Педагогическая деятельность Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:30, контрольная работа

Краткое описание

Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытиём педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………………2стр
2. биографическая справка…………………………………………………..3стр
2. принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко……….5стр
3. Воспитание в коллективе и через коллектив ……………………………..6стр
4. Воспитание чувства долга и чести……………………………………….8стр
5. Воспитание детей в семье………………………………………………..10стр
Список литературы ………………………………………………………….12стр

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Тема:  Педагогическая деятельность Макаренко

Содержание 

1.Введение ……………………………………………………………………2стр

2. биографическая справка…………………………………………………..3стр

2. принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко……….5стр

3. Воспитание в коллективе и через коллектив ……………………………..6стр

4. Воспитание чувства долга и чести……………………………………….8стр

5. Воспитание детей в семье………………………………………………..10стр

Список литературы ………………………………………………………….12стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Макаренко прошёл сложный  путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным пед. трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога – теоретика и экспериментальным талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытиём педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.

 

 

 

 

 

 

 

Биографическая справка 

Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского  городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинская на Украине. Окончив Полтавский учительский интернат (1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 года руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 году переведённой в Куряж, под Харьков. С 1927 года совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф. Э. Джерджинского под Харьковом. С 1928 года заведовал коммуной, с 1932 начальник пед. части. В 1935 году начальник, в 1937 году зам. начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно – педагогической деятельности.

В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производственным трудом. Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создание воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней деятельностью детей. Сведение творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных» несправедливо, т. к. в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике Макаренко принципиально важен для науки о воспитании.

Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистичную атмосферу в коллективе. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она не обладала.

В отношениях с воспитанниками Макаренко  опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно  больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянным «укрощении», он называл главным «педагогическим пороком». В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности.

Макаренко стремился к тому, чтобы  сделать радость ребёнка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность – радостью, доставляющей нравственное удовлетворение.

Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в  единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями.

В трудах Макаренко разработаны  важнейшие вопросы семейного  воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей.

 

 

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”.  
К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Большая заслуга А. С. Макаренко  заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

А. С. Макаренко настойчиво искал  формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и  способствовали формированию творческой целеустремленной личности.

Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное  воздействие”— одновременное воздействие  воспитателя на коллектив, а через  него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской  педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма  и грандиозного опыта массового  перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.    

 Критика Макаренко.

При жизни Макаренко  подвергался критике справа и  слева. В 20-е гг. ему ставили в  вину увлечение дореволюционной педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. В 30-е гг. критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования критиков продолжилось после публикации «Педагогической поэмы» В 1938 против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.

С середины 80-х гг. с  открытием доступа  к документам и архивам появилась возможность дать объективную оценку педагогическим начинаниям Макаренко, вновь повысился интерес к его воспитательной системе. Однако современное макаренковедение переживает трудный период. В биографии  и исследованиях опыта Макаренко присутствуют «белые пятна». Недостаточно известна деятельность Макаренко до 1920, в киевский период 1935 – 37, возникают вопросы о его контактах с органами НКВД и др.

Главная заслуга Макаренко  в том, что вопреки давлению пед. чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций  в жизни общества он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить свою индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.

 

 
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». 
Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива. 
Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих вспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины. 
В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным. 
В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе, — говорил он, — дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко — это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям. 
Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления»,— писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных...» 
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Дисциплина — это глубоко политическое явление, это то, что можно назвать самочувствием гражданина Советского Союза». 
Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться. 
Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений. 
 
Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. 
Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. 
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. 
Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. 
А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

 

 

 Список  литературы

1. П.И.  Пидкасистый Педагогика. Учебное пособие  для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996

2. Ю.К.  Бабанский Педагогика: Учебное пособие  для студентов  пед. Институтов - М.: Просвещение, 1988

3. Латышина  Д.И. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005

4. Дьяченко  В.К. Новая дидактика.  М.: Народное образование, 2001

5. А.А.  Фролов А.С. Макаренко  сегодня: новые  материалы, исследования, опыт - Нижний Новгород, 1992

8. Макаренко  А.С. Собрание Сочинений.  Т. 1, 5

 

 

 




Информация о работе Педагогическая деятельность Макаренко