Педагогическая поддержка в воспитательной работе с проблемным классом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 21:42, реферат
Краткое описание
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка. Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Содержание
Введение______________________________________________________стр.3 1.Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической поддержки в проблемном классе 1.1Специфика социально-педагогической поддержки в проблемном классе __________________________________________ стр.5 1.2Теоретические_основы_социально-педагогической поддержки в проблемном классе___________________________________________стр.8 2.Технологии социально-педагогической поддержки в проблемном классе 2.1Принципы социально-педагогической поддержки_______стр.11 2.2Цели и функции социально-педагогической поддержки__стр.12 2.3Подходы социально-педагогической поддержки________стр.13 Заключение___________________________________________________стр.17 Список литературы____________________________________________стр.19
принцип возрастного
подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
принцип педагогической
поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
принцип стимулирования
самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
принцип связи с
реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
2.2 Цели и функции
социально-педагогической поддержки.
Целями воспитательной системы
по социально-педагогической поддержки
детей проблемного класса являются:
- Формирование базовой
культуры личности и обеспечение
каждому ребенку равные условия
для духовного, интеллектуального
и физического развития, удовлетворение
его творческих и образовательных
потребностей.
- Формирование социально
активной личности, способной к
принятию самостоятельных решений,
к смене социальных и экономических
ролей в условиях постоянно
меняющегося общества.
Концепция воспитательной системы
по социально-педагогической поддержки
детей проблемного класса предполагает
следующие функции:
Развивающую, направленную на изменение
мотивации детей к учебной деятельности,
развитие творческой личности, способной
к самовыражению, самореализации;
Развлекательную, создающую благоприятную атмосферу
на уроке, превращающую его из скучного
занятия в увлекательное путешествие;
Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие
всех подразделений как единого воспитательного
пространства, расширение и углубление
внутришкольных и внешкольных связей;
Управленческую, ориентированную на оптимизацию
функционирования и развития школы, создание
условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном
процессе, профессионального роста педагогов,
взаимодействие всех участников воспитательной
системы;
Защитную, способствующую созданию обстановки
сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;
Компенсирующую,
коммуникативную, предполагающую создание в
школе условий для самовыражения, демонстрации
творческих способностей, установления
эмоциональных контактов;
Корректирующую, направленную на коррекцию
поведения и общения ребенка с целью предупреждения
негативного влияния на формирование
личности.
2.3 Подходы социально-педагогической
поддержки.
Соблюдение прав детей проблемного
класса на полноценное образование, воспитание
и развитие во многом зависит от подхода,
выбранного специалистами. Поскольку
с особенными детьми младшего школьного
возраста работает много специалистов
самой разной направленности, то сегодня
в практике наблюдается широкий спектр
подходов к их воспитанию. Наиболее часто
используются дефектоцентрический, социальный,
комплексный подходы, которые не в равной
степени согласуются с гуманистической
установкой и чаще всего не позволяют
рассматривать особенных детей проблемного
класса.
Многие ученые рассматривают
интегративный подход как гуманистически
направленный, комплексный и социокультрно
ориентированный. Такой подход позволяет
относиться к особенному ребенку как к
индивидуальности, определенный круг
проблем которой ограничивает полноценное
участие его во всех сферах жизнедеятельности
и препятствуют освоению образовательных
программ без создания благоприятных
условий, необходимых для успешного социального
воспитания.
Теоретические исследования
отечественной педагогической науки и
педагогическая практика подтверждают
тот факт, что дополнительное образование
— это необходимая интегративная часть
комплексного, гуманистически направленного,
социокультурно ориентированного воспитания
младших школьников проблемного класса.
Дополнительное образование создает условия
успешной интеграции особенных детей
в естественную социальную среду, начиная
с дошкольного и младшего школьного возраста.
Одним из направлений работы
учреждений дополнительного образования
является художественное и декоративно-прикладное
творчество, так как в процессе коллективного
изобразительного творчества осуществляется
положительная динамика эмоционально-нравственных
качеств личности, гармонизация общественных
требований и возможностей особенного
ребенка, а также накапливается опыт социальных
отношений. Такое творчество предполагает
овладение изобразительной деятельностью,
которая находится в тесном взаимодействии
с общим развитием ребенка.
Реализация модели способствует
развитию личности особенного ребенка,
как можно более полному раскрытию и реализации
его потенциальных художественно-творческих
способностей, а также реабилитации, социальной
адаптации и интеграции в жизни с помощью
воздействия на различные сферы жизнедеятельности
воспитанника средствами изобразительного
искусства.
Изобразительное творчество
выражает и формирует отношение человека
ко всем явлениям бытия и к самому себе.
Изобразительная деятельность помогает
развивать такие качества личности как
самостоятельность, трудолюбие, познавательный
интерес, сотрудничество, взаимопомощь,
патриотизм, любовь и уважение к природе,
людям, искусству и т. д. Приобщение к изобразительному
творчеству расширяет и обогащает познавательный,
эмоциональный, нравственный опыт ребенка.
Семья проблемных детей - это
та категория семей, которая в силу определенных
обстоятельств подвержена негативным
внешним воздействиям со стороны общества
и его криминальных элементов, что является
причиной дезадаптации детей и взрослых.
Одна из форм работы с семьями,
нуждающихся в социально-экономической
и социально-психологической помощи и
поддержке является социальный патронаж,
представляющая собой посещение семьи
на дому с диагностическими, контрольными,
адаптационно - реабилитационными целями,
позволяющая установить и поддерживать
длительные связи с семьей, своевременно
выявляя ее проблемные ситуации, оказывая
незамедлительную помощь.
Патронаж может проводиться
со следующими целями:
- диагностические: ознакомление
с условиями жизни, изучение возможных
факторов риска (медицинских, социальных,
бытовых), исследование сложившихся
проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния
семьи и ребенка, динамика проблем
(если контакт с семьей повторный);
анализ хода реабилитационных
мероприятий, выполнения родителями
рекомендаций и пр.;
Регулярные патронажи необходимы
в отношении неблагополучных и прежде
всего асоциальных семей, постоянное наблюдение
за которыми в какой- то мере дисциплинирует
их, а так же позволяет своевременно выявлять
и противодействовать возникающим кризисным
ситуациям.
Наряду с патронажем следует
выделить консультационные беседы как
одну из форм работы с семьей. Консультирование,
по определению, предназначено в основном
для оказания помощи практически здоровым
людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач.
Работая с семьей, можно использовать
наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение, убеждение,
художественные аналогии, мини - тренинги
и пр.
Заключение.
К детям проблемного класса
относятся дети с особенностями в развитии,
так как их специфика, обусловленная нарушениями
физического, социального, нравственного
состояния создает неблагоприятные условия
для воспитания и создает широкую зону
риска. Детей с особенностями развития
необходимо рассматривать как индивидуальность,
имеющую больше неповторимых качеств,
влияющих на их развитие и требующих создания
специальных педагогических условий для
воспитания.
В современных условиях решение
проблем социального воспитания детей
проблемного класса возможно при условии
интегративного подхода, совместного
воспитания обычных детей и проблемных
детей, а также согласованных усилий разных
специалистов-участников образовательного
процесса, с опорой на достижения педагогики,
психологии, специальной психологии, коррекционной
педагогики, медицины и других наук.
Успешная реализация социального
воспитания проблемного класса возможна
на основе интегративного подхода, который
опирается на три основных блока принципов
воспитания — общепедагогические принципы
воспитания, принципы воспитания средствами
изобразительного искусства, принципы
воспитания детей с особенностями в развитии,
которые опираются на гуманизм, комплексность
и социокультурную ориентацию воспитания.
Интеграция школьников проблемного
класса в естественную образовательную
среду может успешно осуществляться в
системе дополнительного образования,
которое является частью непрерывного
образовательно-воспитательного процесса.
Получая качественное образование в специальных
учебных заведениях изолированно от общества,
школьники с особенностями развития параллельно
могут приобретать необходимый социальный
опыт в системе дополнительного образования
совместно с обычными детьми.
Одним из направлений дополнительного
образования является художественно-прикладное
творчество, в котором изобразительное
искусство играет важную роль.
Индивидуальные возможности
изобразительной деятельности младших
школьников с особенностями в развитии
реализуемые в рамках индивидуальных
образовательных маршрутов позволяют
определять специфику содержания и методики
социального воспитания для каждого ребенка
проблемного класса и обеспечить качество
результатов художественного образования
и приобретение творческого социального
опыта.
Список литературы:
Бадараева С.Ж. «Семейное неблагополучие как
источник проблем ребенка». - М.: Феникс, 2000
Василькова Ю.В. «Методика и
опыт работы социального педагога»- М.:
Академия, 2001.
Кибирев А.А. «Модель и технологии работы
с детьми группы риска в условиях школы».- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
Матвеева О.А.» Развивающая
и коррекционная работа с детьми». - М.:
Просвещение, 2001.
Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. «Педагогика
поддержки».-М.: Мирос, 2001.
Крылова Н.Б. «Индивидуализация
ребенка в образовании».-М.: Феникс, 2000.
Кузнецова Л. В. «Методика работы
социального педагога».- М.: Академия, 2003.
Подласый И.П. «Курс лекций
по коррекционной педагогике».- М.: Педагогика,
2002.
Рожкова М. И. «Воспитание трудного
ребенка».-М.:Просвещение 2001.