Педагогика семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 02:03, контрольная работа

Краткое описание

Что такое семья? Это семь Я: отец, мать да пятеро детей. Именно столько детей было в средней российской семье сто лет тому назад. Конечно, не все дети выживали, некоторые умирали в младенчестве от болезней и голода, но тем не менее семью, состоящую из родителей и пятерых детей, в те времена никто бы многодетной не назвал.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика семейных отношений.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

 

     Внебрачные дети и неполная семья –проблема очень серьезная. Тут нужно сказать с уверенностью, что дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Поэтому, прежде чем решить зачать ребенка вне брака, женщина должна подумать не только об удовлетворении своих прихотей, но и о том, как сложится судьба ее ребенка.

     В наши дни из таких семей, наиболее распространена семья, в которой мать и ребенок, зачатый от случайного мужчины, который нередко даже и не знает, что у него растет сын или дочь. Рано или поздно ребенок начинает интересоваться, где его отец. Обычно мать отвечает, что он погиб при исполнении ответственного задания, но в конце концов ребенок узнает тайну своего рождения. В любом случае это оказывает на него невротизирующее действие. Порой возникают и иные проблемы.

 

Пример:

Много лет назад мне позвон один хороший знакомый.

          -Что делать? –нервно спросил он меня и сразу же перешел к существу дела.

А выглядело оно следующим образом.

У него есть дочь — десятиклассница. Хорошая девочка, труженица, мечтает стать археологом. Некоторое время назад она заявила матери, что беременна и скоро родит. Мать сказала отцу, и вся эта большая и дружная семья лишилась покоя.

На все вопросы дочь отвечала примерно так.

— Люди ходят в магазин, едут в туристические поездки, приобретают кра­сивые вещи, а я захотела приобрести себе ребенка. Я давно мечтала о нем. Когда же я поступлю в институт, мне будет не до родов, потом тем более. Лишь к тридцати годам — уже после аспирантуры — я смогу родить. Но какой это будет ребенок? Вероятность, что он будет слабеньким, требующим особого ухода, очень велика. Ведь вы, мои родители, меня зачали, когда вам было под сорок, Я хочу, чтобы все шло свое­временно, по законам природы. От кого зачала? Не все ли равно. Во всяком случае, от молодого здорового парня с хорошей наследственностью. Вы хотите заста­вить его на мне жениться? Он и сам этого хочет, да я не хочу. Зачем мне он? Он еще мальчишка. То, что целуется хорошо, это еще не аргумент, чтобы выходить за него. Мне с ним неинтересно — за такого, как он, никогда замуж не выйду. А вот родить от него хочу; он здоров, красив, правда, глуповат, ну так подрастет, а свой хороший ум вы, мои родители, вложите во внука.

Школьница рассуждала цинично, а ведь было ей всего лишь 16 лет. Родила. Нормальный сын. Окончила школу, потом институт, затем аспирантуру, сейчас готовится к защите диссертации. В двадцать пять лет вышла замуж. С новым мужем живет душа в душу. Сын его тоже любит, считает отцом. Но однажды маль­чик случайно узнал об обстоятельствах своего рождения. Залился горькими слезами, потом стал придирчив к матери, отчима вообще перестал замечать, замкнулся, иногда допытывался у матери, кто его истинный отец: «Мне он не нужен, просто поглядеть на него хочется, мне же любопытно». Замкнутость, капризность, придирчивость, вредность нарастали.

     Мать показала его детскому психиатру. Тот несколько успокоил мальчишку, но рану залечил в его душе не полностью. Врач не может всем детям дать полноценных родителей, не может ликвидировать многие последствия родительского легкомыслия. Он не может распутывать клубок, образующийся вследствие эгоизма взрослых, жертвами которого становятся дети. Когда эти дети станут взрослыми, многие из них поведут себя так же, как их родители, и тогда, эстафета зла станет бесконечной.

 

 

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СТРАХ У ДЕТЕЙ.

 

     «Любовь к детям –одно из главнейших условий их гармонического развития. Если ребенок чувствует вашу любовь, защиту, то оснований для развития страхов значительно меньше, принимайте ребенка таким каким он есть! Будьте своему ребенку настоящим другом».

А.И.Захаров

 

     Страх –неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как, он предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

     По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально –опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.

     На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав семьи (полной или неполной). Надо сказать, что каждый пятый мальчик и каждая четвертая девочка проживает в неполной семье. Чаще всего отец уходит из семьи, если у него растет девочка, с которой мать находит язык быстрее и легче. Чем с мальчиком.

В 6 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Так отсутствие отца способствует появлению у мальчиков чувства незащищенности и неуверенности к себе, что сказывается на увеличение числа их страхов, так и чрезмерно опекающее, замещающее отца отношение матери ведет к несамостоятельности и инфантильности. У девочек ролевая индетификация

(восприятие себя подобным другому) с матерью нарушается не прямо, а косвенно, так как они могут быть не согласны с матерью как инициатором развода и переживать уход отца из семьи, с которым у них были, в отличие от матери достаточно хорошие эмоциональные отношения.

     В неполных семьях страхи чаще всего встречаются у тех детей, которые имеют брата или сестру одного с ними пола. По-видимому, разведенной матери трудно эмоционально поровну «поделить» детей разного пола, что и отражается на эмоциональной сфере детей в семье.

     Мальчики из неполных семей чаще, чем девочки, «обязаны» своей нервностью предшествующему их рождению алкоголизму отца. Одним из последствий алкоголизма родителей является понижение чувствительности эмоциональной сферы мальчиков, к тому же  всегда более биологически уязвимых, чем девочки. Эмоциональное недоразвитие мальчиков, их недостаточная эмоциональная отзывчивость приводят к уменьшению остроты восприятия и выраженности страхов в целом.

     Большинство детей проходят в своем психологическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей.

     Страхи взрослых передаются детям в процессе непосредственного общения в семье, это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если на лицо общие свойства высшей первичной деятельности, а так же когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передается детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям навязываемой им в системе ценностных ориентаций.

     Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

 

 

                             ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СТРАХОВ.

                                                        От 7 до 11 лет.

     Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности дома, обязанности, и это является одной из сил. Формирующих и развивающих нравственные стороны личности.

     Итак, первый раз в первый класс. Отчего же зависит благополучное вхождение детей в новую трудовую деятельность? Ну, конечно, от физического здоровья и от того, как психически они к ней подготовлены.

     Особенно труден переход к новой учебной деятельности для детей, плохо подготовленных к школе (как правило, большинство из них живут в неблагополучных семьях); для детей ослабленных, избалованных –им трудно привыкнуть к школьной дисциплине, к коллективу; для детей с задержкой психического развития.

Ребенок с задержкой психического развития с большими усилиями усваивает требования школы, не подчиняется правилам школьной жизни, не проявляет интереса к школьным занятиям, не умеет сосредоточить внимание, сдержать эмоции.

     У детей, которые перенесли нервные заболевания, могут усилиться заикание, появиться первичны тики, возобновиться ночное недержание мочи. Это не позволяет им активно и свободно включиться в работу, затягивает адаптационный период.

     Первоклассники, которые по различным причинам не справляются с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь приводит как к неврозам, так и школобоязни.

 

Пример:

     Мальчик 7 лет, один из тех, про которого говорят «звезд с неба не хватает.» У него появились трудности с освоением учебного материала в первом классе. В семье он был «заброшенный» и никто из вечно занятых собой взрослых не помогал ему войти в нормальный ритм школы. А ребенок все больше замыкался в себе и вскоре перестал отвечать на задаваемые ему учителем вопросы. Внешне это было похоже на заикание, фактически же такое состояние было обусловлено страхом сказать что-либо невпопад и еще больше ухудшить и так не завидное положение. От обуревавшего его страха возникал спазм гортани и затруднялось произношение слов. Вскоре он перестал вообще говорить. По рекомендации психотерапевта его стали оставлять после уроков на дополнительные задания, где он, чувствуя внимание учителя и главное, отсутствие спешки, мог вразумительно говорить и формировать мысли. Со временем мальчик догнал своих сверстников.

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХИ.

 

     Когда страхи вырастают у детей в семье с «пониженным тонусом», то они (страхи) имеют настолько разветвленные корни, что выкорчевывать их можно только вместе с изменением семейных отношений.

     Для того, чтобы предупредить страхи. Родители должны знать и понимать, как их методы воспитания, их отношение к ребенку влияет на него.

     Так, если оба родителя все разрешают ребенку, излишне мягки, нерешительны, все время сомневаются, то число страхов у детей может быть максимальным вследствие отсутствия опоры у ребенка в ближайшем окружение. Относительно меньше, но все же достаточно выраженное число страхов наблюдается, когда оба родителя очень строги.

     Но в том случае одновременно со страхами нарастает и возбудимость детей. Излишняя строгость к ребенку того же пола увеличивает число страхов, что особенно заметно у девочек.

     Если же родители и не строги по отношению к детям, но без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у них боязнь несоответствовать родительским требованиям.

     Если родители, которые призывают детей не бояться вообще, требуют обещания исправиться, стыдят и покрывают позором за страхи или даже пытаются обманывать, обещая полное отсутствие каких либо страхов, если ребенок во всем их будет слушаться.

     Все это, как и излишнее раннее, непосильное физическое и особенно психическое закаливание, игнорирующее реальные возможности детей, их психофизическое развитие, темперамент, особенности формирования характера, неприемлемы, в лучшем случае бесполезны, в худшем –только способствуют усилению страхов.

     В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, и он забывает свой страх, поглощенный новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они все более теряют эмоциональное звучание и наивно-детский характер. Если  упоминание о Бармалее, способно вызвать дрожь у 3-4 летних детей, то подросток откровенно рассмеется. Однако этот же подросток может боятся смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Таким образом, несмотря на возрастную динамику страхов, их мотивация может оставаться неизменной, а борьба с ними в этом случае превратится в борьбу с ветряными мельницами. Гораздо полезнее узнать и понять, почему сохраняется данный страх, нет ли причин в самих родителях. Правда, задать такой вопрос гораздо легче, чем ответить на него.

 

РИСУЕМ СТРАХ.

 

     Рисование –творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершить свою способность действовать по наитию, быть самим собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование представляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью выражении чувств и гибкостью суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

     Именно это позволяет использовать рисование и игру в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

 

СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА.

 

     Ребенок –не просто объект воспитания, но и человек –мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

     Поэтому, для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, необходимо знать, как он видит семью и вас. Как интерпретирует происходящее. Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо поощрять или пресечь, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность. Ребенок во многом сам определяет каким ему быть, воспитывает себя.

Информация о работе Педагогика семейных отношений