Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:38, реферат

Краткое описание

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь
совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые
педагогические взгляды.

Содержание

1. Краткая биография К.Д. Ушинского . . . . . . . . . . . . . . . .
.2
2. Педагогическая деятельность и система взглядов на
педагогику К.Д. Ушинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. .4
3. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве. . . . . . . . .12
4. Ушинский о народном учителе и его подготовке. . . . . . .14
5. Отрывки из книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .17
6. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .
. . . . . . . .23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 559.92 Кб (Скачать файл)

Значительную часть своих работ он посвятил  именно  народному  учителю.  Его

понимание проблемы народного учителя  было  прогрессивным  в  свое  время  и

теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского  сохраняют  свою

творческую силу, зовут к новому научному  поиску,  они  действенны  в  руках

нынешних педагогов. Во  всей  системе  педагогической  подготовки,  учителей

плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

 

 

 

Отрывки из книг.

К. Д. Ушинский

О ПОЛЬЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конечно,  не  всякий  педагог-практик  должен   быть   ученым   и   глубоким

психологом, двигать науку вперед и  способствовать  созданию,  испытанию  на

деле и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще  на

педагогах,  потому  что  это  единственный  класс  людей,  для  практической

деятельности которых изучение духовной  стороны  человека  является  так  же

необходимым, как для медика  изучение  телесной.  Но  от  каждого  педагога-

практика можно и должно требовать,  чтобы  он  добросовестно  и  сознательно

выполнял долг свой и, взявшись  за  воспитание  духовной  стороны  человека,

употреблял все зависящие от  него  средства,  чтобы  познакомиться,  сколько

возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни...

  Но  могут  еще  заметить  нам,  что  если  всякий  преподаватель   станет

произвольно выбирать для себя методу преподавания, а  всякий  воспитатель  —

методу воспитания, то в общественных  заведениях,  особенно  в  больших,  из

такого разнообразия может произойти значительный вред.  Но,  во-первых,  как

бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно  во

всяком случае полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений; а  во-

вторых, мы должны  сказать,  что  в  отношении  общественных  заведений  под

именем педагогов мы никак  не  разумеем  одних  преподавателей  и  ближайших

воспитателей (гувернеров, надзирателей), но  общий  совет  преподавателей  и

воспитателей  (конференции,  советы   и   т.   д.),   начальство   заведения

(директора, инспектора и  проч.),  учебные  комитеты  и  проч.  В  организме

общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый  важный  член

в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель,  если

обе эти должности не соединены вместе... Как бы ни  были  подробны  и  точны

инструкции преподавания и воспитания, они никогда не  могут  заменить  собой

недостатка убеждений в преподавателе. Воспитатель (преподавание есть  только

одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с  воспитанниками,  в

самом себе заключает всю возможность успехов воспитания.  Главнейшая  дорога

человеческого  воспитания  есть  убеждение,  а  на  убеждение  можно  только

действовать  убеждением.  Всякая  программа  преподавания,   всякая   метода

воспитания,  как  бы  хороша  она  ни  была,  не  перешедшая   в   убеждение

воспитателя,  останется  мертвой  буквой,  не   имеющей   никакой   силы   в

действительности.  Самый  бдительный  контроль  в  этом  деле  не   поможет.

Воспитатель  никогда  не  может  быть  слепым  исполнителем  инструкции:  не

согретая теплотой его личного убеждения, она не будет  иметь  никакой  силы.

Нет сомнения, что многое  зависит  от  общего  распорядка  в  заведении,  но

главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного  воспитателя,

стоящего лицом к лицу  с  воспитанником:  влияние  личности  воспитателя  на

молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя  заменить  ни

учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой  наказаний  и  поощрений.

Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не  на

бумаге, но в характере большинства воспитателей и  оттуда  уже  переходит  в

характер воспитанников...

  Преподаватель,  который  только  в  классах  занимается  своим  делом,  а

переходя за порог школы,  не  встречает  ни  в  обществе,  ни  в  литературе

никакого участия к своему занятию,  весьма  скоро  может  охладеть  к  нему.

Надобно столько любви к детям, чтобы в одиночку думать о  них  постоянно,  и

общество не имеет права требовать такой любви от кого бы то  ни  было,  если

оно само не показывает участия к делу воспитания.

  Преподаватель, уединенный в своей тихой, монотонной  деятельности,  видя,

что ни общество, ни литература, занимающаяся даже  ассирийскими  древностями

и этрусскими  вазами,  не  занимаются  его  скромным  делом,  должен  иметь,

повторяем мы, необыкновенно много нравственной энергии, чтобы не уснуть  под

убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни...

  Наставническая и воспитательная  деятельность,  может  быть,  более,  чем

какая-либо другая, нуждается в  постоянном  одушевлении;  а  между  тем  она

более,  чем  всякая  другая  деятельность,  удалена  от   взоров   общества,

результаты ее выказываются не скоро и  замечаются  не  многими,  реже  всего

самим воспитателем; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить  его  к

бессознательности.  Механический  процесс  преподавания   или   утомительное

наблюдение за шаловливыми детьми, не давая пищи уму, в то же самое время  не

дают  ему  и  той  свободы,  которая   совместна   с   деятельностью   чисто

физической...

  Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания,  чувствует

себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося  с  невежеством

и пороками человечества, посредником между всем,  что  было  благородного  и

высокого в прошедшей истории людей, и поколением  новым,  хранителем  святых

заветов людей, боровшихся за истину и за  благо.  Он  чувствует  себя  живым

звеном между прошедшим и  будущим,  могучим  ратоборцем  истины  и  добра  и

сознает, что его дело, скромное по наружности,  —  одно  из  величайших  дел

истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения...

 

 

 

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Воспитатель  должен  стремиться   узнать   человека,   каков   он   есть   в

действительности, со всеми его слабостями и во всем его  величии,  со  всеми

его  будничными,  мелкими  нуждами  и  со  всеми  его   великими   духовными

требованиями. Воспитатель должен знать человека  в  семействе,  в  обществе,

среди народа, среди человечества  и  наедине  со  своею  совестью;  во  всех

возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в  величии

и унижении, в избытке сил и в болезни,  среди  неограниченных  надежд  и  на

одре смерти, когда слово человеческого утешения  уже  бессильно.  Он  должен

знать побудительные причины самых грязных и самых  высоких  деяний,  историю

зарождения преступных и великих мыслей, историю развития  всякой  страсти  и

всякого характера. Тогда только будет  он  в  состоянии  почерпать  в  самой

природе  человека  средства  воспитательного  влияния  —  а   средства   эти

громадны!

 

ПРОЕКТ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ

...В деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно, а  необходимо  и

умение. Природные воспитательные таланты, сами себе прокладывающие дорогу  в

деле воспитания, встречаются реже, чем какие-либо другие

таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них  там,  где  требуются  многие

тысячи учителей. Но знание и умение преподавать и действовать  преподаванием

на умственное и нравственное развитие  детей  могут  быть  сообщены  молодым

людям, и не  обладающим  особенными  способностями.  Кроме  того,  в  каждом

наставнике, а особенно в тех наставниках,  которые  назначаются  для  низших

училищ и народных  школ,  важно  не  только  умение  преподавать,  но  также

характер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних  детей

и в народных школах больше влияния оказывает на учеников  личность  учителя,

чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах.  Даже  и  познания

этого рода учителей должны  иметь  некоторую  особенность...  Познания  эти,

неглубокие и необширные, должны отличаться  энциклопедичностью  и  в  то  же

время оконченностыо, определенностью и ясностью...

  От учителя... особенно  живущего  в  деревне  или  в  небольшом  городке,

справедливо требовать, чтобы жизнь  его  не  только  не  подавала  повода  к

соблазну, не только не разрушала уважения к нему в родителях  и  детях,  но,

напротив, служила примером как для тех, так и для других и не  противоречила

его  школьным  наставлениям.  Только  при  этом  условии  он   может   иметь

нравственное влияние на детей и  его  школьная  деятельность  будет  истинно

воспитательной деятельностью. Вот почему в  учительских  семинариях  молодые

люди,  избравшие  для  себя  скромную  карьеру  народного  учителя,   должны

привыкать к жизни простой,  даже  суровой  и  бедной,  без  всяких  светских

развлечений, к жизни с природой, строгой, аккуратной,  честной  и  в  высшей

степени деятельной.

 

РОДНОЕ СЛОВО

(фрагменты)

    С чего следует начинать ученье? В прежнее время  на  этот  вопрос  ответ

был очень легок: с чего же, как не с  азбуки?  Но  современная  рациональная

педагогика при решении этого вопроса обращает внимание на детскую природу  и

замечает, что чем моложе  ребенок,  тем  менее  способен  он  к  постоянству

деятельности  в  каком-нибудь  одном  направлении,  тем  быстрее  устает  он

ходить, сидеть, держать в руках самую легкую вещь, даже лежать,  и  что  тот

же ребенок,  перемешивая  всевозможные  роды  деятельности  и,  по-видимому,

вовсе  не  отдыхая,  резвится  целый  день  и   удивляет   взрослого   своей

неутомимостью. То же самое замечается и в душевной деятельности дитяти:  чем

моложе дитя, тем менее способно оно  к  постоянству  какой  бы  то  ни  было

душевной деятельности в  одном  направлении,  тогда  как,  разнообразя  свои

занятия, может  работать  довольно  долгое  время.  Самая  перемена  занятий

действует на ребенка лучше даже полного отдыха, который, конечно,  необходим

в свое время. Ребенок, видимо, устал читать, внимание его ослабело,  процесс

понимания  остановился:  заставьте  дитя   полчаса   пописать,   порисовать,

посчитать, попеть и — заметите, что, воротившись  потом  к  чтению,  ребенок

снова стал и понятлив, и внимателен.

  Конечно,  способность  к  постоянству  умственной  деятельности  в  одном

направлении есть одно из важнейших условий всякого  ученья;  но  способность

эта развивается  мало-помалу,  постепенно;  а  преждевременными  чрезмерными

усилиями вы можете только подорвать это развитие и  заметите,  что  дитя  не

только перестанет идти вперед, но как бы подвинется назад, будто в душе  его

лопнула  какая-то  слишком  натянутая  струна.  Приучайте   же   ребенка   к

постоянству деятельности в одном направлении, но  приучайте  осторожно,  по-

немногу; а в первое время ученья чем разнообразнее  будет  ваш  урок  и  чем

разнообразнее деятельности, которых вы  требуете  от  детей,  тем  более  вы

успеете сделать. Если в полтора  или  в  два  часа  занятий  дети  у  вас  и

почитают, и попишут, и порисуют, и пропоют две-три песенки,  и  посчитают...

то в конце  месяца  не  только  сумма  приобретенного  ими,  но  и  то,  что

приобрели они в каждом отдельном знании и умении,  будет  больше  того,  чем

могли бы приоб-ресть они, занимаясь все это время одним только этим  знанием

или уменьем. Так, например, при таких разнообразных занятиях во время  урока

они сделают более успехов в чтении, чем сделали бы  тогда,  если  бы  каждый

ваш урок вы посвятили одному  чтению.  Ничто  не  противоречит  так  природе

ребенка, как засадить его за одну азбуку, не давая ему в это  время  никаких

других занятий, и держать его за этой азбукой по нескольку  часов,  а  когда

он, наконец, ее одолеет, перейти к такому же занятию складами и т. д.

   На основании вышеизложенного  физиологического  и    психического  закона

современное первоначальное обучение открывается  не  одним,  но  несколькими

предметами: наглядное обучение, письмо, рисование, детские  работы,  чтение,

счет... пение и гимнастика сменяют  друг  друга  и  поддерживают  в  ребенке

телесную и душевную бодрость и свойственную этому возрасту веселость...

  Но чем разнообразнее предметы первоначального обучения, тем  необходимее,

чтобы все эти предметы, или, по крайней мере, большинство их,  преподавались

одним  лицом...  Полезное  и   даже   необходимое   разнообразие   предметов

первоначального обучения и возможно только при том  условии,  чтобы  в  нем,

собственно говоря, не было никаких отдельных предметов, а  все  сливалось  в

одно разумное воздействие взрослого лица, дающего пищу деятельности детей  и

направляющего всю эту разнообразную деятельность к одной разумной цели —  ко

всестороннему  развитию   телесного   и   душевного   организма   дитяти   и

приготовлению его к тому изучению отдельных предметов, которое  ожидает  его

впереди-Конечно, сделав  занимательным  свой  урок,  вы  можете  не  бояться

наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным  в  ученье,

а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка  делать

нс только то, что его занимает, но и то, что  не  занимает,  —  делать  ради

удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовляете ребенка  к  жизни,

Информация о работе Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского