Реферат на тему:
«Педагогическая поддержка
в воспитательной работе с проблемным
классом»
Содержание:
Введение______________________________________________________стр.3
1.Теоретико-методологические
аспекты социально-педагогической поддержки
в проблемном классе
1.1Специфика социально-педагогической
поддержки в проблемном классе __________________________________________
стр.5
1.2Теоретические_основы_социально-педагогической поддержки
в проблемном классе___________________________________________стр.8
2.Технологии социально-педагогической
поддержки в проблемном классе
2.1Принципы социально-педагогической
поддержки_______стр.11
2.2Цели и функции социально-педагогической
поддержки__стр.12
2.3Подходы социально-педагогической поддержки________стр.13
Заключение___________________________________________________стр.17
Список литературы____________________________________________стр.19
Введение
Педагогическая поддержка —
это деятельность педагога направленная
на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогическая поддержка,
наряду с фундаментальными деятельностями
по социализации ребенка обучением и воспитанием
является самоценной, самостоятельной
профессиональной деятельностью по созданию
условий для саморазвития ребенка.
Семантический и педагогический
смысл понятия «поддержка» заключается
в том, что поддерживать можно лишь то,
помогать тому, что уже имеется в наличии
(но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается
развитие «самости», самостоятельности
человека. Поддержка проистекает из реальных
нужд, которые ребенок испытывает, но в
силу ряда причин не может самостоятельно
удовлетворить. Поэтому ему необходима
помощь и поддержка другого человека (других
людей).
Основные концептуальные положения
о педагогической поддержке в России были
разработаны О.С.Газманом.
Он определяет ее сущность как
оказание превентивной и оперативной
помощи детям в решении их индивидуальных
проблем, связанных с физическим и психическим
здоровьем, успешным продвижением в обучении,
эффективной деловой и межличностной
коммуникацией, жизненным самоопределением
- экзистенциальным, нравственным, гражданским,
профессиональным, семейным, индивидуально-творческим
выбором.
Предметом педагогической поддержки,
становится процесс совместного с ребёнком
определения его собственных интересов,
целей, возможностей и путей преодоления
препятствий (проблем), мешающих ему сохранить
своё человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении,
самовоспитании, общении, здоровом образе
жизни.
Целью педагогической поддержки
выступает помощь растущему человеку
в обретении себя, в работе с самим собой,
т.е. в самоопределении и самореализации,
"выращивание" субъектной позиции
ребенка.
Задачами педагогической поддержки
являются:
-выявления и собственного понимания
педагогом проблемы ребенка, осознания
всей ситуации его саморазвития;
-помощи ребенку в осознании
им данной ситуации и коррекции собственного
понимания;
-совместной с ребенком рефлексии
его проблемы, побуждение его к осознанию
себя как суверенного субъекта самостоятельного
жизненного опыта и действия;
-создания условий для осознания
ребенком перспективы собственного саморазвития.
Выявляют следующие нормы поддержки,
которые должны быть заложены в профессиональной
позиции учителя:
-Взрослый должен обеспечить
условия развития ребенка, опираясь на
особенности его саморазвития, его индивидуальные
потребности и интересы.
-Взрослый должен быть готов
оказать помощь ребенку и взаимодействовать
с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать
и решать собственные личностные проблемы.
-Взрослый не может навязывать
ребенку те или иные поступки или стиль
поведения, он может лишь побуждать к осмыслению
его прав, возможностей и ответственности.
1. Теоретико-методологические аспекты
социально-педагогической поддержки
в проблемном классе.
1.1 Специфика социально-педагогической
поддержки в проблемном классе.
Категория детей проблемного
класса является предметом исследования
различных отраслей научного знания, вследствие
чего имеет междисциплинарный характер
изучения, обусловливающийся сложностью
и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения
выделяют множество классификаций проблемных
детей. В психологии, педагогике, социальной
педагогике к данной категории детей относят
тех, кто испытывает трудности в обучении,
психическом развитии, социальной адаптации,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
социализации в целом.
Осложнение социально-экономических
условий жизни населения, воздействие
средств массовой информации, распространяющих
идеи и ценности, противоречащие установкам
на формирование нравственно-экологического
общества.
Принадлежность детей к проблемным
обусловлена различной неблагоприятной
этиологией, т.е. имеет разные социальные
корни. Это категория детей в силу определенных
причин своей жизни более других категории
подвержена негативным внешним воздействиям
со стороны общества и его криминальных
элементов ставшим причиной дезадаптации
несовершеннолетних.
Дети проблемного класса —
это те дети, которые находятся в критической
ситуации под воздействием некоторых
нежелательных факторов. Риску обычно
подвергаются дети из-за отсутствия нормальных
условий их полноценного развития. Нежелательными
факторами, которые воздействуют на детей
с особенностями развития и обуславливают
большую вероятность их неблагоприятной
социализации, являются физические недостатки,
социальная и педагогическая запущенность,
и т. п. Поэтому представляется целесообразным
относить к проблемным детям младших школьников
с особенностями в развитии.
Социально незащищенные и педагогически
запущенные дети, в основном психологически
и физически здоровы, но стали трудными
из-за неправильного воспитания или отсутствия
его на протяжении длительного времени.
Социально-педагогическая запущенность
рассматривается как «негативное состояние
личности ребенка, проявляющейся в несформированности
свойств субъекта самосознания, деятельности
и общения и концентрированно выражающееся
в нарушенном образе Я». Ситуация развития
социально-педагогической запущенности
складывается из сочетаний характеристик
воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного
процесса и внутренней позиции ребенка.
Социально-педагогическая запущенность
во многом определяется особенностями
семейной социализации детей, особенно
в период детства. Основными факторами
ее формирования является педагогическая
несостоятельность родителей, низкий
культурный уровень семьи, нежелание замечать
особенностей развития детей, невнимание
к развитию детей, отсутствие развивающей
среды, адекватной возрасту. У таких детей
несформирован ведущий вид деятельности,
нарушено общение со взрослыми и сверстниками,
вследствие чего их психическое развитие
имеет особенности развития как в личностной,
так и в интеллектуальной сферах.
Понятие «проблемные дети»
подразумевает следующие категории детей:
1) дети с проблемами
в развитии, не имеющими резко
выраженной клинико-патологической
характеристики;
2) дети, оставшиеся без
попечения родителей в силу
разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных,
асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся
в социально-экономической и социально-психологической
помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями
социальной и психолого-педагогической
дезадаптацией.
Особенностью проблемного класса
является то, что дети находятся под воздействием
объективных нежелательных факторов,
которые могут сработать или нет. Вследствие
этого этой категории детей требуется
особое внимание специалистов, комплексный
подход с целью нивелирования неблагоприятных
факторов и создания условия для оптимального
развития детей.
По данным социологических
и психологических исследований, дети
из проблемного класса имеют следующие
особенности:
1. Отсутствие ценностей,
принятых в обществе (творчество,
познание, активная деятельность); убеждение
в своей ненужности в обществе,
невозможности добиться в жизни
чего-либо своими силами, своим
умом и талантом, занять достойное
положение среди сверстников, достичь
материального благополучия.
2. Проецирование на себя
современной жизни собственных
родителей, напоминающей гонки на
выживание.
3. Ощущение эмоционального
отвержения со стороны родителей
и одновременно психологическая
автономия.
4. Среди ценностей на
первом месте — счастливая
семейная жизнь, на втором —
материальное благополучие, на третьем
— здоровье.
5. В то же время, кажущаяся
недоступность этих ценностей
в жизни. Высокая ценность в
сочетании с недосягаемостью
порождает внутренний конфликт
— один из источников стресса.
6. Подкрепление потери
ценности образования в реальной
жизни — пример тех, кто плохо
учился или не учился совсем,
а в жизни преуспел (имеет палатку,
гараж, машину и т.д.) — без знания
подлинных путей достижения таких
«ценностей».
7. Преобладание ценности красивой,
легкой жизни, стремления получать от
жизни одни удовольствия.
8. Изменение направленности
интересов — свободное времяпрепровождение
(в подъезде, на улице, подальше от дома
и т.п.), ощущение полной свободы (уход из
дома, побеги, путешествия, ситуации переживания
риска и т.д.).
Смысл жизни и ценностные ориентации
у проблемных детей отличаются по многим
проявлениям от смысла жизни и ценностных
ориентации у детей, воспитывающихся в
нормальных условиях. Реализация ценностей
у проблемных детей осуществляется путем
самоутверждения в том, что кажется особенно
важным, проявления независимости и смелости
граничащей с нарушением закона, а также
путем принятия особой жизненной позиции
в обществе; для входящих в данную группу
подростков характерна пассивность в
их достижении.
1.2 Теоретические
основы социально-педагогической
поддержки в проблемном классе.
Работа с проблемный классом
должна строиться по принципу оказания
поддержки в трудной, кризисной ситуации.
Она всегда должна предполагать два направления
- оказания помощи ребенку и изменение
отношений в семье. Лучше всего ребенку
жить со своими родителями. Никакие учреждения
социально-педагогической поддержки (детские
дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные
центры и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому
решением данной проблемы необходимо
заняться специалистам по социальной
работе для оказания необходимой поддержки
и помощи.
В связи с этим необходимо взаимодействие
специалистов по оказании социальной
помощи и поддержки проблемным детям.
Оказание помощи детям разными учреждениями
и специалистами всех уровней зачастую
проводиться параллельно, а не комплексно,
что малоэффективно и не дает ожидаемого
результата.
Специалисты, оказывающие помощь
и поддержку проблемным детям и подросткам,
испытывают большие затруднения в работе
с неблагополучными семьями, в которых
живут эти дети. Рекомендации к возможным
действиям специалистов при решении проблем
таких трудных детей и подростков, опираются
на предположение, что семья является
провоцирующим фактором их поведения
и особенности развития.
Поэтому необходимо восстановить
воспитательный потенциал семьи, поскольку
ни одно государственное учреждение (интернат,
приют, детский дом, кризисный центр и
т.д.) не сможет заменить ребенку семью,
и поэтому следует направить все усилия
на то, что бы реабилитировать ее в социальном,
психологическом, педагогическом и других
отношениях.
В настоящее время в различных
регионах осуществляется значительное
продвижение в направлении организации
социально-педагогической поддержки детства,
проблемных как системы. Это особенно
существенно, поскольку эффективной системы
защиты детства на общегосударственном
федеральном уровне пока нет.
Фактически в каждом отдельном
регионе действует свой механизм социально-педагогической
поддержки детей и подростков; реализуются
вариативные модели. Такой механизм стихийно
сложился из ранее существовавших форм
профилактики детской и подростковой
преступности, защиты материнства и детства,
социального вспомоществования, с одной
стороны, и ряда медицинских, психолого-педагогических,
экономико-юридических элементов страхования
рисков детства, подростничества и юности,
возникших в новой, уже постсоветской
образовательной сфере - с другой.
Младшие школьники с особенностями
развития воспитываются в неблагоприятных
условиях для их социализации. Чтобы социальное
воспитание таких детей было успешным,
представляется целесообразным учитывать
тот факт, что они требуют особого педагогического
подхода. Школьниками проблемного класса
являются дети, чьи индивидуальные особенности
предопределяют критическую ситуацию
или неблагоприятные обстоятельства,
которые обуславливают неполноценное
воспитание и развитие.
2. Технологии социально-педагогической
поддержки в проблемном классе.
2.1 Принципы социально-педагогической
поддержки.
Вся воспитательная работа
по социально-педагогической поддержки
детей проблемного класса строится на
следующих принципах:
принцип уважения
индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
принцип коллективной
деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
принцип разумной
требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);