Педагогическая деятельность в педагогической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Содержание

Введение
1.1Понятие педагогической деятельности
1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
1.2 Структура педагогической деятельности

2.1 Педагогическая деятельность в педагогической системе
2.2 Мотивация учебной и педагогической деятельности

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по медотики преп экономик мне.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.1Понятие педагогической деятельности

1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система

1.2 Структура педагогической деятельности

 

2.1 Педагогическая деятельность в педагогической системе

2.2 Мотивация учебной и  педагогической деятельности 

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших  поколений младшим накопленных  человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного  развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в  обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и  родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению  к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки. Для  проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к  анализу ее строения, которое можно  представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей  характеристикой деятельности, в  том числе и педагогической, является цель.                                                                                                    Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие педагогической деятельности

 

В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга  той деятельностью, которую осуществляют.

Итак, педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно  направленной на подготовку подрастающего  поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.

Цель этого вмешательства - преобразование человеческой природы в «развитую  специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:

  • педагогической теорией (теоретическими знаниями);
  • педагогическим опытом (практическим опытом);
  • системой специальных учреждений.

Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:

  • Законов воспитания;
  • Воспитательного влияния жизненных условий;
  • Их требований к человеку.

Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать  глубоко осознанной, эффективной, способной  к разрешению возникающих противоречий.

Целью профессионально-педагогического  образования является формирование личности, способной к эффективной  реализации себя в сфере начального профессионального образования  и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов  интегрированного образовательного процесса, к выполнению профессионально-образовательных  функций по подготовке квалифицированных  рабочих и специалистов. 
Приоритетные задачи развития профессионально-педагогического образования: 
- приведение профессионально-педагогических образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики, научно-технологической и социальной сферы; 
- изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности; 
- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для профессионального развития личности и реализации ее творческой активности; 
- развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для профессионального образования, включающей в себя, прежде всего, подготовку педагогических и управленческих кадров для системы профессионального образования; 
- развитие преемственности среднего профессионально-педагогического образования с другими уровнями; 
- расширение информатизации образования; 
- обеспечение использования потенциала средних специальных учебных заведений для развития производственной и инновационной деятельности, что позволит не только повысить качество подготовки специалистов, но и обеспечит дополнительные источники финансирования для развития учебных заведений

 

1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает  его целъ, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача - основная единица педагогического  процесса. Развивающаяся во времени  основная единица педагогического  процесса, по которой только и можно  судить о его течении, должна удовлетворять  следующим условиям: обладать всеми  существенными признаками педагогического  процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться  при выделении путем абстрагирования  в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического  процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают  разнообразные ситуации. Привнесение  в педагогические ситуации целей  придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями  ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы  имеет задачную структуру, т.е. может  быть представлена как взаимосвязанная  последовательность решения бесчисленного  множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так  как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все  основания рассматривать материализованную  педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального  управления. Однако "клеточкой" педагогического  процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные  задачи, ограниченно выстроенный  ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

анализа ситуации и постановки педагогической задачи; проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

осуществления плана решения  задачи на практике, включающего организацию  взаимодействия, регулирование и  корригирование течения педагогического процесса; анализа результатов решения.

 

1.3Структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью  различных средств воздействия  на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.

Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультационно-диагностическая, деятельность по самообразованию. Все эти виды деятельности имеют некоторое общее строение и вместе с тем своеобразие.

Психологически полная структура  деятельности всегда включает в себя: во-первых, мотивационно-ориентировочное  звено, когда человек ориентируется  в новой обстановке, ставит перед  собой цели и задачи, у него возникают  мотивы; это этап готовности к деятельности; во-вторых, центральное, исполнительное звено, где человек осуществляет действия - то, ради чего начата деятельность; в-третьих, контрольно-оценочное звено, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для  себя, решил ли он с помощью имеющихся  средств и способов задачи, которые  он сам ставил. Соответственно психологически целостная педагогическая деятельность имеет три компонента:

1) постановка учителем  педагогических целей и задач;

2) выбор и применение  средств воздействия на учащихся;

3) контроль и оценка  учителем своих собственных педагогических  воздействий (педагогический самоанализ).

Полноценное осуществление  учителем педагогической деятельности предполагает реализацию (развернутую  и на достаточно высоком уровне) всех ее компонентов: самостоятельную  постановку педагогических целей и  задач; владение широким спектром воздействия  на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей педагогической деятельности. Если один из компонентов  педагогической деятельности развит недостаточно, то можно говорить о деформировании педагогической деятельности: например, если учитель не ставит педагогических целей самостоятельно, а в основном берет их готовыми из методических разработок, то он выступает как исполнитель, а не субъект своей педагогической деятельности, что, конечно, снижает эффективность его работы.

Все виды педагогической деятельности (обучающая, воспитательная и др.) имеют  названную структуру, хотя содержание каждого из компонентов будет  различным.

В отличие от принятого  в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к  педагогической деятельности преобладает  подход выделения ее компонентов  как относительно самостоятельных  функциональных видов деятельности педагога.

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического  процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически  целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к  педагогической, но и почти к любой  другой деятельности, а с другой - они не раскрывают с достаточной  полнотой все стороны и области  педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Методики изучения уровня  психологической готовности студента

Задачей данных методик является выявление уровня психологических  знаний и умений студентов применять  эти знания на практике, т.е. насколько  у студентов сформирован уровень  познавательной и мотивационной  готовности, какой вид мотивов  является доминирующим при выборе профессии  педагога, насколько им интересна  педагогическая дело в целом.

Составляющими педагогической готовности к педагогической деятельности:

 
1. Ценностно-смысловой блок психологической  готовности -- направлен на определение  наличия в ценностно-мотивационной  сфере студента психологических  образований, делающих педагогическую дело личностно значимо и вызывающей интерес.

Информация о работе Педагогическая деятельность в педагогической системе