья

и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные

способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от

простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим

развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей,

способностей и характера личности. Физическое развитие есть развитие

организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие – развитие

психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов.

Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К

ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления

общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия

микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания

людей. Это – идеология, деятельность государства, общественных учреждений.

Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы

в совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под

влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и

внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с

применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в

том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели –

развивать и образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное

своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности,

состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и,

стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению.

Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни

люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные,

типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть

воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются

отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше

оказывается способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств

личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к

обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система

отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный

духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий относятся также

образование и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторону

воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных

ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных

умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,

нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и

способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание

образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают среднее,

общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения

и навыки, необходимые каждому человеку, даёт общеобразовательная школа.

Знания, умения и навыки, необходимые работнику определённой профессии,

приобретаются им в специальных учебных заведениях. Содержание и методика

общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных

интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и

самообразования, служат основой политехнического и профессионального

образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть

самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на

производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно

организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и

полноценное образование. Содержание образования определяется государственными

учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение,

которое осуществляется в определённой организации под руководством специально

подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора).

Обучение представляет собой целостный педагогический процесс, в ходе которого

решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает

обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим

процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает

характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность

направлена на глубокое и прочное усвоение научных знаний, вырабатывание

умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих

способностей, формирование материалистического мировоззрения и нравственно-

эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню ра-вития. А

доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании ребёнка

Информация о работе Педагогика как наука