Педагогические идеалы средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:37, реферат

Краткое описание

Раз мир есть школа, то не общество формирует школу, а школа - мир и культуру. Если в раннем христианстве, новой и оригинальной является концепция любви, которая превыше знания и веры, то более поздние христианские авторы сделали акцент на идеях авторитета и учительства, на дисциплине. Все возможные вопросы и ответы уже известны заранее, ученику остается только повторять поучения учителя. Все это оформляется в различного вида учебники, компендиумы, энциклопедии. В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.

Содержание

1.Введение
2.Начальное образование в средние века - средневековая Византия
3.Средневековый восток - Индия
4.Китай
5.Средневековая Западная Европа
6.Средневековые университеты, концепция университета
7.Возникновение университетов
8.Учебный процесс в средневековом университете
9.Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пед.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

Новые краски в палитре  образования и воспитания появились  при монгольской династии Юань (1279-1368). Наряду с традиционными иероглифическим  письмом и типами учебных заведений  распространяются монгольские школы, и письменность. В стране действовала  обширная сеть учебных заведений (около 25 тыс. в 1289 г). Многие школы покрывали  свои расходы за счет находившихся в их владении земельных участков. Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и  других специализированных школ.

Важный этап в истории  средневекового образования в Китае - правление династии Мин (1368-1644). В  это время возникли предпосылки  организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных  заведений элементарного образования. В Пекине и Нанкине были созданы  специализированные высшие учебные  заведения для подготовки кадров высшей администрации. Продолжались реформы  государственных экзаменов. Они  были еще более усложнены и  регламентированы. Экзаменующимся, например, вменялось писать в установленном  стиле, от которого нельзя было отступать. Экзаменационное сочинение должно было состоять из восьми разделов со строго ограниченным числом иероглифов (не менее 300 и не более 700). Предметом сочинения  могли быть лишь события, имевшие  место после 220 г. и т.д.

Китайская школа в последний  отрезок средневековой истории - при маньчжурской династии Цин (1644-1911) не претерпела никаких серьезных перемен.

Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и  получал иное - школьное имя. Понятие  учебного года отсутствовало, так как  прием в школу происходил в  любое время года. Учились весь год, за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 часов утра до 18 часов  вечера с перерывом на двухчасовой  обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость красовалась на видном месте и то и дело пускалась в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным способом было мнемоническое обучение. Отвечая урок, ученик поворачивался спиной к тексту и старался воспроизвести его по памяти. Отсюда, кстати, название китайского иероглифа, который одновременно означает "повернуться спиной" и "учить наизусть". В итоге первоначального обучения нужно было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов трех классических книг - "Троесловие" (начала философии, литературы и истории), "Фамилии всех родов" (типология китайских имен), "Тысячесловник" (содержание сходно с "Троесловием").

Сдав экзамен в начальной  школе, учащиеся могли продолжить образование  на следующей ступени. Обучение здесь  длилось пять-шесть лет. В программу  входили философия, литература, история, стилистика. В качестве учебных пособий  использовались два конфуцианских  компендиума: "Четверокнижие" и "Пятикнижие". Программа естественнонаучного образования фактически отсутствовала. Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

По сути, государственные  экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией  многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории  Китая немало примеров, когда известные  ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных  сочинений. Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности. Как говорили в Китае, "чтобы выдержать экзамен, нужно  обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью  верблюда". [10]

 

Средневековая Западная Европа

 

В практике воспитания и  обучения средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции.

Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и  купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые  становились даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало  мастера увеличивать срок обучения (в XIV - XV вв. оно длилось восемь-десять лет). Во многих договорах об ученичестве  оговаривалось, что мастер позволял посещать ученику в течение года или двух лет школу или сам  брался выучить его грамоте. Завершивший  учебу, становился подмастерьем, работая  у мастера за плату, пока не открывал собственное дело.

Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к  рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. В  этом идеале был заложен мотив  превосходства над остальными сословиями. В феодальной среде было распространено презрительное отношение к книжной  школьной традиции. Ей противопоставлялась  программа "семи рыцарских добродетелей": владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение  собственных стихов и игра на музыкальном  инструменте. Юношей обучали прежде всего военному искусству. Юным феодалам полагалось постичь воинскую науку  и весь круг необходимых в жизни  знаний и умений при дворе сюзерена. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения музыканты и поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры). С семи лет мальчики приобретали знания и, умения, будучи пажами при супруге сюзерена и  ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности.

Пажи и оруженосцы должны были усвоить "основные начала любви, войны и религии". К "началам  любви" относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные  манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и  пр. "Началами войны" назывались воинские профессиональные умения. Ближе к  завершению службы у оруженосца на первый план ставилось религиозное  воспитание. В 21 год, как правило, происходило  посвящение в рыцари. Юношу благословляли  освященным мечом. Обряд предварялся  испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр.

Рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Ушла традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, "кодекс чести", идеи эстетического  и физического развития юных рыцарей  переступали узкосословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

После распада Римской  империи в школьном деле поначалу существовали традиционные и сравнительно новые формы. К первым относились школы грамматиков и риторов, ко вторым - церковные школы, обучение феодальной знати.

Вновь организованные церковные  школы стали восприемниками античной традиции, наиболее приметным проявлением  которой (хотя и искаженная) была латынь, ставшая языком образованной средневековой  Европы. Следы античности мы находим  в программах ("тривиум" и "квадривиум"), методах средневековой школы.

На протяжении V - XV вв. церковные  школы сначала были единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными  учреждениями Европы.

В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных  учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны, прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного  образования именовали малыми школами, повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики и  юноши (в малых школах - 7 - 10-летние, в больших школах - более взрослые).

В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.

Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом  церковных учебных заведений.

В течение IX в. школы при  епископствах и кафедральных соборах  переживают упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные  набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных  и кафедральных школ возобновился.

Среди создателей первых монастырских школ средневековья выделялся Кассиодор. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой.

Первые монастырские школы  в раннефеодальной Европе были учреждены  орденом анахоретов. Орден был  создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480 - 533) в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков ("посвященные дети") на попечение ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т.е. внешняя школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия стала единственным языком ученых и преподавания.

В течение шести веков  монастырские школы бенедиктинцев  оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при  каждом из которых действовала школа.

Первенство в организации  монастырских школ захватил орден капуцинов - францисканцев (создан в 1212 г) и доминиканцев (создан в 1216 г). У капуцинов обучались  по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы - Роджер Бэкон (ок.1214-1292), Фома Аквинский (1225/26-1274).

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении  было физическое воспитание. Христианские учителя руководствовались догматом: "Тело - враг души".

В школах царили жестокие наказания: голод, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже - по голому телу. В XIV - XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич. В XV в. этот бич стал вдвое длиннее, чем  в предшествующее время. Наказания  рассматривались как естественное и богоугодное дело. Науку предлагалось вбивать кулаками. Характерно, например, что название популярного в те времена учебника по грамматике "Берегущая  спину" как бы предупреждало нерадивых  о неотвратимом физическом наказании.

Подавляющее число церковных  школ ограничивалось рудиментарным  образованием. В школах бенедиктинцев  три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных  ритуалов. Немного шире была программа  аналогичных школ капуцинов, которая  знакомила с религиозным учением  и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли  начала астрономии.

Основными учебными книгами  были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, напоминающее современный букварь. Оно приобщало учеников к основам христианской веры, которые они сопоставляли с устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтирь заучивали сначала наизусть, затем (после усвоения алфавита) читали.

Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической  заостренной палочкой (стило), т.е. так  же, как в античную эпоху, лишь избранные  использовали весьма дорогой пергамент (до VI в), перья и чернила из сажи (чернильницы изготовлялись из рогов  животных).

Считать учили по пальцам  рук и ног, с помощью определенных жестов. Например, прижатая к груди  левая рука означала цифру 10 тысяч, скрещенные руки - 100 тысяч. [8]

 

 

Средневековые университеты, концепция университета

 

Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой  цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые  учебные заведения классической древности: философская школа в  Афинах (4 в. до н. э), школа права в  Бейруте (3-6 вв.), императорский университет  в Константинополе (424 - 1453). Их организация  и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с  определенными циклами, в Константинополе  в одном центре были собраны учителя  грамматики, риторики, философии и  права. [2]

Для 20 - го века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным  высшим учебным заведениям. В средние  же века термин "университет" означал  не универсальность обучения, а любой  организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялось  также слово коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей  с общими интересами и независимым  правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы. [3]

Они делились на:

генеральные, т.е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря  приобретенным ученым степеням имели  право преподавать в любом  районе христианского мира.

studium universale,

studium commune,

studium solempne, т.е. обыкновенные. [2]

Чаще эти школы назывались просто Studium, изредка - Академия. Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater, т.е. нежная мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и др.) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета.

Университет обладал целым  рядом прав и привилегий:

Информация о работе Педагогические идеалы средневековой Европы