Педагогика как наука
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:49, реферат
Краткое описание
История возникновения педагогики.
Связь педагогики с другими науками.
Принципы педагогики, и ее функции.
Предмет и задачи педагогики.
Вложенные файлы: 1 файл
математикой, кибернетикой и др.
В тесных взаимоотношениях педагогика
находится с общей, возрастной и
педагогической психологией. Психология
вскрывает закономерности психического
развития людей в разные возрастные периоды,
механизм изменений психики под
влиянием обучения и воспитания. Идеи
её широко используются при разработке
организации познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения. Развита
связь педагогики с социальной психологией,
которая изучает взаимоотношения,
чувства, настроения, мнения, оценки,
черты характера и особенности
психического склада людей, находящихся
в разных социальных условиях.
Исключительно ценными знаниями о природе
физического развития человека,
педагогику вооружает общая и возрастная
физиология, составляющая
естественнонаучную основу обучения
и воспитания. Изучение условнорефлекторной
деятельности помогают раскрывать научные
основы тех изменений, которые
происходят в человеке под влиянием внешних
воздействий и связаны с
формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности для
исследования процессов обучения и
воспитания перед педагогикой открывает
быстро развивающаяся область знания,
которая получила название теории управления.
Возникнув в системе общественных
наук, она использует достижения кибернетики,
которая раскрыла наиболее общие
закономерности управления сложными
динамическими системами. При этом, однако,
надо иметь в виду, что кибернетика изучает
процессы управления
безотносительно к качественной природе
самоуправляемых систем; воспитание же
представляет собой систему, обладающую
глубокой качественной спецификой,
своими специфическими закономерностями,
которые кибернетике недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит
не в том, пользуется она или не
пользуется данными других наук. Советская
педагогика использует материалы и
данные смежных наук для решения своих
задач, на основе строгого отбора и
выявления границ их применения.
Итак, педагогическая наука – это сгусток
многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений.
Педагогическая наука – это результат
многолетних исследований закономерностей
формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание
педагогической науки помогает в каждом
конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика
– наука или искусство, разбивается о
практику. Испытание практикой подтверждает
многократно: без глубокого знания
науки воспитания не развивается искусство
воспитывать. Знание закономерностей
обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса – основа
учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно
–
познавательной деятельности, на базе
которой может и должно развиваться
педагогическое искусство как неотъемлемый
элемент педагогической
деятельности. А педагогом может быть
далеко не каждый. Это должен быть
человек имеющий призвание, призыв, внутреннее
осознание того, что это его
путь – путь поиска, постоянного беспокойства,
путь сомнений необыкновенной
требовательности к себе, путь упорного,
каждодневного труда.
Принципы педагогики,
и ее функции
Непременным условием выделения и функционирования
любой науки является
наличие в ней категориального аппарата.
Каковы основные понятия (категории)
педагогической науки?
Место педагогики в системе наук о человеке
определяется тем, что она
исследует закономерности развития,
формирования, воспитания, образования
и
обучения личности.
Развитие человека – это процесс становления
его личности под влиянием внешних
и внутренних, управляемых и неуправляемых
социальных и природных факторов.
Согласно диалектико-материалистической
концепции развитие индивида
(онтогенез) представляет собой
процесс количественных и качественных
изменений, закономерно происходящих
в анатомо-физиологическом строении
человеческого организма. Советская
педагогика не исключает влияния
наследственности на развитие человека.
Известно, что наследственность
отражает заложенные в генетической
программе человека особенности, которые
передаются от родителей к детям. Это
и цвет кожи, глаз, волос, и
телосложение, и особенности нервной
системы, а также задатки речи, мышления
и
др.
На наследственность детей существенно
влияет состояние психического здоровья
и образ жизни родителей. Например, крайне
отрицательно влияют на умственные
способности детей алкоголизм, наркомания,
токсикомания родителей.
Развитие есть поступательное движение,
переход от низшего к высшему, от
простого к сложному, от несовершенного
к более совершенному.
Различают психическое, физическое и
общее развитие личности. Под психическим
развитием понимают развитие интеллекта,
воли, эмоций, а также потребностей,
способностей и характера личности. Физическое
развитие есть развитие
организма, мышц, подвижности суставов
и др. Общее развитие – развитие
психических, физических, нравственных
и других качеств личности.
Личность человека – результат действия
и взаимодействия различных факторов.
Одни из них действуют более или менее
независимо от воли и сознания людей. К
ним относятся биологическая природа
человека, общественные отношения, явления
общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия
микросреды. Другие в большей или меньшей
степени зависят от воли и сознания
людей. Это – идеология, деятельность
государства, общественных учреждений.
Третья группа факторов предполагает
организованное развитие. Все эти факторы
в совокупности обеспечивают формирование
личности.
Значит, формирование личности человека
– это процесс её становления под
влиянием многочисленных факторов, природных
и общественных, внешних и
внутренних, действующих стихийно и согласно
определённым правилам, с
применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования
личности. Оно заключается в
том, что люди хотят теми или иными средствами
достигнуть определённой цели –
развивать и образовывать у воспитанника
определённые качества. Качественное
своеобразие воспитания, в отличие от
других факторов формирования личности,
состоит в том, что воспитатель сознательно
ставит определённую цель и,
стремясь достигнуть этой цели, находит
средства, ведущие к её осуществлению.
Таким образом, воспитание есть такое
общественное отношение, в котором одни
люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются
движущие силы развития, возрастные,
типологические и индивидуальные особенности
воспитуемых. Там, где есть
воспитание, на полную мощность используются
положительные и ослабляются
отрицательные влияния микросреды. Там,
где есть воспитание, человек раньше
оказывается способным к самовоспитанию.
Процесс воспитания направлен на формирование
социально важных качеств
личности, на создание и расширение круга
её отношений к окружающему миру – к
обществу, к людям, к самому себе. Чем
шире, разнообразнее и глубже система
отношений личности к различным сторонам
жизни, тем богаче её собственный
духовный мир.
К числу важнейших и наиболее общих педагогических
понятий относятся также
образование и обучение. Под образованием
мы понимаем такую сторону
воспитания, которая состоит в овладении
системой научных и культурных
ценностей, накопленных человечеством,
в овладении системой познавательных
умений и навыков, формирования на их
основе мировоззрения, морали, поведения,
нравственных и других качеств личности,
развития её творческих сил и
способностей, подготовку к общественной
жизни, к труду. В содержание
образования включаются все элементы
социального опыта.
В зависимости от целей, характера и уровня
подготовки различают среднее,
общее, политехническое, профессиональное
и высшее образование. Знания, умения
и навыки, необходимые каждому человеку,
даёт общеобразовательная школа.
Знания, умения и навыки, необходимые
работнику определённой профессии,
приобретаются им в специальных учебных
заведениях. Содержание и методика
общего образования обеспечивают формирование
у школьников познавательных
интересов и навыков, необходимых для
работы, дальнейшего обучения и
самообразования, служат основой политехнического
и профессионального
образования и осуществляются с ними
в тесной взаимосвязи.
Образование может быть достигнуто разными
путями. Это может быть
самостоятельное чтение, радио- и телепередачи,
курсы, лектории, работа на
производстве и т. п. Но наиболее верным
и надёжным путём является планомерно
организованное обучение, имеющее своей
целью обеспечить человеку нормальное
и
полноценное образование. Содержание
образования определяется государственными
учебными планами, учебными программами
и учебниками по изучаемым предметам.
Ведущую роль в осуществлении образования
играет систематическое обучение,
которое осуществляется в определённой
организации под руководством специально
подготовленного лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора).
Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого
решаются задачи образования, осуществляется
воспитание и развитие учащихся.
Процесс этот, прежде всего двусторонний.
С одной стороны, в нём выступает
обучающий (педагог), который излагает
программный материал и руководит этим
процессом, а с другой – обучающиеся,
для которых данный процесс принимает
характер учения, овладения изучаемым
материалом. Совместная их деятельность
направлена на глубокое и прочное усвоение
научных знаний, вырабатывание
умений и навыков, применение их на практике,
развитие творческих
способностей, формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-
эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному
классу, возрасту, уровню ра-вития. А
доступным является всё то, что основано
на имеющихся в сознании ребёнка
Информация о работе Педагогика как наука