Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:30, контрольная работа
Цель всей воспитательной системы К.Д. Ушинский видел в формировании человека разумного, нравственного, гуманного, чувствующего. Воспитательные средства, по его убеждению, определяются двумя основными факторами – свободной инициативной деятельностью ребенка и средой.
Воспитывает же ребенка только та деятельность, которая доставляет ему радость, «излюбленная» деятельность. Именно такая деятельность оказывает положительное нравственное влияние на него, гармонически развивает умственные и физические способности. Особое значение К.Д. Ушинский придавал детской игре, в которой «самостоятельно работает детская душа». Игра есть свободная деятельность ребенка. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер. При этом руководящая роль воспитателя остается. Он должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средства и прекратить игру, если она вредно действует.
С одобрением Ушинский относился к тем зарубежным школам, где ввели столярные и токарные работы, привлекают детей к широкому самообслуживанию, к ведению хозяйства, к обработке сада и огородных культур.
Одна из лучших его работ – «Труд в его психическом и воспитательном значении» – подлинный гимн труду.
Труд в понимании Ушинского – источник всех человеческих радостей, счастья, в нём сосредоточена животворящая духовная сила, которая пробуждает человеческое достоинство. И эту духовную силу, рождённую трудом, нельзя купить за всё золото Калифорнии. Она даётся тому, кто лично трудится.
Ушинский считает, если ребёнок трудится не в той мере, в какой ему позволяют силы и здоровье, значит, ждать хороших результатов бесполезно.
Если среда, окружающая ребёнка, не располагает к труду, если в семье или в классе царит атмосфера безделья, пустых и никчемных разговоров, значит, она непременно отрицательно скажется на воспитании.
Если ребёнок ежедневно с радостью покидает класс и каждый день торопится на детский праздник, то вряд ли из этого ребёнка вырастет дельный человек.
Если ребёнок предпочитает весь день работать только физически, лишь бы несколько минут не отдать умственным занятиям, значит, что-то в воспитательной методе надо менять.
Если ребёнок готов целый день просидеть над книжкой или механически вызубрить целые страницы, лишь бы избежать самостоятельного думания, значит, его познавательные способности уже приглушены чем-то.
Причины всех этих недостатков и пороков воспитания могут быть разные: влияние среды и дурной пример старших, скованность сил ребёнка, появившаяся, возможно, от страха перед наказанием, а возможно, от укоренившейся скверной привычки, от образования отрицательных качеств и т.д.
Чтобы избежать просчётов воспитания, необходимо как можно раньше приобщать детей к труду, к самостоятельной деятельности, к самостоятельному мышлению. Всё, что может ребёнок сделать сам, всё, что ему посильно, он должен делать. И правилом здесь могут быть, советует Ушинский, прекрасные слова шиллеровского Телля, ответившего на просьбы сына поправить ему испорченный лук: «Я? Нет! Лучшая помощь – сделай сам».
Дети любят трудиться. Даже играя, они приобщаются к труду. Они вносят в игры и серьёзные занятия. А иногда работающий ребёнок так увлекается игрой, что не отличает игры от серьёзных дел, получая величайшее наслаждение, скажем, от копания грядок, плетения корзинок, шитья кукол.
И вот эту игру-труд и должен использовать родитель и воспитатель как средство развития активности детей, как средство приобщения детей к свободной инициативной деятельности.
Организация коллективной деятельности, общения, труда ведёт ко многому: воспитывает доброе отношение друг к другу, дети становятся весёлыми, спокойными, общительными, самостоятельными.
А такие качества, как трудолюбие и чувство ответственности, воспитываются у них на конкретных делах, на посильном выполнении простейших обязанностей.
Дети привыкают к порядку, «к точному выполнению тех маленьких обязанностей, от выполнения или невыполнения которых зависит очень много – наше счастье и даже та польза, которую человек может принести обществу…».
По сути дела, Ушинский говорит о детской самодеятельности, о самом главном её условии – педагогическом руководстве.
Такой порядок жизни, при котором учащиеся сами активно включились бы в организацию своей жизни, завести, по его мнению, чрезвычайно трудно. Здесь важна не только внешняя организация, нужна ещё и мудрость воспитателей, способных «руководить этой машиной без свирепой строгости, но и без слабости – с шуточкой, ласково и строго…».
К сожалению, мысли о влиянии коллектива на развитие личности, как и многие другие, не получили у великого педагога дальнейшего развития. На сорок седьмом году оборвалась его жизнь.
Многие замыслы остались незавершёнными.
3. Значение К.Д. Ушинского в развитии педагогики и школы
Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он – «учитель русских учителей» – разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
Педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60–70-х годов, последователей Ушинского, – Н.Ф. Бунакова, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Д.Д. Семенова, Л.Н. Модзалевского и других.
Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.
Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
Своею деятельностью К.Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.
Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой – с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.
Советская педагогическая общественность глубоко чтит Ушинского. Н.К. Крупская советовала молодым учителям побольше читать сочинения Ушинского. М.И. Калинин в 1941 году в одном из своих выступлений заявил, что ценные идеи из педагогического наследства Ушинского только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены.
Народы СССР с глубоким
уважением относятся к памяти
великого русского педагога. Ряду учебных
заведений присвоено имя
Список литературы
Размещено на Allbest.ru