Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

М. А. Рыбникова ставила спектакли с детьми не только по известным классикам литературы, но и по шедеврам русского фольклора, а также уделяла внимание литературным выставкам, ежегодно организуемым ею в Малаховской школе. Вокруг выставки сосредоточивалась на два-три месяца вся учебная жизнь школы. Избранным писателем занимались одновременно почти все классы. Разделенные на бригады, учащиеся составляли биографическую канву жизни писателя и карту его странствий, библиографию его сочинений, монтажи и альбомы, сличали рукописные варианты сочинений писателя и изучали его мастерство. На уроках рисования готовились иллюстрации к литературным текстам, на уроках пения разучивались песни для вечера, сопровождающего открытие выставки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Вяземской женской гимназии……………………………........3
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Малаховской опытно-показательной школе…………………6
Жизнь и педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой во время преподавания в Москве…………………………………………………………..7
Последние годы жизни и педагогической деятельности М.А. Рыбниковой………………………………………………………………………13
Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы……………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………........20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по литре.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 В конце 1924 года  М. А. Рыбникова становится  штатным преподавателем 2-го Московского  государственного университета. С  1927 года она начинает работать  в научно-исследовательских учреждениях  - в Институте методов внешкольной  работы, Институте научной педагогики, Программно-методическом-институте. Эту работу она совмещает с преподаванием в средней школе, в частности с 1926 года - в школе II ступени имени Луначарского.

Активное участие принимает  М. А. Рыбникова в подготовке новых  учебных программ, пришедших на смену комплексным программам 1925 года.

 В мае-июне 1926 года комиссия  Наркомпроса работала над проектом  новой программы. На одном из  заседаний М. А. Рыбникова прочла  доклад «Учащиеся-читатели», основанный  на ее многолетнем изучении читательских интересов школьников. Ей поручается подготовка проекта программы по литературе для старшего концентра.

Восстановление в правах литературы как учебного предмета вызвало  необходимость в новых методических пособиях. В 1927 году появляется книга М. А. Рыбниковой «Русская литература в вопросах, темах и заданиях». Еще в конце 1921 года во введении к своей первой методической книге «Работа словесника в школе» Рыбникова писала: «Учебник не нужен. Но необходим вопросник. Составление вопросника - одна из текущих работ автора данной книги». Таким образом, новое пособие явилось обобщением многолетнего педагогического опыта методистки.

 Обращает на себя внимание  многообразие подхода М. А.  Рыбниковой к литературе. Большинство  ее заданий относится к отдельным, единичным произведениям. Но когда это представляется целесообразным, она группирует произведения по циклам - стихотворения Некрасова, сказки Щедрина, рассказы Чехова 90-х годов - и рассматривает их как целое. Обычно вопросы ставятся Рыбниковой применительно ко всему произведению. Но наряду с этим анализ может вестись и по главам («Евгений Онегин»), частям («Преступление и наказание»), томам («Война и мир»), с последующим обобщением всей темы в заключительных выводах. Наряду с целостным разбором текста методистка охотно прибегает к анализу отдельной, центральной в данном случае проблемы.

Основной метод анализа, обычно применяемый М. А. Рыбниковой, - раскрытие идейного содержания произведения через анализ его композиции и  языка. М. А. Рыбникова к уяснению содержание произведения, она никогда не дает выводов готовыми, а заставляет учеников доходить до них самостоятельным размышлением.

Особое значение М. А. Рыбникова  придает творческой самодеятельности учащихся. Литературные походы и экспедиции, составление альбомов и подготовка выставки, рисование и лепка, составление графиков и схем, вырезывание и переплетное дело - все это, будучи связано с главной задачей - литературным образованием и эстетическим воспитанием, - значительно облегчает ее выполнение.

 Проблемы языка, разработанные М. А. Рыбниковой в статьях 1928-1929 годов, хотя и перекликались кое в чем с апологией «метода проектов», прозвучавшей в работах 1930-1931 годов, отнюдь не идентичны им. Очерки, писавшиеся для книги «Словесное творчество как предмет методики», заключали в себе большой и ценный материал, не утративший своего значения и доныне.

В 1930 году М. А. Рыбникова издала для  студентов-заочников Московского  педагогического института учебный  курс «Методика преподавания литературы». В этой книге она стремилась осмыслить вопросы методики в их теоретической обусловленности и взаимной связанности.

 Книга М. А. Рыбниковой, представляя значительный интерес  в отдельных своих частях, в  целом не оказала заметного  влияния на развитие методической  науки. Наиболее ценными в книге были главы, подводившие итог многолетним исследованиям автора в области читательских интересов детей (глава «Читательские реакции учащихся»), приемов усвоения текста («Выразительное чтение»), изучения композиции («План произведения»), письменных работ («Сочинения»). Много полезного материала заключала глава о внешкольной работе словесника..

1932 и последующие годы - годы больших раздумий и глубокой  перестройки М. А. Рыбниковой  как педагога и методиста. Но  и в этот период М. А. Рыбникова  ведет большую научную работу. Ее деятельность 1932-1936 годов охватывает многие области, и в каждой из них она оставляет свой памятный след. В качестве старшего научного сотрудника секции детской книги Центрального научно-исследовательского института педагогики М. А. Рыбникова продолжает свою многолетнюю работу в области изучения читательских интересов детей. Этому вопросу она посвящает большую статью «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем

Исследуя в широком  историческом плане теорию и практику детского чтения, она делает важные выводы о принципах отбора и издания книг для детей.

 В начале 1933 года  М. А. Рыбникова в содружестве  с С. М. Браиловской создает  «Хрестоматию по литературе для  начальной школы». В связи с  этой работой она пишет ряд  статей о методике чтения в  начальной школе, о произведениях для детей А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, о народных сказках как материале для чтения в начальной школе.  Основная идея, объединяющая весь цикл, состоит в том, что литературное образование и воспитание эстетического вкуса должны начинаться еще в начальных классах и что средняя школа должна продолжать работу, начатую в младшем возрасте.

 Наиболее важными  трудами М. А. Рыбниковой рассматриваемого  периода являются ее книга  «Загадки» (1932) и «Введение в  стилистику» (1937). Сборник загадок является крупнейшим трудом М. А. Рыбниковой в области собирания устного народного творчества

Работа М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику» выросла  из ее «Книги о языке» и в значительной своей части является переработкой этого пособия. По сравнению с «Книгой о языке» «Введение в стилистику» представляет собой значительное достижение, но не в одинаковой мере во всех своих частях и разделах. Лучшее в книге - тонкие наблюдения над языком классиков и современных писателей, колоссальное количество примеров из Пушкина, Тургенева, Л. Н. Толстого, которых Рыбникова знала в совершенстве, а также из сочинений Державина, Гоголя, Тютчева, Блока, Маяковского, изобретательные и остроумные практические задания.

1 апреля 1935 года Высшая  квалификационная комиссия Наркомпроса утвердила М. А. Рыбникову в ученом звании действительного члена (профессора) Центрального научно-исследовательского института педагогики по специальности современный русский язык.

 В 1938-1939 годах М.  А. Рыбникова с увлечением работает над созданием новых учебных программ, в частности по литературному чтению для V-VII классов. Она возглавляет группу учителей и методистов, занятых подготовкой новой программы по литературному чтению, участвует в подготовке хрестоматии для V класса (работа над программой и хрестоматией велась параллельно), часто выступает на учительских совещаниях с докладами о проекте программ.

Закончив в 1940 году свои очерки по методике литературного чтения, М. А. Рыбникова сразу же начинает работать над курсом методики преподавания литературы в старших классах.

 В статье «Герои  и события в произведении»  М. А. Рыбникова ставит вопрос  об изучении теории литературы  в старших классах. Вопросы  литературной науки, утверждает  она, должны изучаться на протяжении всего курса, обобщая в теоретических формулировках конкретные наблюдения учащихся над темой, образами, сюжетом и другими компонентами произведения.

Последние годы жизни и педагогической деятельности М.А. Рыбниковой

В июле 1941 года, после  начала Великой Отечественной войны, М. А. Рыбникова поехала в Тюмень, куда была направлена Наркомпросом для работы в педагогическом институте. Но из-за болезни своих домашних (М. А. имела приемную семью, состоявшую из учительницы-словесницы Л. Е. Случевской и ее матери) она принуждена была по пути остановиться в Свердловске, где и осталась.

За девять месяцев  работы в Свердловске, в тяжелых  материальных и бытовых условиях военного времени, М. А. Рыбникова оставила в культурной и особенно педагогической жизни города глубокий след.

 Большую работу  проводила методистка в педагогическом  институте, где она наряду с  основным для нее курсом методики  вела устное народное творчество  и стилистику

Широко развертывается в Свердловске научная и общественная работа М. А. Рыбниковой. Она продолжает трудиться над созданием курса методики и с этой целью подготавливает серию экспериментальных уроков по программе восьмых классов. Эти уроки широко посещаются учителями и студентами.

26 апреля М. А. Рыбникова  тяжело заболела. Учителя и студенты  с большим вниманием отнеслись к своей руководительнице. У ее постели было установлено круглосуточное дежурство. Однако болезнь (менингит) прогрессировала, и после пяти недель тяжелых страданий М. А. Рыбникова умерла 3 июня 1942 года.

 Педагогическая общественность Свердловска с глубокой скорбью проводила ее в последний путь.

Рыбникова М.А. о методике преподавания литературы.

 Методику преподавания  литературы М. А. Рыбникова  рассматривает как педагогическую  дисциплину, сложившуюся в течение  последних ста лет в результате органического синтеза трех факторов: природы учебного предмета, целей воспитывающего обучения и особенностей детского восприятия и поведения. В различных формулировках Рыбникова по-разному переставляет эти три первоэлемента методики, подчеркивая их принципиальную равноценность. И все же исходным началом в педагогическом процессе для нее является учебный предмет - литература.

«Искусство учителя - это умение в педагогическом процессе реализовать передачу знания соответственно задачам школы и в форме, доступной и плодотворной для учащихся». Поэтому М. А. Рыбникова вслед за В. П. Острогорским придает определяющее значение в преподавании литературной подготовке учителя. «Учитель, который не умеет работать а области своей специальности, не найдет материал и для живой его передачи ученику», - заявляет она и приводит многочисленные примеры того, как крупные ученые-литературоведы превосходно работали в школе и для школы, а одаренные учителя успешно подвизались в области литературной науки. Советская методика должна в полной мере учитывать особенности литературы. «Задачи коммунистического воспитания мы должны осуществлять на материале литературы и по возможности ее методами». Литература - это орудие познания мира, жизни «человека и жизни общества. Это - великая школа мировоззрения. Литература - могучее средство воспитания эстетической восприимчивости и хорошего вкуса, воображения и мышления, чувства и воли. Наконец, на литературном материале могут быть наилучшим образом воспитаны навыки чтения, рассказывания, письма, культуры речи вообще.

 Характер претворения  литературы как предмета преподавания  в систему уроков определяется  задачами советской школы и  особенностями детского возраста. М. А. Рыбникова глубоко восприняла  поставленную советской педагогикой  задачу воспитания коммунистически сознательных, всесторонне развитых, творчески активных людей, строителей нового общества, умеющих применять свои знания к практике жизни. В свете задач коммунистического воспитания она стремится осмыслить каждую проблему методики, начиная с ее основополагающих принципов и кончая частными приемами преподавания.

 Большое значение  придает методистка личности  учащегося. Как известно, она всегда  стремилась тщательно, путем эксперимента  изучать склонности и интересы  школьников, их возрастные возможности, чтобы на этой основе научно строить педагогический процесс.

 М. А. Рыбникова - яростный противник методического формализма, изучения того, что ученик не способен почувствовать и понять. Но она возражает и против чрезмерного облегчения программы и преподавания. В главе «Уроки» своей новой книги она нарочито помещает такие трудные произведения, как «Арап Петра Великого» А. С. Пушкина (V класс), «Чапаев» Д. А. Фурманова (VI класс), «Мать» А. М. Горького (VII класс). «Раздающиеся иногда жалобы на то, что программа перепружена,- подчеркивает она, - необходимо парировать прежде всего соображениями идеологического порядка; мы не желаем и не будем воспитывать недоучек в наших школах; литературная начитанность, прочная языковая культура необходимы советскому ребенку, и мы обязаны сделать все, чтобы литературное наследство было передано молодому поколению. Трудности должны быть преодолены».

 Пути преодоления  трудностей в усвоении литературных  знаний должны быть найдены  как в самой литературе, дающей живые, наглядно чувственные, волнующие картины близкой юношеству жизни, так и в многообразных методических приемах, которыми располагает современный учитель.

 Предлагаемые М.  А. Рыбниковой методические пути  приближения литературы к уровню  учащихся можно кратко изложить в следующих тезисах.

 Литература в школе  должна быть тесно связана  с жизнью. К усвоению произведения  нужно идти от окружающей ученика  действительности, от его живых  впечатлений, предшествующего опыта.

Усвоение произведения должно идти от непосредственного восприятия к интеллектуальному осмыслению. М. А. Рыбникова придает колоссальное значение эмоциональному восприятию текста. Она справедливо утверждает, что первоначальное знакомство с писателем, первая встреча с ним сплошь и рядом определяет на долгие годы отношение к нему ребенка и юноши. Но, высоко ставя «сопереживание» как первый, начальный этап знакомства с произведением, Рыбникова придает особое значение и последующему анализу текста. «В литературе поучительным является и тот путь, тот мыслительный процесс, которым автор идет к своим выводам». Проделать вместе с писателем этот путь - значит проникнуться его замыслом, пройти вместе с ним курс художественного мышления, органически, но вместе с тем и критически воспринять его образы и идеи, его творческую манеру. Такому глубокому усвоению литературы и призвана помочь школа, учитель.

Информация о работе Педагогическая деятельность М. А. Рыбниковой