Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:33, контрольная работа
Слова "гуманизм" и "гуманность" имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus - "человечный". Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.
Введение 3
1. Воспитание добротой и лаской 9
2. Понимание ребенка 14
3. Признание ребенка 20
4. Принятие ребенка 22
5. Правила для педагога-гуманиста 26
Заключение 31
Список использованной литературы
Одним из важнейших общих свидетельств о ребенке является его отношение к себе. В психологии это называется принятием себя, позитивной «Я-концепцией», высоким уровнем самоуважения и т.д. Психологическими исследованиями установлено, что при директивном руководстве воспитанием, когда воспитанник вынужден принимать и некритически усваивать нормы и оценки взрослых, у него формируется негативная «Я-концепция», негативный образ Я, низкий уровень самоуважения. Проще говоря, воспитанник сам себе не нравится, считает себя заведомо плохим, отсюда – постоянная его готовность к негативным поступкам. Чего еще ожидать от человека, потерявшего самоуважение?
Установлено, что низкий уровень самооценки – следствие душевного дискомфорта, что происходит в основном из-за невнимательного отношения взрослых. Ребенка не замечают, не поддерживают, не хвалят за успехи. Разве может у него развиться чувство уважения к себе? Вот и ожесточается он на весь белый свет, защищаясь агрессией к окружающим.
Только доброта, ласка, любовь – действенное лекарство от этого недуга. Но если Я слишком нарушено, то и оно не помогает. Исследования показали, что при глубокой травме Я возникает так называемый дискомфорт успеха, когда ребенку уже все равно, что о нем думают, он со всем заранее согласен. Ему даже неприятно, если его случайно похвалят. Ему привычнее быть плохим. Отсюда огромные трудности в воспитании, точнее – перевоспитании, ибо воспитатель пытается в таком случае изменить сложившиеся стереотипы поведения.
Уже в раннем детстве дает о себе знать направленность ребенка. Если он индивидуалист, то будет стремиться к достижению преимуществ лично для себя, коллективист будет больше думать о своем месте среди других. Разрабатывая стратегию воспитания, для первого нужно проектировать большую долю участия в коллективных делах, для второго – умеренное развитие опыта индивидуального поведения.
К стержневым характеристикам личности относятся также потребности и мотивы, над удовлетворением которых она постоянно трудится. Диагностика их уже рассматривалась.
Таким образом, понимание ребенка воспитателем будет более продуктивным, если он не остановится на уровне восприятия внешних поведенческих проявлений, а будет проникать в глубинные структуры его Я.
Что же дальше? Не после того, а параллельно
с изучением внутреннего Я
воспитанника педагог вступает с
ним в отношения
Доверие ребенка – сильное и опасное чувство, способное в мгновение ока изменить его поведение, отношение к жизни и самому себе. Перечитайте новеллу С. Цвейга «Жгучая тайна», и вы убедитесь, как опасно с этим шутить. Доверившись, ребенок весь во власти воспитателя. Как же мудро тот должен вести себя. Одни желания – поддержать и развить, другие – затормозить и искоренить. Воспитание – больше не состязание нервов и силы, а совместное движение по жизни.
Доверительные отношения по силе превосходят все остальные, вместе взятые. Ребенок открывает воспитателю свои мысли, чувства, переживания. Но, к сожалению, это бывает очень редко – даже с родителями едва ли четверть детей столь доверительны. Воспитатель должен завоевать любовь воспитанника. Путь к этому – раскрытость, откровенность, доброта, искренняя заинтересованность, внимание и уважение к ребенку. Ребенок должен быть уверен, что педагог никогда не предаст, не выступит против него.
Таким образом, понимание ребенка – первая естественная реакция педагога-гуманиста. Главное здесь – целостное восприятие ребенка, а не отдельных его особенностей, акцент на стержневые структуры личности, их проявление в ее поведении и деятельности, отношении к себе, направленность потребностей и мотивов. Не следует применять жесткие эталоны, делать далеко идущие выводы из малозначимых деталей.
3. Признание ребенка
Признание – право ребенка быть самим собой, примирение взрослых с его индивидуальностью, взглядами, оценками, позицией. Мы можем не принимать то, что для ребенка является значимым, важным, но самого его не отвергаем. Ненавидим поступки, любим ребенка. Значит, верим в его возможности, в то, что подрастет – все осознает и будет вести себя лучше. Верим в то, что зерна воспитания дадут когда-нибудь плоды. Признаем – значит, верим в самосовершенствование. Такое понимание диалектики и противоречий воспитания делает воспитателя мудрым и терпеливым, а его позицию сильной и неуязвимой. Только тогда воспитанник естественно проходит через все периоды и трудности взросления без последствий и комплексов, сформированных неправильным воспитанием.
Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет решающее значение. Традиционно мы мало обращаем на это внимания и ошибаемся: такой подход самым отрицательным образом сказывается на взрослении, развитии индивидуальности, самостоятельности ребенка. Потом, уже по достижении им подросткового возраста, сокрушаемся, почему он такой инфантильный, непонятливый, несамостоятельный. Забыли, что это прямое следствие воспитания: ребенка лишили возможности стать самостоятельным. Конечно, родителям и воспитателям удобнее иметь под рукой тихого, послушного, неконфликтующего ребенка, и они сознательно пресекают любые его попытки заявить о себе. И что в конечном итоге?
Личностно-ориентированное
Логика, здравый смысл, опыт эффективного воспитания должны убедить нас принять этот подход. Он сложен и труден, зато дает прекрасные плоды. Молодые педагоги сегодня дают полную свободу детям, но при этом стараются ориентировать их на определенные образцы воспитанности, т.е. невольно подгоняют всех под одну мерку, делая всех одинаковыми. В результате – то же подавление индивидуальности, только под благовидным предлогом. Признавая ребенка, исходим из принципа природосообразности: каждый человек имеет лишь ему данные природой свойства – задатки, характер, темперамент. Отсюда – различные интересы, потребности, способности. Зачем же насильственно вытеснять то, что делает человека единственным и неповторимым? Гораздо продуктивнее развивать данное ему природой, доводить его до совершенства. В этом плане задача воспитателей не в стирании индивидуальности, а в целесообразном ее формировании. Бороться с природой – затея бесперспективная, опираться на нее – дело разумное.
Другая крайность – бросать ребенка на произвол судьбы. Парадокс, но в некоторых случаях полное невмешательство в развитие ребенка дает гораздо лучшие результаты, чем жесткая опека. Недостатки воспитания затем быстро компенсируются активностью, самостоятельностью, жизненной хваткой. В результате появляются смекалистые, деловые, предприимчивые люди. Но существует огромная опасность того, что не привитые с детства моральные нормы и ограничения сделают их собственную жизнь и жизнь общества невыносимой, что они направят свою активность по противозаконному пути.
Ребенок обнаруживает свои личностные качества в деятельности, поведении, поступках. Один делает все быстро, другой – медленно и обстоятельно, третий – сразу же бросается на задачу, потом осматривается и корректирует свою деятельность с учетом обстоятельств. Один сдержан в общении, другой – открыт, один занят мыслями о себе, другой – мыслями о нас. Одним присуща повышенная возбудимость, другим – эмоциональная устойчивость. Действия педагога во всех этих случаях не могут быть одинаковыми.
Для каждого у него должна быть индивидуальная стратегия воспитания. Определившись с целью, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие конкретному ребенку функционально-психологические особенности. Чем выше дифференциация форм воспитательного влияния, тем выше эффективность воспитания. При этом учитывается, что независимо от индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять моральные требования. Конкретные пути каждого воспитанника к достижению воспитательной цели, конкретные механизмы личностного развития могут быть своеобразными, отвечать исходным индивидуальным особенностям.
Итак, мало лишь понять ребенка. Его следует признать как индивидуальность, как неповторимую личность, имеющую право быть самим собой. Без этого гуманистические усилия можно не продолжать, они не достигнут успеха.
4. Принятие ребенка
Принятие означает безусловное, т.е. без каких-либо предварительных условий, положительное отношение к ребенку. Принятие – не просто положительная оценка, это признание того, что ребенок принят со всеми его особенностями, недостатками, что он имеет право быть таким, какой он есть. Педагог их знает. Он готов справиться с недостатками.
Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда его достоинства превосходят недостатки. Но чаще приходится принимать неблагополучных. Полюбите нас черненькими, читаем у Ф. Достоевского, а беленькими нас всяк полюбит. Если ребенок «не такой», не так действует, думает, ходит, ест, спит, его трудно принять. Взрослые, может, сами того не понимая, «подравнивают» ребенка под себя. Конечно, больше шансов на принятие имеют красивые, здоровые, воспитанные дети.
Если воспитатель не принимает воспитанника или принимает его формально, как служебную необходимость, то скорее всего он относится к нему отрицательно. Обещая помочь, он не достигнет успеха. Искреннее принятие обязательно проявится в сочувствии, теплом отношении, когда создается атмосфера для обоюдного выражения чувств. Легкое прикосновение, ласковый взгляд, сочувственное молчание поддерживают ребенка, повышают веру в себя, помогают пережить трудности, выйти из конфликтной ситуации. Воспитатель будет терпелив и к путаной речи, и к длинным монологам, и к сильному выражению чувств. Он позволит ребенку выговориться и тем самым облегчит его положение.
Нынешние школьные отношения характеризуются неполным (иногда условным) принятием ребенка. Ученику постоянно ставятся условия: «Я буду тебя уважать, если ты…», «Я буду с тобой дружить, но ты должен…» В результате у него формируются нереалистические взгляды на себя и окружающих людей. В подсознании «сидит» мысль, что он не может быть принят по каким-то причинам. А причины в большинстве – самые пустяковые, но у ребенка уже сформировался низкий уровень самооценки, комплекс непринятия себя – ужасное следствие непринятия его другими. Психологи и врачи утверждают, что это ведет к невротическим состояниям, вселяет неуверенность, рождает чувство безысходности. Непринятый ребенок сегодня – это отвергнутый взрослый завтра, человек, которому недостает любви и сочувствия, который ходит с ощущением постоянной готовности быть всегда виноватым. Человек агрессивный и жестокий.
В основе принятия ребенка – любовь. Если это христианское чувство неведомо душе воспитателя, то какие бы профессиональные усилия он ни прилагал, принять нервного, капризного, трудного ребенка он не сможет. Говорят – любовь педагога должна быть умеренной и разумной. Но никто не знает, где пределы этих критериев. Одно известно – любящий ребенка всегда воспитывает лучше, ибо действует не только умом, но и сердцем.
Путь любви к ученику лежит через справедливость. Ничего так тонко не чувствуют дети, как фальшь, и ничего не воспринимают так естественно, как справедливость. «Он несправедлив ко мне» – самый болезненный укор воспитателю. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть непременно.
Если требование к ребенку несправедливо, завышено или занижено, если его постоянно осуждают, в нем неизбежно вызревает протест. Формируется боязнь сделать что-то не так, неудовлетворение собой. Все это сковывает активность ребенка, центрирует его внимание на ошибках, переживаниях, неудачах, оскорблениях. Ребенок хочет, чтобы с ним обходились серьезно и уважительно. Принятие основывается на требовательности и принципиальности, но это идет на пользу только на фоне положительного отношения, желания помочь.
Полное и безусловное принятие помогает ослабить, а потом и вовсе снять детскую тревожность, способствует самоутверждению воспитанника, предоставляет ему свободу для саморегуляции.
Естественно, что взгляды воспитанника и воспитателя на одни и те же события различны, причина тому – огромная разница в возрасте и опыте. Поэтому воспитатель должен терпеливо объяснять, чем вызвано то или иное действие, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Тогда воспитанник поймет, что требование – не прихоть, а жизненная необходимость. Равность позиций предполагает, что оба осознают необходимость того или иного поведения. Ребенок лучше понимает сущность предстоящей деятельности, формулирует ее словами, а затем и действует в правильном направлении, педагог видит результаты своих усилий.
Должен ли он показывать, что любит и принимает ребенка? Не стоит ли ему опасаться, что дети «сядут на голову»? Панибратство, неуважение к старшему как раз и возникают при отсутствии искренней любви и уважения. Значит, где-то затаилась фальшь. Любящий воспитатель, как мать и отец, может даже прибегнуть к дружеской трепке. Это только усилит обоюдную привязанность. Отнеситесь с пониманием к этому замечанию. Если ребенок уверен, что его любят, то отцовский ремешок или острастка приятеля-педагога ему не повредят.
Информация о работе Педагогическая деятельность — деятельность милосердия и гуманизма