Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 11:38, реферат
Целью данной работы является освещение педагогической игры как средства обучения.
Задачами работы являются:
Изложение сущности игровых технологий, их концептуальных основ.
Рассмотрения разновидности игр, применяемых в педагогике.
Освещение деловой игры как активной формы обучения.
Разработка сценария деловой игры по дисциплине «Бухгалтерский учет».
Государственное учреждение образования
«Республиканский институт высшей школы»
Кафедра экономики и управления высшей школы
Реферат
на тему:_________________________
Исполнитель___________________
Рецензент_____________________
(ФИО, уч. степень, уч. звание)
Минск
200__
Содержание
Преобразования, происходящие в обществе, особенно инновационные процессы, в экономической и социальной жизни влекут за собой изменения в подготовке кадров. В настоящее время экономика РБ нуждается в высококвалифицированных специалистах, поэтому основным направлением ССУЗов становится подготовка компетентной, творчески развивающейся личности.
Компетентность будущих специалистов экономического профиля во многом зависит от качества их теоретической и практической подготовки. Это в первую очередь относится к преподаванию профессиональных предметов (введение в специальность, бухгалтерский учет, экономика организации, финансы организации, анализ хозяйственной деятельности, ревизия и контроль) – именно тех из них, изучение которых предусматривает сочетание теоретической подготовки с выработкой профессиональных умений и навыков.
Многие преподаватели ищут разнообразные формы
проведения занятий, которые отличаются от стандартных.
Среди различных активных методов, которые
используются в учебной деятельности,
хочу выделить деловую игру, так как именно
она активизирует мыслительную деятельность
учащихся, развивает профессиональные
способности будущих специалистов.
Первая деловая
игра была разработана и проведена в СССР
в 1932 году М. М. Бирштейн. В 1938 году деловые
игры в СССР постигла участь ряда научных
направлений, они были запрещены. Их второе
рождение произошло только в 60-х гг., после
того как появились первые деловые игры
в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей,
Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе ССУЗов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
Целью данной работы является освещение педагогической игры как средства обучения.
Задачами работы являются:
Игровые технологии широко применяются в технологии
образования средних специальных учебных
заведений. Обучение учащихся может быть эффективным при
реализации принципов дидактики развивающего
обучения. Это означает, что процесс образования
должен быть не столько процессом передачи
предметных образов, сколько процессом
управления развитием личности. Игровая
деятельность характеризуется процессами
сознательной организации способа осуществления
деятельности, которые основываются на
рефлексии и активных поисковых действиях
по поводу содержания ролей, игровых функций
или сюжета. Только тогда, когда субъект
деятельности начинает осуществлять организационные
действия по поводу сюжета, делая предметом
своей деятельности содержание и процессы,
можно говорить о возникновении игровой
деятельности и специфического игрового
отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный
и организационный компоненты игровой
деятельности формируют у субъекта исследовательское
и творческое отношение к действительности.
Концептуальными основами игровых технологий
являются:
Рис. 1. Концептуальные основы игровых технологий.
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
Рис. 2. Виды игр, используемых в педагогической практике.
Деловая игра (ДИ) представляет собой форму
воссоздания предметного и социального
содержания будущей профессиональной
деятельности специалиста, моделирования
таких систем отношений, которые характерны
для этой деятельности как целого.
С помощью знаковых средств (язык, речь,
графики, таблицы, документы) в деловой
игре воспроизводится профессиональная
обстановка, сходная по основным сущностным
характеристикам с реальной. Вместе с
тем в деловой игре воспроизводятся лишь
типичные, обобщенные ситуации в сжатом
масштабе времени.
Деловая игра воссоздает предметный контекст-обстановку
будущей профессиональной деятельности
(условной практики) и социальный контекст,
в котором учащийся взаимодействует с
представителями других ролевых позиций.
Таким образом, в деловой игре реализуется
целостная форма коллективной учебной
деятельности на целостном же объекте
- на модели условий и диалектики производства,
профессиональной деятельности.
В деловой игре обучающийся выполняет
квазипрофессиональную деятельность,
сочетающую в себе учебный и профессиональный
элементы. Знания и умения усваиваются
им не абстрактно, а в контексте профессии,
накладываясь на канву профессионального
труда. В контекстном обучении знания
усваиваются не впрок, для будущего, а
обеспечивают игровые действия учащегося
в реальном процессе деловой игры. Одновременно
обучаемый наряду с профессиональными
знаниями приобретает специальную компетенцию
- навыки специального взаимодействия
и управления людьми, коллегиальность,
умение руководить и подчиняться, следовательно,
ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет
процесс социализации. Но эта "серьезная"
профессиональная деятельность реализуется
в игровой (частично азартной) форме, что
позволяет обучаемым интеллектуально
и эмоционально "раскрепоститься",
проявлять творческую инициативу.
Моделируя или имитируя условия и динамику
производства, действия и отношения специалистов,
ДИ служит средством актуализации, применения
и закрепления знаний и средством развития
практического мышления. Этот эффект достигается
через взаимодействие участников игры
в заданной конкретной ситуации или системе
производственных ситуаций. Деловая игра
реализуется на имитационной модели как
совместная деятельность по постановке
и решению игровых учебных задач, подготовке
и применению индивидуальных и совместных
решений. Правила и нормы совместной деятельности,
язык имитации и связи задаются заранее
или вырабатываются в процессе игры. ДИ
проводится в режиме диалогического общения,
она является двуплановой деятельностью,
поскольку направлена на достижение двух
целей: игровой и педагогической, которая,
будучи приоритетной, не должна довлеть
над первой.
В процессе игры осваиваются:
При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Рис.3. Направления воздействия игры на учащихся.
Организационно-деятельностные
игры (ОДИ) как особая форма организации
и метод стимулирования коллективной
мыследеятельности, нацеленной на решение
проблем, возникли в 80-х годах и широко
распространились как в сфере решения
творческих задач, так и в интеллектуальных
системах управления.
В "классическом" варианте ОДИ применяются
в качестве инструмента коллективного
поиска оптимальных, содержащих инновационные
компоненты решений сложных технических,
организационных, управленческих проблем
в реальных условиях предприятий, учреждений.
Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет
собой комплекс взаимосвязанных методик
или техник (мыслительно-интеллектуальных,
социально-психологических и др.), обеспечивающих
логически обоснованную смену различных
видов коллективной, групповой, микрогрупповой
деятельности, нацеленных на создание
"продукта игры" - текста, содержащего
решение поставленной или даже сформулированной
в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы
и составляет предмет этой игры.
Процедуры игр синхронизируют и координируют
творческую мыследеятельность большой
группы специалистов, являющихся ее участниками
и заинтересованных в решении проблемы.
Таким образом во время игры возникает
своеобразный временный научно-исследовательский
коллектив, точнее, временная творческая
система (ТС), общий интеллектуальный потенциал
которой значительно превосходит потенциал
любого отдельно взятого специалиста.
В целом творческий потенциал построенной
таким образом ТС зависит и от квалификации
участников, и от сочетания их состава
по специальностям (специалисты разных
профилей работают как сокооперанты),
и от профессионализма игропрактиков,
организующих и активизирующих коллективную
работу.
Подготовку и проведение ОДИ осуществляет
группа специалистов, сочетающих (в идеале)
знания в области, задаваемой темой игры,
в области методологии, т.е. в проблемной
организации поискового процесса, интеллектики,
практической психологии, педагогики.
Игра строится на широком проблемном поле,
контуры которого приблизительно обозначены
темой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются
в условиях очень высокой неопределенности,
которая органически присуща этому типу
игры. Задача игропрактиков - расширение
и поддержание максимально богатой зоны
неопределенности, в которой и происходит
поиск путей раскрытия темы и решения
встающих проблем).
Возможность эффективного решения многоаспектных
проблем появляется за счет погружения
участников игры в особую игровую атмосферу
и одновременно их втягивания в решение
не учебной, а совершенно реальной (особо
значимой) для них проблемы во всей ее
сложности. Опыт показывает, что игра очень
быстро перестает быть для ее участников
просто игрой. Реальные жизненные столкновения
становятся, благодаря специальной работе
игротехников, столь интенсивными, что
участники ведут себя так, будто игра является
самой реальностью. Таким образом, ОДИ
обеспечивает интенсивное развитие каждого
участника игрового действия, его обогащение
новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями.
Игра предполагает также совершенствование
процессов взаимодействия участников,
расширение их коммуникативной компетентности.
Применение инновационных игр
в педагогическом процессе выполняет,
прежде всего, развивающую задачу: их особенностями
являются прежде всего рефлексивность
и направленность на самоорганизацию
способов осуществления деятельности.
Участники попадают в конкретные игровые
ситуации, каждый со своей точкой зрения.
Они могут приходить из различных специализированных
предметных областей, могут иметь любые
концептуальные и мировоззренческие представления,
несовпадающие социальные установки.
Для того чтобы соорганизовать их действия
в единой коллективной деятельности, необходимо
выявить способы действий участников,
направлять их рефлексию и анализ на кооперативную
соорганизацию и продуктивное взаимодействие.
Функцию координации действий всех участников
осуществляют организатор и специально
выделенная группа организации.
Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.
Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:
• принцип имитационного моделирования ситуации;
• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
• принцип диалогического общения;
• принцип двуплановости игровой учебной деятельности.
1. Принцип имитационного
моделирования ситуации
а) имитационной модели производства;
б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.
2. Принцип проблемности
содержания игры и ее
3. Принцип ролевого
4. Принцип диалогического
общения и взаимодействия
5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что "серьезная" деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме.
Информация о работе Педагогическая игра как средства обучения