Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:37, реферат
Раз мир есть школа, то не общество формирует школу, а школа - мир и культуру. Если в раннем христианстве, новой и оригинальной является концепция любви, которая превыше знания и веры, то более поздние христианские авторы сделали акцент на идеях авторитета и учительства, на дисциплине. Все возможные вопросы и ответы уже известны заранее, ученику остается только повторять поучения учителя. Все это оформляется в различного вида учебники, компендиумы, энциклопедии. В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.
1.Введение
2.Начальное образование в средние века - средневековая Византия
3.Средневековый восток - Индия
4.Китай
5.Средневековая Западная Европа
6.Средневековые университеты, концепция университета
7.Возникновение университетов
8.Учебный процесс в средневековом университете
9.Заключение
Список литературы
Новые краски в палитре
образования и воспитания появились
при монгольской династии Юань (1279-1368).
Наряду с традиционными
Важный этап в истории
средневекового образования в Китае
- правление династии Мин (1368-1644). В
это время возникли предпосылки
организации всеобщего
Китайская школа в последний отрезок средневековой истории - при маньчжурской династии Цин (1644-1911) не претерпела никаких серьезных перемен.
Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь год, за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 часов утра до 18 часов вечера с перерывом на двухчасовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость красовалась на видном месте и то и дело пускалась в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным способом было мнемоническое обучение. Отвечая урок, ученик поворачивался спиной к тексту и старался воспроизвести его по памяти. Отсюда, кстати, название китайского иероглифа, который одновременно означает "повернуться спиной" и "учить наизусть". В итоге первоначального обучения нужно было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов трех классических книг - "Троесловие" (начала философии, литературы и истории), "Фамилии всех родов" (типология китайских имен), "Тысячесловник" (содержание сходно с "Троесловием").
Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось пять-шесть лет. В программу входили философия, литература, история, стилистика. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских компендиума: "Четверокнижие" и "Пятикнижие". Программа естественнонаучного образования фактически отсутствовала. Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.
По сути, государственные экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории Китая немало примеров, когда известные ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных сочинений. Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности. Как говорили в Китае, "чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда". [10]
Средневековая Западная Европа
В практике воспитания и обучения средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции.
Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало мастера увеличивать срок обучения (в XIV - XV вв. оно длилось восемь-десять лет). Во многих договорах об ученичестве оговаривалось, что мастер позволял посещать ученику в течение года или двух лет школу или сам брался выучить его грамоте. Завершивший учебу, становился подмастерьем, работая у мастера за плату, пока не открывал собственное дело.
Светские феодалы, помимо
школьного обучения, прибегали к
рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского
воспитания включал жертвенность, послушание
и одновременно личную свободу. В
этом идеале был заложен мотив
превосходства над остальными сословиями.
В феодальной среде было распространено
презрительное отношение к
Пажи и оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы у оруженосца на первый план ставилось религиозное воспитание. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр.
Рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Ушла традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, "кодекс чести", идеи эстетического и физического развития юных рыцарей переступали узкосословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.
После распада Римской империи в школьном деле поначалу существовали традиционные и сравнительно новые формы. К первым относились школы грамматиков и риторов, ко вторым - церковные школы, обучение феодальной знати.
Вновь организованные церковные школы стали восприемниками античной традиции, наиболее приметным проявлением которой (хотя и искаженная) была латынь, ставшая языком образованной средневековой Европы. Следы античности мы находим в программах ("тривиум" и "квадривиум"), методах средневековой школы.
На протяжении V - XV вв. церковные школы сначала были единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.
В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Церковные школы существовали
уже к V в. Они были доступны, прежде
всего высшим сословиям. Школы готовили
служителей культа (внутренняя школа)
и обучали мирян (внешняя школа).
Учебные заведения
В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.
Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений.
В течение IX в. школы при
епископствах и кафедральных соборах
переживают упадок. В числе причин
этого можно назвать
Среди создателей первых монастырских
школ средневековья выделялся
Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов. Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480 - 533) в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков ("посвященные дети") на попечение ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т.е. внешняя школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия стала единственным языком ученых и преподавания.
В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа.
Первенство в организации монастырских школ захватил орден капуцинов - францисканцев (создан в 1212 г) и доминиканцев (создан в 1216 г). У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы - Роджер Бэкон (ок.1214-1292), Фома Аквинский (1225/26-1274).
Церковные школы были важным
инструментом религиозного воспитания.
В них изучали Библию, богословскую
литературу. Почти в полном пренебрежении
было физическое воспитание. Христианские
учителя руководствовались
В школах царили жестокие наказания:
голод, карцер, избиения. До XI в. учеников
били по щекам, губам, носу, ушам, спине,
позже - по голому телу. В XIV - XV вв. розгу,
палку и плеть сменил бич. В XV в.
этот бич стал вдвое длиннее, чем
в предшествующее время. Наказания
рассматривались как
Подавляющее число церковных
школ ограничивалось рудиментарным
образованием. В школах бенедиктинцев
три года учили началам грамоты,
пению псалмов, соблюдению религиозных
ритуалов. Немного шире была программа
аналогичных школ капуцинов, которая
знакомила с религиозным
Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, напоминающее современный букварь. Оно приобщало учеников к основам христианской веры, которые они сопоставляли с устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтирь заучивали сначала наизусть, затем (после усвоения алфавита) читали.
Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило), т.е. так же, как в античную эпоху, лишь избранные использовали весьма дорогой пергамент (до VI в), перья и чернила из сажи (чернильницы изготовлялись из рогов животных).
Считать учили по пальцам рук и ног, с помощью определенных жестов. Например, прижатая к груди левая рука означала цифру 10 тысяч, скрещенные руки - 100 тысяч. [8]
Средневековые университеты, концепция университета
Средневековый университет,
несомненно, был продуктом именно
западноевропейской средневековой
цивилизации. В определенном смысле
его предшественниками были некоторые
учебные заведения классической
древности: философская школа в
Афинах (4 в. до н. э), школа права в
Бейруте (3-6 вв.), императорский университет
в Константинополе (424 - 1453). Их организация
и программа отдельных курсов
напоминают средневековые. Так, например,
в Бейруте существовал
Для 20 - го века, как правило,
университет - это совокупность всех
наук в противоположность
Они делились на:
генеральные, т.е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира.
studium universale,
studium commune,
studium solempne, т.е. обыкновенные. [2]
Чаще эти школы назывались просто Studium, изредка - Академия. Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater, т.е. нежная мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и др.) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета.
Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
Информация о работе Педагогические идеалы средневековой Европы