Педагогическая наука, структура, её система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:19, реферат

Краткое описание

Опорный конспект «Педагогическая наука, структура, её система».
Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.
Педагогика – наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества. Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.
Предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио педагогика.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Принципы функционирования системы:

– оптимальность;

– структурность –  выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация;

– функциональность –  в качестве компонентов системы  выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе;

– интегративность –  особое внимание уделяется системообразующим  элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.

В системном рассмотрении объект (явление, процесс, отношения) воспринимается не как сумма частей, а как нечто целое.

Компоненты педагогической системы:

– деятельность учителей и учащихся;

– управленческая деятельность, направленная на создание условий для  решения образовательных задач;

– педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы).

Закономерностью педагогической системы являются связь между  ее компонентами, они представляют собой те существенные связи, от которых  зависит оптимальность педагогических задач.

Оптимизация педагогической системы.

Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой иерархичной системе, какой является педагогика, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его — главная задача оптимизации, и решается она путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.

Необходимо различать  теоретическое и практическое направления  оптимизации. Синоним понятия «оптимизация»  в теоретическом аспекте —  расчет, сравнение, сопоставление вариантов. В практическом аспекте оптимизация означает инновацию, реорганизацию, перестройку ПС, приведение ее в наилучшее состояние для решения поставленных задач и имеющихся конкретных условий.

Решение задач оптимизации  начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак (показатель), на основании которого производится оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, настаивающей, чтобы критерий содержал только один показатель (параметр), в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия процессов, протекающих в педагогической системе.

Оптимальным, считается процесс обучения, отвечающий одновременно следующим критериям:

а) содержание, структура  и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника;

 б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей, что одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

В качестве основного  критерия оптимизации учебно-воспитательного  процесса применяются во взаимосвязи  два показателя: первый — получение  максимально возможных (реально  достижимых) в данных условиях результатов  в образовании, воспитании и развитии учащихся; второй — соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и учителей.

К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся:

— целостный охват  процедурой оптимизации всей системы;

— опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

— последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов  системы;

— рассмотрение оптимизации  как текущего постоянно инновационного процесса с все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Способы оптимизации учебно-воспитательного процесса:

1. Комплексный подход  как общее требование предотвращения  односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценки результатов.

2. Конкретизация задач  с учетом особенностей (назначения, возможностей и т. д.) педагогической  системы.

3. Выбор оптимального  варианта содержания учебно-воспитательного  процесса с помощью выделения  главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания.

4. Выбор тех методов  и форм учебно-воспитательного  процесса, которые позволяют наиболее  успешно решать поставленные  задачи в установленное время.

5. Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым.

6. Рациональное сочетание  управления и самоуправления  учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание.

7. Анализ результатов  учебно-воспитательного процесса  и затрат времени на их достижение  по установленным критериям оптимальности  и в соотношении затраты—продукты.

Подводя итог по основным действиям оптимизации учебно-воспитательного процесса, получим: комплексирование и конкретизацию задач, генерализацию (выделение главного), межпредметную и междунаправленческую координацию, выбор вариантов на основе их сравнительной оценки, дифференциацию и учебно-воспитательного процесса, его гуманизацию, создание необходимых условий, сочетание управления и самоуправления, оперативное регулирование и корригирование процесса, оценку итогов по установленным критериям, постепенный переход к решению все более сложных проблем.


Информация о работе Педагогическая наука, структура, её система