Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:05, реферат
М. А. Рыбникова ставила спектакли с детьми не только по известным классикам литературы, но и по шедеврам русского фольклора, а также уделяла внимание литературным выставкам, ежегодно организуемым ею в Малаховской школе. Вокруг выставки сосредоточивалась на два-три месяца вся учебная жизнь школы. Избранным писателем занимались одновременно почти все классы. Разделенные на бригады, учащиеся составляли биографическую канву жизни писателя и карту его странствий, библиографию его сочинений, монтажи и альбомы, сличали рукописные варианты сочинений писателя и изучали его мастерство. На уроках рисования готовились иллюстрации к литературным текстам, на уроках пения разучивались песни для вечера, сопровождающего открытие выставки.
Введение…………………………………………………………………….3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Вяземской женской гимназии……………………………........3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Малаховской опытно-показательной школе…………………6
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Москве…………………………………………………………..7
Последние годы жизни и педагогической деятельности М.А. Рыбниковой………………………………………………………………………13
Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы……………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………........20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«Орловский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра технологий
психолого-педагогического и
Реферат по теме: Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой
Выполнила: студентка 2 курса
Семенова.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Вяземской женской гимназии……………………………........3
Жизнь и педагогическая
деятельность М. А. Рыбниковой во время
преподавания в Малаховской опытно-
Жизнь и педагогическая
деятельность М. А. Рыбниковой во время
преподавания в Москве…………………………………………………………
Последние годы жизни
и педагогической деятельности М.А.
Рыбниковой……………………………………………………
Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы……………….14
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………….......
Введение
М. А. Рыбникова прошла
сложный путь педагога и методиста.
Вступив на учительское поприще
еще до Великой Октябрьской
Методический путь
М. А. Рыбниковой при всей
своей противоречивости вел ее
к овладению высотами
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Вяземской женской гимназии.
Мария Александровна
Рыбникова родилась 8 февраля 1880 года
в. Рязанской губернии, на станции
Александровка Рязано-
В летние месяцы, приезжая на каникулы, она ведет здесь регулярные учебные занятия с небольшой группой детей.
Девяти лет М. А. Рыбникова была определена пансионеркой в московское Мариинское училище. Здесь вскоре проявляются ее выдающиеся способности, особенно по гуманитарным дисциплинам. Она пишет лучшие в классе сочинения по литературе, деятельно участвуют в ученическом журнале, где помещает три автобиографические повести и несколько статей на общественно-педагогические темы. К этому же времени относится начало ее преподавательской работы: как способной ученице, ей разрешают давать уроки младшим девочкам. Мариинское училище Рыбникова оканчивает в 1903 году одной из лучших учениц, с медалью.
После окончания училища М. А. Рыбникова в течение года учительствует в школе. Но эта работа мало удовлетворяет ее. Чувствуя свою неподготовленность к самостоятельной педагогической деятельности, она стремится продолжать ученье в высшем учебном заведении. Осенью 1904 года мечта молодой учительницы осуществляется - она поступает на Московские высшие женские курсы. Обучение на историко-филологическом факультете Высших женских курсов пришлось по душе Рыбниковой.
В 1909 году М. А. Рыбникова успешно заканчивает Высшие женские курсы.
Одно время М. А. Рыбникова увлекается идеей создания собственной школы. Но, убедившись в неосуществимости этого плана, она решает поехать на работу в вяземскую гимназию.
В Вязьме уже в первые
годы учительства определяются многие
направления учебно-
Большую известность получают в Вязьме организованные новой учительницей литературные собрания. Эти собрания охватывали учащихся VII и VIII классов обеих вяземских гимназий и проводились по свободному расписанию, в неофициальной обстановке.
К вяземскому периоду деятельности М. А. Рыбниковой относятся также ее первые опыты собирания и использования в педагогических целях устного народного творчества
С начала работы
в вяземской гимназии М. А.
Рыбникова уделяет большое
Опыт работы в Вяземской женской гимназии был обобщен и развит в книге М.А. Рыбниковой «Кружки учащихся», вышедшей в 1918 г.
В связи с этим кружковцы (педагоги, гимназисты) разработали основные правила работы кружка.
Было сформулировано 9 правил:
1. В кружке пользуются
равными правами учащие и
2. Председателем кружка
является наиболее
3. Для своей работы кружок избирает на год или на полугодие один определенный вопрос.
4. Каждая тема разрабатывается несколькими докладчиками.
5. Доклады должны быть известны членам кружка до заседания.
6. Для кружка желательно соединение классов и учебных заведений.
7. Заседания кружка должны созываться редко.
8. В программу заседания включается не только полезное, но и приятное.
9. Выступающие в кружке должны к тому готовиться.
Правила, сформулированные М.А. Рыбниковой, содержат важнейшие, ключевые принципы, без которых движение к демократизации процесса обучения и воспитания невозможно. Ключевыми, семантически значимыми, знаковыми сочетаниями слов в этих правилах являются «равные права», «выбор учащихся», «соединение классов и учебных заведений». Важным представляется комментарий М.А. Рыбниковой правила о том, что руководителем кружка должен быть избран один из авторитетных педагогов, а не ученик. Искусство руководителя – «вызывать споры, заставить высказываться, раззадорить бойцов – и в то же время держать в руках предмет спора, подчинить своей воле множество речей и мыслей. Это сможет сделать лишь наиболее авторитетный из среды учителей».
Книга М.А. Рыбниковой «Кружки учащихся» имеет не только общепедагогическое и методологическое значение. Очевиден ее прикладной характер: сформулированы темы работы кружка (укажем лишь основные направления: выбор профессии, вопросы миросозерцания, разнообразные аспекты философии, вопросы самоопределения, проблемы национального самосознания, «женский вопросы», «что такое литература?», лирическая поэзия, «международные сюжеты и западное влияние в русской литературе», творческие связи русских писателей (Толстой и Чехов).
М.А. Рыбникова одной из первых в школе русской провинции провела работу по обновлению содержания кружковой работы с учащимися, создав межгимназический кружок, деятельность которого привлекла широкое учительское внимание не только в регионе, но и в России в целом.
Жизнь и педагогическая
деятельность М. А. Рыбниковой во время
преподавания в Малаховской опытно-
В 1918 году М. А. Рыбникова переводится в подмосковную Малаховскую опытно-показательную школу.
Приехав в Малаховку после восьми лет работы в Вязьме, вооруженная большим опытом и яркими методическими идеями, Рыбникова вскоре становится душой талантливого педагогического коллектива школы.
Ежегодно она отправляется с учащимися в образовательные экскурсии в Москву и Петроград, на Дон и в Поволжье, в Крым и на Кавказ. Учителя московских, да и провинциальных школ часто приезжают в Малаховку, чтобы познакомиться с новым спектаклем или выставкой, организованными талантливой учительницей, побывать у нее на уроке.
М. А. Рыбникова ставила спектакли с детьми не только по известным классикам литературы, но и по шедеврам русского фольклора, а также уделяла внимание литературным выставкам, ежегодно организуемым ею в Малаховской школе. Вокруг выставки сосредоточивалась на два-три месяца вся учебная жизнь школы. Избранным писателем занимались одновременно почти все классы. Разделенные на бригады, учащиеся составляли биографическую канву жизни писателя и карту его странствий, библиографию его сочинений, монтажи и альбомы, сличали рукописные варианты сочинений писателя и изучали его мастерство. На уроках рисования готовились иллюстрации к литературным текстам, на уроках пения разучивались песни для вечера, сопровождающего открытие выставки.
В эти же годы М. А. Рыбникова руководила в Малаховке литературными кружками, проводила экскурсии в природу, направляла творческую самодеятельность учащихся, продолжая линию, начатую ею еще в Вязьме и отраженную в ее ранних методических статьях.
Одним из наиболее
крупных достижений М. А.
М. А. Рыбникова рекомендует два вида наблюдений над художественным языком: попутное, в процессе изучения литературного памятника, и систематическое, проводимое путем специальных упражнений. Такие наблюдения, подчеркивает она, можно вести и в процессе классных занятий и при выполнении внеклассных заданий.
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Москве
В ноябре 1923 года М. А. Рыбникова переезжает в Москву и становится преподавателем литературы в Московском педагогическом техникуме. Преподавание в техникуме отзывается удобным для нее в том отношении, что позволяет, не подчиняя своей работы комплексным школьным программам, широко ставить изучение классической и современной литературы, смело экспериментировать. На III курсе техникума она вводит обширный курс советской литературы, сочетая лекционное изложение с развернутыми беседами и докладами учащихся.
В Москве М. А.
Рыбникова развертывает
Поистине грандиозным замыслом была организация М. А. Рыбниковой литературно-методического семинара при педагогическом техникуме. Семинар объединил более ста учителей, которые работали в его многочисленных комиссиях, секциях, кружках. Так, библиографическая секция под руководством М. А. Рыбниковой составила обширный справочник по советской литературе, изданный отдельной книгой. К книге была приложена большая работа самой Рыбниковой «Семинарий по советской литературе», явившаяся в значительной своей части итогом ее преподавательской работы в техникуме. Группа участников семинара занималась изучением читательских интересов школьников, собирая материалы, помимо Москвы, а Брянске, Ржеве, Оренбурге и других городах.
Результатом этой работы была статья Рыбниковой «Учащиеся как читатели», опубликованная в ее книге «Современная и классическая литература в школе».
В мае 1925 года
в педагогическом техникуме
На издание учебных программ ГУСа 1923 года М. А. Рыбникова откликнулась статьей «Голос словесника». В статье М. А. Рыбникова отмечает большие прогрессивные сдвиги в развитии педагогического дела. Новое программное и методическое творчество, при всех его погрешностях и перегибах, имеет под собой здоровую почву. «Основная причина не много - не мало зовется революцией, которая вот теперь докатилась до вопросов преподавания литературы». Она призывает учителей к смелому дерзанию, к поискам новых путей. «Современный учитель призван эпохой к величайшей роли, к роли творца,- подчеркивает она. - Наше творчество должно быть в согласии с запросами учащейся, нового призыва, молодежи, в согласии с наукой, которой эта молодежь жаждет, но которой она еще не знает».
Информация о работе Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой