Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.
Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях.

Содержание

Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока 3
Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности. 6
А) Древняя Греция 7
- педагогические концепции Сократа и ее принципы 7
- образовательная система Спарты 8
Б) Образовательная система Афин 9
Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности» 10
Я. А. Коменский 10
И.Г. Писталоции; 11
Ж.Ж. Руссо; 13
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 37.75 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине:

Психология

Тема: «Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики.».

Вариант 23

 

 

 

                                                                        

Выполнила:

Студентка Царикевич Алена Алексеевна

                   Факультет экономики

                          Группа № 3Б3 – ЭФ 104

   Руководитель:

                             Фрик Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

Содержание

 

 

  1. Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока                          3                   
  2. Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности.     6

А) Древняя Греция                                                                                 7

- педагогические концепции Сократа и ее принципы              7     

- образовательная система Спарты                                             8

Б) Образовательная система Афин                                                       9

  1. Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности»                                                                         10
    1. Я. А. Коменский                                                                              10
    1. И.Г. Писталоции;                                                                             11
    2. Ж.Ж. Руссо;                                                                                      13
  1. Список литературы                                                                               16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока.

 

Начало  истории школы и воспитания как  особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций  Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию  до н. э. 
   Уже в эпоху позднего неолита в разных регионах мира стали появляться симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми формами организованной социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. 
 В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческой формации, в древнейших цивилизациях, возникших в регионах Ближнего и Дальнего Востока, сохранялись и постепенно видоизменялись старые традиции семейного воспитания. Прерогативы патриархальной семьи в воспитании, были закреплены еще в таких документах древнейших государств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы Хаммурапи в Вавилоне (1750 до н. э.), книга Притч иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бха-гавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др. 
 Постепенно естественным путем вместе с укреплением государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, полководцев, администраторов начал складываться и новый социальный институт — школа. 
 Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Эта общность — следствие того, что возникновение школ пришлось на переходную эпоху — от общинно-родового строя к рабовладельческому. Типологичность этого явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то что они существовали изолированно друг от друга, имели при этом принципиально общее в сфере воспитания и обучения. 
 В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, происходили глубинные перемены в практике воспитания и обучения: качественно изменялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н. э.) стали дополняться собственно письменностью — клинописной и иероглифической. 
 Возникновение и развитие письменности — важнейший фактор развития школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передающей не только общее содержание речи, но и членение ее на отдельные слова (древнеегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо превращается в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению обучения грамоте и тем самым к увеличению «производительных возможностей» школы. Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, вызвало к жизни появление новой специальности — учителя.

Решающее  влияние на развитие теории и практики образования стран Ближнего и  Дальнего Востока оказал общий характер восточного общества, которое существенно  отличалось от западного.

Среди исторически сложившихся  особенностей Востока как единого  региона наиболее часто отмечаю  следующее:

- преобладание  в культуре религиозно – философских  учений;

- эффективной  может быть только такая образовательная  система , которая реализует в  процессе обучения и воспитания  требования всемирного Закона;

- постижение  всемирных начал наиболее успешно  осуществляется каждым человеком,  если он является членом какой  – то группы.

Из  этих общих, философских установок, определявших сущность мира и место  человека в нем, вытекали и представления  о целях, содержании и методах  педагогической деятельности ее основных принципах. Создателем первых в истории человечества педагогических обобщений был великий китайский философ и педагог Конфуций(551-479 до н.э.).

Образовательная концепция  цивилизации востока , основы которой  были созданы  Конфуцием, отличалась следующими особенностями:

- цели  образования определялись на  основе древнейших религиозно  – философских учений в виде  буддизма в Индии, даосизма  в Ки, иудаизма в Иудее и  позднее – мусульманства в ряде стран Ближнего Востока;

- содержание  обучения основывалось на материалах  древних текстов, ритуалов поведения,  которые должны были обеспечить  «растворение» индивида в своем  социуме. Установки древних текстов выполняли роль эталона воспитательной деятельности, поскольку в этих текстах и формах поведения запечатлена тысячелетняя традиция, выбранная историческим опытом народа. Именно традиция первична, а личный интеллект обучаемого

вторичен;

- но  поскольку традициями пронизана  вся жизнь, ее хозяйственные,  политические, нравственные формы,  образовательная деятельность должны  сочетать обучение с воспитанием,  теорию с практикой, умственное  и нравственное развитие.

Таковы  наиболее характерные черты исторически  первого типа всемирного педагогического  процесса, в котором впервые были разграничены две его главные  стороны: педагогическая теория и педагогическая практика. В восточном типе образовательной системы ясно обнаруживается ее важнейшая установка: подсинение отдельного человека  господствующей религиозно – философской традиции, жесткое ограничение возможности для его творческого самовыражения при отсутствии представлений о самобытной критически мыслящей личности.

 

  1. Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности.

В эпоху  античности происходит формирование основ  европейской культуры,  в т.ч. и образовательной. 
 Территория и временные границы античного мира огромны: от 3 тыс. лет до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке зародилась древнегреческая культура и вплоть до 5 в н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с т.н. варварским миром, христианством и породил культуру средневековья. Территориально античный мир охватывал земли 3-х материков – от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии. 
 Воспитание и обучение в Греции в 9-8 вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера. А именно образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами. 
 Грек архаического периода должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах есть его характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой», «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца.  
 Образование занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на получение образования был одной из форм наказания человека.

Древняя Греция. 
 В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э. ведущую роль среди всех государств-полисов стали играть Афины в Аттике и Спарта в Лаконии. Эти два государства дали 2 различных образца организации обучения и воспитания в Древней Греции.

  Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V—IV вв. до н.э.) — один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.

Педагогические  концепции Сократа и ее принципы.

  Цель обучения Сократа – развить внутреннюю природу личности, способности.

Ступени обучения:

1 ступень обучения – основы этики и общественного поведения,

2 ступень обучения – изучение практических профессиональных вопросов.

   Познать окружающий мир – значит заново родиться. А для этого ребенок должен сам найти истину в беседе с учителем («истина познается в споре»). Сократ выявил соответствующий метод – эвристическая (или сократовская) беседа – спор путем постановки учителем продуманных, логически связанных вопросов, отвечая на которые, ребенок постепенно осознает истину. Сократ проводил время на площадях, в палестрах и гимназиях, вступая в беседу с прохожими. «Я знаю то, что ничего не знаю» - ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.

 

 
Образовательная система Спарты. 
 В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека. Еще Аристотель отмечал, что основной недостаток воспитания в Спарте в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военный действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором. 
 Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина. 
 Воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые очень ценились в Древней Греции. Они их не пеленали, давая свободу движений, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивым в пище, приучали не бояться темноты и т.п. 
 Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции). 
 
Особенности спартанского образования 
1. Сословный характер: 
- истинные спартиаты – господствующая группа, выполняющая управленческие и военные функции;

- периэки («живущие рядом») –  смешанное население с личной  свободой, но без политических прав; 
- илоты – порабощенные население, подчиненной государству. 
Обучение – право истинных спартиатов. 
2. Приоритет военного обучения. 
3. Принцип послушания и полного подчинения старшим. Любой мужчина или старик – это второй отец. Иностранцы отмечали: «Только в Спарте приятно стариться». 
4. Школы-общежития - основной тип образовательных учреждений (молодежные коммуны с обучающее-воспитательной направленностью). 
 Мотивирующая форма обучения – «агоны» (публичные соревнования). Подвергались с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика) агоны. Состязания в выносливости в т.ч. проводились и форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в течение всего дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. 
 
Образовательная система Афин. 
 Афины – крупный культурный, торговый и политический центр. Поэтому образовательная система здесь была более гибкой и менее традиционной. Основная цель – всесторонне и гармоничное развитие личности, которая заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями.

Информация о работе Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики