Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Введение
1.1Понятие педагогической деятельности
1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
1.2 Структура педагогической деятельности
2.1 Педагогическая деятельность в педагогической системе
2.2 Мотивация учебной и педагогической деятельности
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.1Понятие педагогической деятельности
1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
1.2 Структура педагогической деятельности
2.1 Педагогическая деятельность в педагогической системе
2.2 Мотивация учебной и педагогической деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Смысл педагогической профессии выявляется
в деятельности, которую осуществляют
ее представители и которая
Очевидно, что эту деятельность
осуществляют не только педагоги, но и
родители, общественные организации, руководители
предприятий и учреждений, производственные
и другие группы, а также в известной
мере средства массовой информации. Однако
в первом случае эта деятельность
- профессиональная, а во втором - общепедагогическая,
которую вольно или невольно осуществляет
каждый человек и по отношению
к самому себе, занимаясь самообразованием
и самовоспитанием. Педагогическая
деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных
обществом образовательных
1.1 Понятие педагогической деятельности
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.
Итак, педагогическая деятельность -
особый вид общественно полезной
деятельности взрослых людей, сознательно
направленной на подготовку подрастающего
поколения к жизни в
Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.
Цель этого вмешательства - преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.
Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:
Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:
Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.
Целью профессионально-
Приоритетные задачи развития профессионально-
- приведение профессионально-педагогических
образовательных программ в соответствие
с запросами личности, с потребностями
рынка труда, перспективами развития экономики,
научно-технологической и социальной
сферы;
- изменение структуры содержания
подготовки и его качественное обновление
с учетом перехода на опережающее образование,
обеспечивающее развитие личностно-профессионального
потенциала специалистов и их мобильности;
- совершенствование воспитательного
процесса, создание условий для профессионального
развития личности и реализации ее творческой
активности;
- развитие системы подготовки,
профессиональной переподготовки и повышения
квалификации кадров для профессионального
образования, включающей в себя, прежде
всего, подготовку педагогических и управленческих
кадров для системы профессионального
образования;
- развитие преемственности
среднего профессионально-
- расширение информатизации
образования;
- обеспечение использования
потенциала средних специальных учебных
заведений для развития производственной
и инновационной деятельности, что позволит
не только повысить качество подготовки
специалистов, но и обеспечит дополнительные
источники финансирования для развития
учебных заведений
1.2 Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его целъ, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.
Педагогическая задача -
основная единица педагогического
процесса. Развивающаяся во времени
основная единица педагогического
процесса, по которой только и можно
судить о его течении, должна удовлетворять
следующим условиям: обладать всеми
существенными признаками педагогического
процесса; являться общей при реализации
любых педагогических целей; наблюдаться
при выделении путем
В реальной педагогической
деятельности в результате взаимодействия
педагогов и воспитанников
Поскольку педагогическая деятельность
в рамках любой педагогической системы
имеет задачную структуру, т.е. может
быть представлена как взаимосвязанная
последовательность решения бесчисленного
множества задач разного уровня
сложности, а воспитанники, в свою
очередь, включены в их решение, так
как взаимодействуют с
Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
анализа ситуации и постановки педагогической задачи; проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;
осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; анализа результатов решения.
1.3Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.
Выделяют разные виды педагогической
деятельности: обучающая, воспитательная,
организаторская, пропагандистская, управленческая,
консультационно-
Психологически полная структура деятельности всегда включает в себя: во-первых, мотивационно-ориентировочное звено, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности; во-вторых, центральное, исполнительное звено, где человек осуществляет действия - то, ради чего начата деятельность; в-третьих, контрольно-оценочное звено, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил. Соответственно психологически целостная педагогическая деятельность имеет три компонента:
1) постановка учителем педагогических целей и задач;
2) выбор и применение
средств воздействия на
3) контроль и оценка
учителем своих собственных
Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности предполагает реализацию (развернутую и на достаточно высоком уровне) всех ее компонентов: самостоятельную постановку педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей педагогической деятельности. Если один из компонентов педагогической деятельности развит недостаточно, то можно говорить о деформировании педагогической деятельности: например, если учитель не ставит педагогических целей самостоятельно, а в основном берет их готовыми из методических разработок, то он выступает как исполнитель, а не субъект своей педагогической деятельности, что, конечно, снижает эффективность его работы.
Все виды педагогической деятельности (обучающая, воспитательная и др.) имеют названную структуру, хотя содержание каждого из компонентов будет различным.
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность
направлена на установление педагогически
целесообразных отношений педагога
с воспитанниками, другими педагогами
школы, представителями
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой - они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.
2.1 Методики изучения уровня
психологической готовности
Задачей данных методик является
выявление уровня психологических
знаний и умений студентов применять
эти знания на практике, т.е. насколько
у студентов сформирован
Составляющими педагогической готовности к педагогической деятельности:
1. Ценностно-смысловой блок
Информация о работе Педагогическая деятельность в педагогической системе