Педагогические взгляды Л. Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:39, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность.
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни
общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью
проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации
системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой
педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы.

Содержание

Введение.
Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и
современность...................................................................................................................3
2. Основная часть.
Дидактические взгляды Л.Н.Толстого..............................................................4
2.1. Основополагающие педагогические принципы, обоснованные и
реализованные великим педагогом....................................................................................4
2.1.1. Принцип сознательности и активности обучения............................................4
2.1.2. Принцип связи обучения с жизнью....................................................................5
2.1.3. Принцип доступности обучения..........................................................................5
2.1.4. Принцип прочности усвоения знаний................................................................6
2.1.5. Принцип природосообразности..............................................................................7
2.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса …………………………………………………………..7
2.2.1. Наглядность в обучении...........................................................................................8
2.2.2.“Рассказ-рассказывание”............................................................................................8
2.2.3.Методика эмоциональных воздействий..................................................................9
2.2.4. “Ситуация затруднения”.........................................................................................10
2.2.5. Индивидуальный подход к учащимся...................................................................10
2.2.6.Работа с сочинениями учащихся............................................................................11
2.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого……12
2.3.1. Философская основа...............................................................................................12
2.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н.
Толстого...............................................................................................................................13

3. Заключение.......................................................................................................................16

4. Список литературы …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические идеи Льва Николаевича Толстого.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

2.4.  Школа отражает  реалии  общества,  в   границах   которого   она существует, обнажая его идеалы  и  кризисы,  его  потребности,  особенности, противоречия. Школа советского периода строилась на  основе  идеологического единообразия  и  единомыслия.   Школа   готовила   послушного   исполнителя, нивелируя индивидуальные  различия  учащихся.  Ученик из  цели  образования превратился в  средство  добывания  положительных  показателей  деятельности учителя. Недооценка  гуманитарного  образования  привела  к  распространению бездуховности и ограниченности.

Сегодня, как  никогда,  активизировался  поиск  выхода  из  сложившейся ситуации. Многие учителя  почувствовали  возможность  работать  творчески  и свободно. Десятки альтернативных направлений, школ  противостоят  рутинности “массового” образования.

Назрела  проблема  создания  такой  педагогической  системы,   которая раскрывала бы гуманистическую природу человека в процессе  его  духовного  и физического становления и развития.

“Школа Л. Н. Толстого” представляет собой педагогическую  инновационную систему  нового  типа,  главной   задачей   которой   является   полноценное гуманистическое образование  детей,  основанное  на  духовном  и  физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. Базовая идея концепции:  “создание школы, формирующей творческую созидательную  личность  в  единстве  развития нравственно-чувственного,   разумно-познавательного   и    волевого    начал человека”.

В концепции “Школы Л. Н. Толстого”  используются основные педагогические и общегуманистические идеи Толстого:

“1) взгляд на ребенка как гармоническое  и целостное существо; ребенок - цель, а не средство образовательного процесса;

2) обеспечение школой условий  проявления  и  развития  в  ребенке  его положительной сущности;

3) ориентация содержания  образования  на  гармонию  человека  и  мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал;

4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;

5) опыт как один из методов  образования  и  воспитания;  признание  за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент;

6)  формирование  своего  свободного  отношения  к  жизни  и   знаниям; самостоятельность как  способность  сделать  собственный  выбор,  исходя  из принципов этики ненасилия;

7) недопустимость  сдерживания  общего  развития  ученика  (опережающее обучение);

8) целесообразность и  доступность  добываемых  знаний,  но  главное  - формирование  понятийного  аппарата,  исходя  из   возрастных   особенностей ребенка и принципов, говоря современным языком, развивающего обучения;

9)  непрерывность  образования,  переходящего   в   самообразование   и саморазвитие”. (Ежов 57-58)

Новая технология требует ничего не навязывать ребенку (свободный  выбор для реализации своих взглядов, вкусов), не сковывать его  (исключать  страх, насмешку);  создавать  возможность  строить   догадки,   задавать   вопросы; признавать ребенка личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение.

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир  ребенка.  Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его  от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд  взрослых  на ребенка должен быть подлинно гуманистическим,  то  есть  содержать  в  своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения.  Это  наше  большое счастье, счастье  всего  человечества,  что  Толстой  обратился  к  вопросам педагогики.

Задача школы, семьи, общества - развивать  в  человеке  гуманистические задатки  и потребность жить согласно идеям сохранения и  продолжения  жизни.  Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время  работать на перспективу духовного обновления.  Именно  такая  возможность  кроется  в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок,  сохраняя  свободу  выбора, делает осознанный  шаг  в  сторону  величия  разума  и  чувства,  постепенно созидает свой Путь жизни.

Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли  не  основная  задача школы?!  Дело не в профориентации, не в перекачке  информации  от  одного  к другому, а в формировании такого статуса  личности,  когда  духовно  сильная личность  готова  к  испытаниям,   может   отстоять   достоинство,   сделать сознательный нравственный выбор.

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития,  должна идти несколько  впереди  общественного  развития.  Только  тогда  она  будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Л. Н. Толстой ведет нас  путями  педагогических  исканий,  учит  видеть истинное счастье  в  раскрытии  индивидуальности  каждого  ученика.  Теперь, столько лет спустя после смерти  великого  педагога,  мы  многое  можем по-новому понять, оценить; Л.  Н.  Толстой предстает перед судом времени в величии своего  гуманизма  и  мудрости.  И  поэтому  его  имя  как  великого педагога-гуманиста бессмертно.

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в  творчестве  Л.  Н.  Толстого  //

Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967.

2. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л.

Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд.  ТГПИ  им.  Л.  Н.  Толстого.-Тула, 1969.

3. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника //

Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967.

4. Бондаревский В. Б.  Проблема  интереса  в  педагогической  теории  и практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд.  ТГПИ  им.  Л.  Н.  Толстого.- Тула, 1969.

5. Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса в инновационной  школе

// Тульская школа. Периодический  научно-методический журнал. - 1996, № 2.

6. Дружинина Р. И. Гуманизация дошкольного детства //  Тульская  школа.

Периодический научно-методический журнал. - 1997, № 1.

7. Ежов  И.  В.  Введение  в  психологию  духовного  развития  личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.

8. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации  наук  //  Педагогика.-

1994.- № 3.

9. Кудрявая Н.  В.  Педагогические  искания  Л.  Н.  Толстого  //  Сов.

Педагогика.- 1987. - № 9.

10. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и  современность  //  Тезисы докладов ХХ1 Толстовских чтений. - Тула, 1993.

11. Соломон Д. М., Степанов Е. Ю.  Технология  интегративного  процесса управления экспериментальной работой  в  школе-гимназии  №  46  г.  Тулы  // Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. - 1996, № 3.

12. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

13. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-

1958.

14. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова  Н.  А.,  Ежов  И.  В.  Мир

“Азбуки  Льва  Толстого”:  Книга  для  учителя.  /  Под  науч.  ред.   канд.  филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 1995.

 

 


[1] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. (Юбилейное изд.).- М., Гослитиздат, 1928-1958.- Т.8, стр.371.

[2] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.118.

[3] Толстой Л. Н. Педагогические  сочинения. - М., 1953.- стр.72.

[4] Толстой Л. Н. Педагогические  сочинения, стр.338.

[5] Толстой Л. Н. Педагогические  сочинения, стр.340.

[6] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.

[7] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.

[8] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.,т.8, стр.394.

[9] Толстой Л. Н. Педагогические  сочинения, стр.163.

[10] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.81.

[11] Толстой Л. Н. Педагогические  сочинения, стр.210.

[12] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.200.

[13] Толстой как педагог.-Т.,1967

[14] Ежов

 

 




Информация о работе Педагогические взгляды Л. Н. Толстого