Педагогическая наука, структура, её система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:19, реферат

Краткое описание

Опорный конспект «Педагогическая наука, структура, её система».
Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.
Педагогика – наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.
Предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио педагогика.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ СПО ТО «Тульский педколледж № 2»

 

 

 

 

Портфолио.

 

 

По дисциплине: «Основы общей о дошкольной педагогики».

 

 

 

 

Выполнила: студентка

                                                                                     заочного отделения

                                                                                группа 3, курс 3

                                                                                Шерстнёва О.В.

                                                                                    г. Тула, ул. Тимирязева,

                                                                               д. 101, корп. 1, кв. 99

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тула 2012г.

Опорный конспект «Педагогическая наука, структура, её система».

Педагогика  — наука о воспитании и обучении человека.

Педагогика – наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.

Предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

Функции педагогики: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная).

Задачи, решаемые педагогической наукой:

1. вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

2. изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

3. разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

4. прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

5. внедрение результатов исследований в практику.

Структура педагогической науки:

- Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста, взаимодействует с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

- Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

- Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании.

- Педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль науки находится на стадии становления.

- Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место.

- Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

- Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

- Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста.

- Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

- Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

- Лечебная педагогика сравнительно новая отрасль педагогики. Развивается она на границе с медициной. Основным предметом ее является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

- Педагогика семьи;

- Военная педагогика

- Исправительно-трудовая педагогика

- Народная педагогика, традиционная культура воспитания (учитель и воспитатель должны знать культуру тех регионов, где им придется работать);

- философия образования

Система педагогических наук.

 Общая педагогика, ассимилируя данные всех педагогических наук и опережая их развитие, обобщает их в единую теоретическую систему. Она разрабатывает методологические, общетеоретические и методические проблемы, имеющие большое значение для дальнейшей разработки всех дисциплин педагогики и для педагогической практики.

 Общетеоретический  характер носят исследования  сущности и закономерностей, целей  и содержания педагогического  процесса, принципов педагогического  действия, требований к педагогическому  познанию. Предмет методологических  исследований - система педагогических знаний и процесс научного познания в области педагогики.

Процесс познания педагогических явлений требует также разработки методов педагогических исследований. Благодаря разработке такой проблематики достигается «знание о познании» - о его закономерностях, методах, возможностях и перспективах.

Теория воспитания изучает  процесс воспитания, выдвигая в центр  проблему направленности воспитания на формирование гуманистических убеждений, отношений, нравственных качеств и  поведения.

Исследование воспитательных проблем осуществляется на разных уровнях  и во многих аспектах. В соответствии с целями и содержанием воспитания изучаются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

 Методика воспитания  должна оказывать учителю и воспитателю разнообразную практическую и методическую помощь в организации воспитательного процесса. В методике воспитания следует конкретизировать теорию воспитания вплоть до предписания непосредственных практических действий.

 Дидактика изучает обучение как средство образования и воспитания, как специфический процесс образования и воспитания. В процессе обучения деятельность учителей (преподавание) и деятельность учащихся (учение) неразрывно связаны и взаимно обусловливают друг друга. В задачу дидактики входит изучение сущности, закономерностей, тенденций и перспектив развития обучения.

 На школьную практику  дидактика оказывает двоякое  влияние: непосредственное (поскольку  дидактическими знаниями овладевает  каждый учитель) и косвенное - через методики обучения учебным предметам.

 Методики тесно  связаны с дидактикой, другими  педагогическими дисциплинами и  прежде всего с теми науками  или областями культуры, основы которых излагают соответствующие учебные предметы. Методики опираются на основные положения дидактики, как и, наоборот, дидактика обращается к данным частных методик и опыту, обобщает их.

История педагогики исследует  развитие практики воспитания и педагогических теорий различных исторических эпох и периодов с целью выявления  закономерностей этого развития. Изучение истории воспитания и педагогики расширяет педагогический горизонт учителя.

Педагогическая  система.

Педагогический процесс  протекает в педагогической системе (ПС) — объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях.

Педагогическая система  — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы  — представляется следующей взаимосвязанной совокупностью вариантных элементов: 1 — учащиеся; 2 — цели воспитания (общие и частные); 3 — содержание воспитания; 4 — процессы воспитания (собственно воспитание и обучение); 5 — учителя (или ТСО — технические средства обучения); 6 — организационные формы воспитательной работы.

Важными компонентами ПС являются также «результаты», «управление учебно-воспитательным процессом», «технология».

 

 

 

 

 

 

Методики исследования педагогических явлений.

Методы педагогического  исследования - это сами способы  изучения педагогических явлений, получения  научной информации о них с  целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы:

1. Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. Их еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

·  определение задач  и цели (для чего, с какой целью  ведется наблюдение);

·  выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

·  выбор способа  наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

·  выбор способов регистрации  наблюдаемого (как вести записи);

·  обработка и интерпретация  полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включенное наблюдение – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Статистическое  наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. 

Различают следующие  виды статистического наблюдения:

-         непрерывное 

-         периодическое 

-         единовременное

-         сплошное 

-         не сплошное.

Наблюдение - это очень  доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что  на результаты наблюдения оказывают  влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования  во многом зависит от содержания и  структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник).

Этапы составления вопросника:

 ·  определение  характера информации, которую необходимо  получить;

·  составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

·  составление первого  плана вопросника;

·  предварительная  его проверка путем пробного исследования;

·  исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Тестирование представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов.

Тестовая методика позволяет  получать более объективные и  точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.

По структурным признакам могут быть:

1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

Ценный материал может  дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Педагогический  эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие  этапы эксперимента:

·  теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта  и предмета исследования, его задач  и гипотез);

·  методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

·  собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

·  аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация  полученных фактов, формулирование выводов  и практических рекомендаций.

Информация о работе Педагогическая наука, структура, её система