Педагогическая поддержка в воспитательной работе с проблемным классом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.

Содержание

Введение______________________________________________________стр.3
1.Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической поддержки в проблемном классе
1.1Специфика социально-педагогической поддержки в проблемном классе __________________________________________ стр.5
1.2Теоретические_основы_социально-педагогической поддержки в проблемном классе___________________________________________стр.8
2.Технологии социально-педагогической поддержки в проблемном классе
2.1Принципы социально-педагогической поддержки_______стр.11
2.2Цели и функции социально-педагогической поддержки__стр.12
2.3Подходы социально-педагогической поддержки________стр.13
Заключение___________________________________________________стр.17
Список литературы____________________________________________стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Пробл. класс.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)
  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

  • принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

  • принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

2.2 Цели и функции социально-педагогической поддержки.

Целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей проблемного класса являются:

- Формирование базовой  культуры личности и обеспечение  каждому ребенку равные условия  для духовного, интеллектуального  и физического развития, удовлетворение  его творческих и образовательных  потребностей.

- Формирование социально  активной личности, способной к  принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических  ролей в условиях постоянно  меняющегося общества.

Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей проблемного класса предполагает следующие функции:

  • Развивающую, направленную на изменение мотивации детей к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

  • Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке, превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;

  • Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

  • Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

  • Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

  • Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

  • Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

2.3 Подходы социально-педагогической поддержки.

Соблюдение прав детей проблемного класса на полноценное образование, воспитание и развитие во многом зависит от подхода, выбранного специалистами. Поскольку с особенными детьми младшего школьного возраста работает много специалистов самой разной направленности, то сегодня в практике наблюдается широкий спектр подходов к их воспитанию. Наиболее часто используются дефектоцентрический, социальный, комплексный подходы, которые не в равной степени согласуются с гуманистической установкой и чаще всего не позволяют рассматривать особенных детей проблемного класса.

Многие ученые рассматривают интегративный подход как гуманистически направленный, комплексный и социокультрно ориентированный. Такой подход позволяет относиться к особенному ребенку как к индивидуальности, определенный круг проблем которой ограничивает полноценное участие его во всех сферах жизнедеятельности и препятствуют освоению образовательных программ без создания благоприятных условий, необходимых для успешного социального воспитания.

Теоретические исследования отечественной педагогической науки и педагогическая практика подтверждают тот факт, что дополнительное образование — это необходимая интегративная часть комплексного, гуманистически направленного, социокультурно ориентированного воспитания младших школьников проблемного класса. Дополнительное образование создает условия успешной интеграции особенных детей в естественную социальную среду, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Одним из направлений работы учреждений дополнительного образования является художественное и декоративно-прикладное творчество, так как в процессе коллективного изобразительного творчества осуществляется положительная динамика эмоционально-нравственных качеств личности, гармонизация общественных требований и возможностей особенного ребенка, а также накапливается опыт социальных отношений. Такое творчество предполагает овладение изобразительной деятельностью, которая находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Реализация модели способствует развитию личности особенного ребенка, как можно более полному раскрытию и реализации его потенциальных художественно-творческих способностей, а также реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни с помощью воздействия на различные сферы жизнедеятельности воспитанника средствами изобразительного искусства.

Изобразительное творчество выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Изобразительная деятельность помогает развивать такие качества личности как самостоятельность, трудолюбие, познавательный интерес, сотрудничество, взаимопомощь, патриотизм, любовь и уважение к природе, людям, искусству и т. д. Приобщение к изобразительному творчеству расширяет и обогащает познавательный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

Семья проблемных детей - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.

Одна из форм работы с семьями, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление  с условиями жизни, изучение возможных  факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся  проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния  семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных  мероприятий, выполнения родителями  рекомендаций и пр.;

- адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

К детям проблемного класса относятся дети с особенностями в развитии, так как их специфика, обусловленная нарушениями физического, социального, нравственного состояния создает неблагоприятные условия для воспитания и создает широкую зону риска. Детей с особенностями развития необходимо рассматривать как индивидуальность, имеющую больше неповторимых качеств, влияющих на их развитие и требующих создания специальных педагогических условий для воспитания.

В современных условиях решение проблем социального воспитания детей проблемного класса возможно при условии интегративного подхода, совместного воспитания обычных детей и проблемных детей, а также согласованных усилий разных специалистов-участников образовательного процесса, с опорой на достижения педагогики, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики, медицины и других наук.

Успешная реализация социального воспитания проблемного класса возможна на основе интегративного подхода, который опирается на три основных блока принципов воспитания — общепедагогические принципы воспитания, принципы воспитания средствами изобразительного искусства, принципы воспитания детей с особенностями в развитии, которые опираются на гуманизм, комплексность и социокультурную ориентацию воспитания.

Интеграция школьников проблемного класса в естественную образовательную среду может успешно осуществляться в системе дополнительного образования, которое является частью непрерывного образовательно-воспитательного процесса. Получая качественное образование в специальных учебных заведениях изолированно от общества, школьники с особенностями развития параллельно могут приобретать необходимый социальный опыт в системе дополнительного образования совместно с обычными детьми.

Одним из направлений дополнительного образования является художественно-прикладное творчество, в котором изобразительное искусство играет важную роль.

Индивидуальные возможности изобразительной деятельности младших школьников с особенностями в развитии реализуемые в рамках индивидуальных образовательных маршрутов позволяют определять специфику содержания и методики социального воспитания для каждого ребенка проблемного класса и обеспечить качество результатов художественного образования и приобретение творческого социального опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бадараева С.Ж. «Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка». - М.: Феникс, 2000

  1. Василькова Ю.В. «Методика и опыт работы социального педагога»- М.: Академия, 2001.
  1. Кибирев А.А. «Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы».- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

  1. Матвеева О.А.» Развивающая и коррекционная работа с детьми». - М.: Просвещение, 2001.
  2. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. «Педагогика поддержки».-М.: Мирос, 2001.
  3. Крылова Н.Б. «Индивидуализация ребенка в образовании».-М.: Феникс, 2000.
  4. Кузнецова Л. В. «Методика работы социального педагога».- М.: Академия, 2003.
  5. Подласый И.П. «Курс лекций по коррекционной педагогике».- М.: Педагогика, 2002.
  6. Рожкова М. И. «Воспитание трудного ребенка».-М.:Просвещение 2001.

 

 

 


Информация о работе Педагогическая поддержка в воспитательной работе с проблемным классом