Педагогическая позиция Ушинского К.Д.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами – свободной инициативной деятельностью ребенка и средой.
Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает умственные и физические способности. Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой «самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру, если она вредно действует.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

1. Педагогическая позиция Ушинского К.Д.

 

Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами – свободной инициативной деятельностью ребенка и средой.

Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая  доставляет ему радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает умственные и физические способности. Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой «самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру, если она вредно действует.

Могущественнейшим органом воспитания Ушинский считал учения, учебный труд. Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует напряжения ума, воли, всех душевных сил. Обучаясь, дитя развивается, получает «материал для будущей душевной деятельности». Но жизнь ребенка не может быть ограничена только учением, она должна быть многосторонней и содержательной. Педагогу необходимо помнить, что силы маленького школьника не велики, а требования учения при современном состоянии науки огромны. Поэтому важно призвать в помощь интерес ребенка, давать ему возможность пользоваться «плодами учения» в жизни. Ушинский призывает родителей и педагогов воспитывать у ребенка стремление к деятельности в такой же мере, как и стремление к свободе. Волю Ушинский рассматривает как «власть души над телом», как желание в процессе его формирования, как противоположность неволе. В основе волевого процесса Ушинский видит «желание», «я желаю». Но стать «волею души, или её решимостью» оно может только при определенных условиях. Необходимо преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться «единым желанием души в данный момент времени». Нравственное воспитание – задача чрезвычайно сложная. Ушинский назвал четыре «деятеля» в нравственном развитии ребенка:

– игра;

– труд;

– учение;

– школьная и семейная жизнь ребенка.

Каждый воспитатель (родители, педагоги) стремится к тому, чтобы ребенок был физически и нравственно здоров, имел полноценное развитие, был счастлив. Радость, наслаждение, счастье ребенок должен находить в деятельности. Именно переживания радости, печали, вызванные деятельностью ребенка, выступают действенным средством его воспитания, развитие нравственных качеств. Систематические неудачи в значимой для ребенка деятельности подрывают его веру в себя, он отказывается от усилий, что приводит к появлению негативных качеств. Одним из таких Ушинский называет детскую лень. Лень, по определению Ушинского – это бездеятельность. Ее причины различны. Так ребенок может быть не расположен к той деятельности, к которой призывает его воспитатель. Надо организовать учение так, чтобы оно было «интересным не только по своему внутреннему содержанию, но и по легкости успеха». Рекомендовано также организовать учение, школьную и домашнюю жизнь ребенка так, чтобы он мог включиться в многосторонние отношения и многообразные виды деятельности. Ребенок обязательно обнаружит склонность к чему-либо, что его радует, приносит удовлетворение. Воспитательное и развивающее значение, утверждает Ушинский, имеет только деятельность свободная. Упрямство – распространенное явление детской жизни. Эта проблема остается актуальной и для современной воспитательной практики. Нередко, отмечает педагог, скрытой причиной упрямства является «врожденное человеку чувство права». Ребенок «считает себя вправе поступить по своей воле» и настаивает на своем, хотя то, чего он добивается, уже стало для него безразлично. Это – своеволие, которое может развиться в неуступчивость, неуживчивость, придирчивость. Педагогика, считал Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий живой организм, развивается. Необходимо изучить причины развития человека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природы человека». Ушинский отмечает, что функциональные особенности нервной системы индивидуальны, а от этого зависит работоспособность человека, его утомляемость и потребность в отдыхе. Свойства нервной системы, пишет он, имеют наследственную природу и могут отражаться на характере человека. Важнейшим для первоначального обучения ребенка Ушинский считает время начала учения. Раннее обучение, как и позднее, принесет развитию ребенка непоправимый вред. Всякое органическое развитие, пишет он, – совершается в определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития. Оптимальным для начала школьного обучения Ушинский считает возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать свои мысли. Уже в начале обучения Ушинский советует отделить обучение от игры и сделать учение серьезной обязанностью ребенка. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения. Память, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое. Ушинский пишет, что «все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти». Развитие процессов памяти Ушинский видит в единстве с развитием рассудочной деятельности. Начиная с первого года обучения Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорит не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без разума – беда», – приводит он народную пословицу. Говоря о развитии мышления, Ушинский, вместе с тем, подчеркивает, что «формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание».

Ушинский заостряет особое внимание на проблеме обучения учащихся и потребности учиться уже в первые школьные годы. Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании. В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не всё в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю необходимо воспитывать. Еще одно великое дело Ушинского – создание теории подготовки учителя. Ушинский стал идеологом педагогического образования в России. Он показал великую роль педагогической литературы в формировании учителя, создал теорию подготовки народного учителя. Теория и практика женского образования, созданная Ушинским, предусматривала педагогическую подготовку девушек, достаточную для дошкольного воспитания и первоначального обучения. Ушинский поставил проблему педагогических факультетов при университетах. Если иметь все это в виду, то понятно, почему именно Ушинский считается основоположником педагогического образования в России. Каким же должно быть развитие учителя, если говорить о нем более определенно?

1. В каждом учителе должно быть органически развито то качество, которое Ушинский называл народностью. Оно должно быть присуще каждому воспитателю русской школы. Следовательно, учитель не просто несет детям идеи народности, но всей своей личностью, своим характером и своей культурой олицетворяет подлинную народность.

2. Глубокая христианская вера, потому  что «вне христианства нет  для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен руководствоваться при воспитании детей».

3. Убеждение воспитателя в высоком  предназначении учительской профессии, воспитательной деятельности. Это должна помнить каждая мать, воспитывающая своего ребенка. Это должен знать каждый учитель, в какой бы школе он ни работал. И педагог должен быть глубоко убежден не только в высоком предназначении своей деятельности, но истинности того предмета, который он ведет, а главное, он должен быть убежден в том, чему он хочет воспитать своих воспитанников.

4. Учитель должен быть подготовлен  профессионально. Таким образом, любой учитель, любой воспитатель должны сочетать в себе высокое личное развитие: народные черты характера, глубокую православную веру, подлинную нравственность, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела и столь же высокие профессиональные знания и мастерство.

Труды Ушинского заложили фундамент  развития целого ряда педагогических наук: детской физиологии, возрастной и педагогической психологии, гигиены, многочисленных методик. Все, что сделано Ушинским в образовании и педагогике, имеет эпохальное значение не только для российского, но и для мирового образования.

 

  1. Идеи Ушинского К.Д. о народности образования

 

2.1 Исследование Ушинским иностранных воспитательных и образовательных систем

 

Многие отечественные педагоги, еще с начала XIX столетия, в своих  работах обращались к некоторым  проблемам социального воспитания. Большое внимание этой тематике уделял и К.Д. Ушинский. В одной из наиболее известных его статей – «О народности в общественном воспитании» – едва ли не впервые в России рассматривались различные аспекты национальных особенностей воспитания и давалось четкое мировоззренческое обоснование позиции автора.

Концепция национального воспитания, предложенная К.Д. Ушинским, базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Эта система основывалась на формировании такого идеала человека, каким он представлялся в каждой стране. «Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели», – утверждал педагог (Ушинский К.Д. «О народности в общественном воспитании»). Применение в нашей стране системы образования, построенной на «абстрактных или иностранных началах», окажет, по мнению Ушинского, слабое или даже негативное воздействие на развитие российских учеников.

Обосновывая доминирующее влияние  национальности на характер человека, Ушинский утверждал, что некоторые  национальные качества передаются по наследству (позднее он несколько изменил свои взгляды на эту проблему). Именно эти национальные качества, по его мнению, предопределяют поведение личности в различных ситуациях. Ушинский полагал, что национальные черты «коренятся глубже всех прочих» как во внешности, так и в душе человека.

Из этих утверждений педагог  делал выводы о существовании  у людей только одной, общей для  представителей одного этноса «природной наклонности», которою он назвал «народностью». В современной науке это явление получило название национальной ментальности. Именно на «народность», как утверждал Ушинский, должен опираться педагог в своей деятельности. Автор весьма категорично утверждал в своей статье: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», т.е. сообразным особенностям национального характера.

Признавая высшим идеалом воспитания христианский, Ушинский полагал, что он является неотъемлемой частью национального воспитания всех христианских народов. Преподавание различных учебных дисциплин также составляет общий для всех цивилизованных народов элемент педагогики. Однако конкретные формы воспитания и обучения при этом должны оставаться национальными. Иначе эффективность педагогического воздействия на ребенка будет заметно снижаться.

Ушинский давал  достаточно ясные и четкие определения идеалов воспитания в ведущих западноевропейских странах – Англии, Франции, Германии. Когда же дело касалось России, осмысление автором сущности русского народного характера становилось весьма расплывчатым и двойственным. Здесь на первый план выступали такие противоречивые качества, как: отсутствие четких юридических понятий и в тоже время высокая нравственность народа; восприимчивость ко всему чужому и одновременно стойкость народных убеждений. Неизменной отличительной чертой русского народа в противоположность западноевропейским нациям была лишь прочная православная вера. Все эти свойства, по мнению Ушинского, должны были учитываться при выработке концепции национального русского воспитания

К такому взгляду  он первоначально пришел не путем  практических наблюдений над своеобразным складом русской школы, а в результате чисто теоретического, книжного исследования. Позднее к тому же взгляду приводили его наблюдения как над русской, так и заграничной, преимущественно швейцарской, школой, а также изучение русской и иностранной педагогической литературы.

Ушинский был  националистом не в современном  политическом смысле слова, а в смысле психолого-педагогическом. Требуя национальной школы для России, Ушинский исходил  не из политических, а из исторических и педагогических оснований, из своего понимания хода и современного происхождения России, из убеждения в том, что общечеловеческой теории воспитания быть не может, всякая теория воспитания есть и может быть только национальной. Следовательно, если в России когда-либо будет создана педагогическая теория и направлено школьное дело, то они, несомненно, получат национальный характер.

Ушинский исследовал характер образования у немцев, французов, англичан, североамериканцев – и пришел к заключению, что воспитание и школы повсюду народны.

Немецкая педагогика – наука чисто немецкая; идеал человека, воспитание которого разрабатывает немецкая педагогика, есть совершеннейший немец. В Германии наука и ученость являются окончательной целью, к которой направлено все воспитание. Человек ученый и человек хорошо воспитанный – для немца одно и то же. Умение приложить знание к делу, укрепление душевных способностей, развитие характера, внешняя полировка человека составляют для немецкой педагогики второстепенные вопросы. И на характер человека она действует не иначе, как через посредство знаний. Такая педагогика, вытекавшая из особенностей германского характера, со своей стороны повлияла на развитие этих особенностей.

В Германии мысль  о народности воспитания если иногда и высказывается вскользь, то никогда не оказывает влияния на сами правила педагогики, что, конечно, не мешает системе германского воспитания быть вполне народной на деле. Германская педагогика строит свою теорию воспитания на основании общих свойств и потребностей человека к общественной жизни; но подразумевается под этим именем общественная жизнь какого-то абстрактного христианского народа и христианского государства вообще. Образование человека, гражданина всего мира, отрешенного от всех конкретных определений, составляет предмет немецкой педагогики, основание всех ее теорий и цель всех ее устремлений. Она от души верит в универсальность этого идеала и, создавая теорию его развития в новых поколениях, думает прийти к познанию универсальных законов воспитания, основанных на разуме и обязательных в качестве законов науки одинаково для всех народов. Но это стремление к универсальности есть конкретнейшее выражение чисто германского характера, а универсальная педагогическая наука есть чисто немецкая система воспитания, соответствующая немецкому характеру и совершенно противоречащая характерам других народов. Стремясь к образованию человека вообще, немецкая педагогика совершенно последовательно, хотя и бессознательно, разрабатывает правила образования человека, живущего наукой и для науки, разрабатывает идеал германской жизни.

Если же педагогика – это универсальная наука, то рациональная система этой науки, разрабатываемая  преимущественно в Германии, одинаково  обязательна для всех народов  и все, что не согласно с ее положениями, есть ошибка или отсталость. Для большинства немецких педагогов система германской педагогики – образец, к достижению которого должны стремиться другие народы.

Таким образом, с  немецкой точки зрения, русские педагоги были правы, когда они так усердно  насаждали в России немецкую педагогику. С точки же зрения Ушинского, они были совершенно не правы, потому что последняя отнюдь не является общечеловеческой, а просто национальной и потому для России, очевидно, непригодной. Русским педагогам, утверждал Ушинский, нужно было создавать свою педагогию, а не заимствовать ее у немцев.

В чем же заключаются  причины народности образования? Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может  рассчитывать воспитание, – это народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и глубоком чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, укорененной страхом наказаний. Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним. Воспитанию часто приходится бороться с семейным характером человека, но его отношение к народному характеру совершенно другое.

Информация о работе Педагогическая позиция Ушинского К.Д.