Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:38, реферат

Краткое описание

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь
совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые
педагогические взгляды.

Содержание

1. Краткая биография К.Д. Ушинского . . . . . . . . . . . . . . . .
.2
2. Педагогическая деятельность и система взглядов на
педагогику К.Д. Ушинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .4
3. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве. . . . . . . . .12
4. Ушинский о народном учителе и его подготовке. . . . . . .14
5. Отрывки из книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .17
6. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .
. . . . . . . .23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 559.92 Кб (Скачать файл)

мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".

      Важным  основанием  педагогики  Ушинский  считает   формирующую   роль

деятельности  и  активности  личности.  Стремление  детей  к   разнообразной

деятельности заложено в самой природе человека, это основной  закон  детской

психики.  Деятельность  Ушинский  рассматривал  как  основу   воспитания   и

обучения, ибо без самостоятельной творческой  деятельности,  без  активности

самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

      Одной из важнейших форм деятельности Ушинский  считал  груд.  В  своей

работе "Труд в его психическом и  воспитательном  значении"  он  показывает,

что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник  развития

человека,  необходимое  условие  гармонического  развития   -   физического,

умственного, нравственного, эстетического. К тому  же  деятельность  и  труд

являются  и  условием  развития  познавательных,  эмоциональных  и   волевых

процессов, формирования способностей и характера ребенка.

      Школа должна готовить  человека  к  свободному  и  творческому  ТРУДУ,

вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку  трудиться  и

находить счастье в наслаждении трудом.

      К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций,

подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент.

      "Воспитание мыслится  Ушинским  как  целенаправленный,  преднамеренный

процесс "управления личностью" цель которого -подготовить человека  к  жизни

и  активной  трудовой   деятельности,   воспитать   гармонически   развитого

человека, умеющего сочетать свои  интересы  с  интересами  своего  народа  и

всего человечества. Из направлений воспитания главную  роль,  по  Ушинскому,

играет нравственное воспитание, оно - центр  его  педагогической  концепции.

Оно  важнее,  чем  наполнение  головы  познаниями.   Ушинский   пишет,   что

обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я  никак  не  полагаю,

чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать  гоголевского

городничего "сытным человеком".

      Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное  моральной  силы,  разрушает

человека.  Важно  воспитывать  в   детях   стремление   к   добру,   чувство

п*

072;триотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм,  дисциплину,

твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять  не

только душу, но и  тело.  В  процессе  нравственного  воспитания  необходимо

также преодолевать такие чувства и качества как упрямство,  леность,  скуку,

тоску, эго изм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

 

 

      Важными задачами нравственного воспитания являются:

      - формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на

жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает  главнейшей

дорогой человеческого поведения;

      - развитие нравственных чувств,  в  частности  и  эстетических.  Самым

высоким,  пламенным  чувством  в  человеке,  "его   общественным   цементом"

Ушинский считал патриотическое чувство, которое  "последним  гибнет  даже  в

злодее".  Чувство  переведет  сознание,  убеждение  в  поведение   человека.

Воспитанию чувств посвящена специальная глава;

      - воспитание навыков и привычек  поведения.  По  убеждению  Ушинского,

человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное  здание  своей

жизни все выше  и  выше".  Процесс  их  формирования  длительный,  требующий

настойчивости и терпения.

      Нравственное воспитание  не  должно  строиться  на  страхе  наказания,

утомительных "словесных назиданий". Методы и средства воспитания зависят  от

его  содержания  и  цели.Что  касается  метода   убеждений,   то   им   надо

пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам  Ушинского,

пробуждать жажду этих убеждений.

      В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей,

личность учителя,  пример  (организованная  среда),  поощрения  и  разумные,

предупреждающие наказания,  организация  детского  общественного  мнения.  В

деле воспитания  большую  роль  играет  общий  дух  в  школе,  благоприятная

атмосфера. Одним из сильных средств  воспитания  Ушинский  считает  природу:

"Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес  из  впечатлений  моей  жизни

глубокое  убеждение,  что   прекрасный   ландшафт   имеет   такое   огромное

воспитательное  влияние  на  развитие  молодой  души,   с   которым   трудно

соперничать влиянию педагога". Эту идею более конкретно  будет  развивать  в

своих трудах наш современный педагог В.А.Сухомлинский.

       Воспитание  Ушинский  рассматривал  в  тесном  единстве  с  процессом

обучения и  протестовал  против  разделения  воспитания  и  обучения,  между

учителем и воспитателем.

      Большой вклад внес Ушинский в разработку  вопросов  дидактики.  Особое

внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-

педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась  в  развернувшейся

дискуссии о классическом и реальном образовании.

      Систему   образования   в   России   с   ее   классической,   античной

н*

072;правленностью  Ушинский  считал  прадедовской  ветошью,  от  которой  пора

отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание  образования

должно включать прежде всего изучение родного языка, так как  "родное  слово

есть основа всякого  умственногоразвития  и  сокровищница  всех  знаний...",

даже  предметов,  раскрывающих  человека  и  природу:  историю,   географию,

естественные науки, математику.

      Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя  ее  одним  из

"великих наставников человечества", не только  потому,  что  логика  природы

наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и  воспитательного

значения.

      В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости

и ее органическое, постепенное и всестороннее  развитие,  а  знания  и  идеи

должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на  мир  и

его жизнь.

      Ушинский подверг  обоснованной  критике  как  сторонников  формального

образования (цель обучения - развитие умственных  способ  ностей  учащихся),

так и материального (цель -  приобретение  знаний)  за  их  односторонность.

Показывая несостоятельность формального  образования,  он  подчеркивал,  что

"рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый  ум  есть  не

что  иное,  как  хорошо  организованнее  знание".  Материальное  направление

критиковал   за   его   утилитаризм,   за   преследование    непосредственно

практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных  сил

учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

      Исходя из того, что  в  школе  изучаются  не  науки,  а  основы  наук,

Ушинский различал понятия наука и учебный предмет  и  определил  соотношение

между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных  знаний

в соответствии с  возрастными  и  психологическими  особенностями  учащихся,

т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

      Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под

руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим  и  укрепляющим

волю детей.

      Обучение  как  специфическая  форма  процесса  познания   имеет   свою

логическую  структуру:  1-я  ступень  -  познание  на  стадии   чувственного

восприятия  (ощущения,   представления).   Учитель   должен   способствовать

накоплению учащимися материала, учить их наблюдать,  вторая  -  познание  на

стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит  сравнивать,

сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.  Третья  ступень

идейного  (разумного)  познания,  это  ступень  формирования   самосознания,

мировоззрения. Учитель приводите систему знания,  способствует  формированию

мировоззрения.  И  следующая  ступень  освоения   приобретенных   знаний   -

закрепление.

      Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание

начинается своевременно, развертывается постепенно  и  органично,  сохраняет

постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как  чрезмерной

напряженности,   так   и   чрезмерной   лёгкости    занятий,    обеспечивает

нравственность и полезность материала и его применения.

      В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский

разрабатывал  вопрос:  как  учить  ребенка  учиться,  проблему   активизации

учебного   процесса,   познавательной   деятельности,   развития   мышления,

сочетания механического  и  логического  запоминания,  повторения,  единства

наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог  научно  обосновал  и

всесторонне  развил  дидактические  принципы  наглядности  (связывая  её   с

проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в  целом  развития

личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

      Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим  и

аналитическим. Методы дополняются приемами, их  четыре:  догматический  (или

предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический  (или  дающий

задачи),  секро-сематический  (или  излагающий).  Все  они,  сочетаясь   или

соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом  уроке  с

учётом возраста учащегося и содержания предмета.

      Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего  и

развивающего обучения. Если развитие,  формирование  и  воспитание  личности

осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение  неизбежно,

по мнению Ушинского,  должно  быть  развивающим  и  воспитывающим.  Обучение

Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна  действовать

не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет:  "К  чему  учить  историю,

словесность, все множество наук, если это учение не  заставит  нас  полюбить

идею и  истину  больше,  чем  деньги,  карты  и  вино,  и  ставить  духовные

достоинства выше  случайных  преимуществ".  По  мнению  Ушинского,  обучение

может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в  том  случае,

если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью,  соответствие

с  природой  ребенка  и  особенностями  его  психофизического  развития,   и

обучения на родном языке.

      Большое внимание Ушинским уделялось  уроку,  разработке  требований  к

организации классных занятий: они должны  давать  прочные  глубокие  знания,

учить  добывать  их  самостоятельно,   развивать   познавательные   силы   и

возможности школьника, воспитывать  нравственно  ценные  качества.  Ушинский

выступает против трафа  рета,  схематизма  и  шаблона  в  построении  урока,

формализма,  который  сковывает  творческую  инициативу  учителей.  Им  дана

типология уроков.

      Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения.  Он

пишет, что "чем  меньше  возраст,  тем  больше  должна  быть  педагогическая

подготовка лиц,  которые  воспитывают  и  обучают  детей".  Начальная  школа

должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать  положительные

качества личности.

      Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное  слово"  и

"Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти  книги

он включил обширный материал из естественной  истории  (природы),  а  также,

связанные с изучением  Родины  жизненные  факты  и  явления,  способствующие

воспитанию  любви  к  простому  народу;  подобрал  материал  для  умственных

упражнений  и  развития  дара  речи;  ввел  поговорки,  пословицы,  загадки,

прибаутки, русские сказки,  чтобы  развивать  чуткость  к  звуковой  красоте

языка.

      Ушинский обосновал звуковой,  аналитико-синтетический  метод  обучения

грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана  необходимость

изучения природы и использования  ее  как  средства  всестороннего  развития

личности  школьника,  воспитания  наблюдательности,   развития   логического

мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика  для

детей, и она - "великий наставник человечества".

      В  правильно  организованной  школе,   связанной   с   жизнью   и   со

временностью, ведущую роль Ушинский отводил  учителю.  В  статье  "О  пользе

педагогической  литературы"  Ушинский  делает  попытку   поднять   авторитет

учителя, показать его огромную общественную  роль.  В  ней  предстает  яркий

образ  народного  учителя  и  сформулированы  основные  требования  к  нему:

"Воспитатель, стоящий в уровне с  современным  ходом  воспитания,  чувствует

себя...  посредником  между  всем,  что  было  благородного  и  высокого   в

прошедшей истории людей,  и  поколением  новым,  хранителем  святых  заветов

людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по  наружности,

Информация о работе Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского