Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:34, контрольная работа
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.
Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях.
Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока 3
Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности. 6
А) Древняя Греция 7
- педагогические концепции Сократа и ее принципы 7
- образовательная система Спарты 8
Б) Образовательная система Афин 9
Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности» 10
Я. А. Коменский 10
И.Г. Писталоции; 11
Ж.Ж. Руссо; 13
Список литературы 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОМСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Психология
Тема: «Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики.».
Вариант 23
Выполнила:
Студентка Царикевич Алена Алексеевна
Факультет экономики
Группа № 3Б3 – ЭФ 104
Руководитель:
Фрик Ольга Владимировна
Омск 2013
Содержание
А) Древняя Греция
- педагогические концепции Сократа и ее принципы 7
-
образовательная система
Б) Образовательная система Афин
Начало
истории школы и воспитания как
особых сфер общественной деятельности
восходит к эпохе древних цивилизаций
Ближнего и Дальнего Востока, зарождение
которых относится к 5-му тысячелетию
до н. э.
Уже в эпоху позднего неолита в разных
регионах мира стали появляться симптомы
разложения первобытной формации. Этот
процесс был многовековым, исторически
длительным. Разновременность возникновения
новых общественных структур приводила
к тому, что наряду с новыми формами организованной
социализации подрастающего поколения
сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, пришедших
на смену архаичным союзам племен, воспитание
и обучение детей осуществлялось по преимуществу
в семьях. В эпоху, переходную от общинно-родового
строя к рабовладельческой формации, в
древнейших цивилизациях, возникших в
регионах Ближнего и Дальнего Востока,
сохранялись и постепенно видоизменялись
старые традиции семейного воспитания.
Прерогативы патриархальной семьи в воспитании,
были закреплены еще в таких документах
древнейших государств Ближнего и Дальнего
Востока, как Законы Хаммурапи в Вавилоне
(1750 до н. э.), книга Притч иудейского царя
Соломона (начало 1-го тысячелетия до н.
э.), индийская Бха-гавадгита (середина
1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Постепенно естественным путем вместе
с укреплением государственных структур
в целях специальной подготовки чиновников,
жрецов, полководцев, администраторов
начал складываться и новый социальный
институт — школа.
Школа и воспитание в древнейших государствах
Ближнего и Дальнего Востока развивались
под воздействием разнообразных экономических,
социальных, культурных, этнических, географических
и других факторов. Хотя хронологически
эти цивилизации не совпадали, тем не менее
им были присущи сходные структуры, в том
числе в сфере воспитания и обучения. Эта
общность — следствие того, что возникновение
школ пришлось на переходную эпоху — от
общинно-родового строя к рабовладельческому.
Типологичность этого явления подтверждается
тем, что древние цивилизации, несмотря
на то что они существовали изолированно
друг от друга, имели при этом принципиально
общее в сфере воспитания и обучения.
В эпоху, переходную от общинно-родового
строя к рабовладельческому, происходили
глубинные перемены в практике воспитания
и обучения: качественно изменялись способы
передачи культурного наследия предков
от взрослых к детям. В эту эпоху как бы
завершался дописьменный период истории,
когда речь и пиктографическое (рисунчатое)
письмо как главные способы передачи информации
(приблизительно с 3-го тысячелетия до
н. э.) стали дополняться собственно письменностью
— клинописной и иероглифической.
Возникновение и развитие письменности
— важнейший фактор развития школы. При
переходе от пиктографического письма
к логографии, передающей не только общее
содержание речи, но и членение ее на отдельные
слова (древнеегипетские и китайские иероглифы,
шумерская клинопись), письмо превращается
в сложную технику, которая требовала
специального обучения. Дальнейшее развитие
письма, связанное с появлением сначала
слогового (в древней Ассирии), а затем
фонетического (в древней Финикии) письма,
привело к упрощению обучения грамоте
и тем самым к увеличению «производительных
возможностей» школы. Отделение умственного
труда от физического, начавшееся уже
на исходе первобытной истории, вызвало
к жизни появление новой специальности
— учителя.
Решающее влияние на развитие теории и практики образования стран Ближнего и Дальнего Востока оказал общий характер восточного общества, которое существенно отличалось от западного.
Среди исторически сложившихся особенностей Востока как единого региона наиболее часто отмечаю следующее:
- преобладание
в культуре религиозно –
- эффективной
может быть только такая
- постижение
всемирных начал наиболее
Из этих общих, философских установок, определявших сущность мира и место человека в нем, вытекали и представления о целях, содержании и методах педагогической деятельности ее основных принципах. Создателем первых в истории человечества педагогических обобщений был великий китайский философ и педагог Конфуций(551-479 до н.э.).
Образовательная концепция цивилизации востока , основы которой были созданы Конфуцием, отличалась следующими особенностями:
- цели образования определялись на основе древнейших религиозно – философских учений в виде буддизма в Индии, даосизма в Ки, иудаизма в Иудее и позднее – мусульманства в ряде стран Ближнего Востока;
- содержание
обучения основывалось на
вторичен;
- но
поскольку традициями
Таковы наиболее характерные черты исторически первого типа всемирного педагогического процесса, в котором впервые были разграничены две его главные стороны: педагогическая теория и педагогическая практика. В восточном типе образовательной системы ясно обнаруживается ее важнейшая установка: подсинение отдельного человека господствующей религиозно – философской традиции, жесткое ограничение возможности для его творческого самовыражения при отсутствии представлений о самобытной критически мыслящей личности.
В эпоху
античности происходит формирование основ
европейской культуры, в т.ч. и образовательной.
Территория и временные границы античного
мира огромны: от 3 тыс. лет до н.э., когда
в бассейне Эгейского моря, на островах
и материке зародилась древнегреческая
культура и вплоть до 5 в н.э., когда греко-римский
мир рухнул, смешался с т.н. варварским
миром, христианством и породил культуру
средневековья. Территориально античный
мир охватывал земли 3-х материков – от
Атлантического океана до Египта, Средней
Азии и Индии.
Воспитание и обучение в Греции в 9-8 вв.
до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада»
и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера.
А именно образ совершенного человека,
личности развитой умственно, нравственно
и физически. Герои Гомера воспитывались
домашними учителями, наставниками, как
правило, старцами.
Грек архаического периода должен был
быть развит физически, подготовлен к
пользованию оружием. В эпических поэмах
есть его характеристики: «крепкий, выносливый»,
«стремительный, сильный мышцами», «способный
вести бой», «славный в потомках», «действующий,
как заведено по обычаю», «справедливый»,
«верный», «надежный». Конечная цель воспитания
по Гомеру – достичь славы, превзойти
в доблести своего отца.
Образование занимало особое место в
обществе и рассматривалось как неотъемлемая
обязанность каждого свободного достойного
гражданина. Запрет на получение образования
был одной из форм наказания человека.
Древняя Греция.
В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э.
ведущую роль среди всех государств-полисов
стали играть Афины в Аттике и Спарта в
Лаконии. Эти два государства дали 2 различных
образца организации обучения и воспитания
в Древней Греции.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.
Педагогические концепции Сократа и ее принципы.
Цель обучения Сократа – развить внутреннюю природу личности, способности.
Ступени обучения:
1 ступень обучения – основы этики и общественного поведения,
2 ступень обучения – изучение практических профессиональных вопросов.
Познать окружающий мир – значит заново родиться. А для этого ребенок должен сам найти истину в беседе с учителем («истина познается в споре»). Сократ выявил соответствующий метод – эвристическая (или сократовская) беседа – спор путем постановки учителем продуманных, логически связанных вопросов, отвечая на которые, ребенок постепенно осознает истину. Сократ проводил время на площадях, в палестрах и гимназиях, вступая в беседу с прохожими. «Я знаю то, что ничего не знаю» - ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
Образовательная
система Спарты.
В Спарте сложился идеал сильного духом,
физически развитого воина, но по сути
невежественного человека. Еще Аристотель
отмечал, что основной недостаток воспитания
в Спарте в том, что спартиаты чувствовали
себя уверенно лишь в ходе военный действий,
а досугом своим пользоваться не умели,
поскольку обладали ограниченным кругозором.
Спарта – полис со строгими государственными
традициями. Интересы государства ставились
выше интересов личности и индивидуальной
свободы гражданина.
Воспитание спартиатов начиналось с первого
дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных
осматривали старейшины. Слабых и уродливых
кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и
крепких передавали кормилицам, которые
очень ценились в Древней Греции. Они их
не пеленали, давая свободу движений, приучали
соблюдать меру в еде и не быть разборчивым
в пище, приучали не бояться темноты и
т.п.
Подобный упор на физическое воспитание
возможно был обусловлен необходимостью
защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию
вторглись с Балкан дорийские племена,
что также затормозило культурное развитие
Древней Греции).
Особенности
спартанского образования
1. Сословный характер:
- истинные спартиаты – господствующая
группа, выполняющая управленческие и
военные функции;
- периэки («живущие рядом») –
смешанное население с личной
свободой, но без политических прав;
- илоты – порабощенные население, подчиненной
государству.
Обучение – право истинных спартиатов.
2. Приоритет военного обучения.
3. Принцип послушания и полного подчинения
старшим. Любой мужчина или старик
– это второй отец. Иностранцы отмечали:
«Только в Спарте приятно стариться».
4. Школы-общежития - основной
тип образовательных учреждений (молодежные
коммуны с обучающее-воспитательной направленностью).
Мотивирующая форма обучения – «агоны»
(публичные соревнования). Подвергались
с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика)
агоны. Состязания в выносливости в т.ч.
проводились и форме сечения подростков
у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует
сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в
течение всего дня, и они нередко погибали
под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались,
кто из них достойнее перенесет побои;
победившего славили, и он становился
знаменитым.
Образовательная система Афин.
Афины – крупный культурный, торговый
и политический центр. Поэтому образовательная
система здесь была более гибкой и менее
традиционной. Основная цель – всесторонне
и гармоничное развитие личности, которая
заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия:
1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек,
удивляющий всех своими способностями.
Информация о работе Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики