Педагогические идеалы средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:37, реферат

Краткое описание

Раз мир есть школа, то не общество формирует школу, а школа - мир и культуру. Если в раннем христианстве, новой и оригинальной является концепция любви, которая превыше знания и веры, то более поздние христианские авторы сделали акцент на идеях авторитета и учительства, на дисциплине. Все возможные вопросы и ответы уже известны заранее, ученику остается только повторять поучения учителя. Все это оформляется в различного вида учебники, компендиумы, энциклопедии. В настоящей работе будут рассмотрена история создания, особенности обучения и развитие университетов в средние века.

Содержание

1.Введение
2.Начальное образование в средние века - средневековая Византия
3.Средневековый восток - Индия
4.Китай
5.Средневековая Западная Европа
6.Средневековые университеты, концепция университета
7.Возникновение университетов
8.Учебный процесс в средневековом университете
9.Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пед.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах  существовало, как правило, четыре факультета: младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический.

право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

право обладателя степени  из одной школы преподавать в  любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).

особая подсудность для  школяров по выбору или перед учителями  или местным епископом вместо общей подсудности городским  судьям.

право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов  и т.д. [6]

Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея "ученого цеха". Везде стало  складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т.е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики.

Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных  и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного  высшей властью права иметь общую  собственность, избираемых должностных  лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и  новое слово "университет" вызывало такую же неприязнь, как слово "коммуна".

 

 

Возникновение университетов

 

В общей массе средневековых  университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". [7] Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:

это были первые по времени  университеты,

на новые учебные заведения  после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные  материнскими права и привилегии.

По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой  Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н.э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия.

Первым европейским университетом  традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с  середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов  Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:

брал под свое покровительство  тех, кто "путешествует ради научных  занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права";

болонские школяры освобождались  от круговой поруки в уплате налогов  и от подчинения городским судам  Болоньи. [2]

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников  к началу 13 века в Болонье обучалось  до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения  представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые  преподаватели, а студенты старших  факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они  начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета. [1]

Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году.

Много университетов появилось  в 14-15 вв.:

1347г. - Пражский.

1364г. - Краковский.

1365г. - Венский.

1386г. - Гейдельбергский.

1409г. - Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых  была самая разная. В парижском  университете в середине 14 века обучалось  около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека. [1]

 

 

Учебный процесс  в средневековом университете

 

В средние века не было отделения  высшего образования от среднего, поэтому в университетах и  существовали младший и старшие  факультеты

Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штудировал "семь свободных искусств" заключавшиеся  в двух циклах - "тривиум" ("перекресток  трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" ("перекресток  четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). [4] Только лишь после этого изучения "философии" давалось право устраиваться на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Вот пример подготовительного  факультета и процесс обучения на нем.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья  в германских университетах. Правда, учебный год делился на две  неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а  также малый ординарный учебный  период с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Лекции - полное, регулярное изложение учебной темы, по программе, прописанной в статутах, в определенные часы. Эти лекции разделялись на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Это происходило  потому, что в средние века школяры  не прослушивали курс конкретной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда было принято  заявлять, что некий преподаватель  читает или некий студент слушает  такую-то книгу. Одни книги почитались более существенными и непременными (ординарными) для учащегося, другие - менее значительными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций определило и деление преподавателей на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции, как правило, читались в утренние часы (с рассвета и  до 9 часов утра), как более удобные  и рассчитанные на более свежие силы слушателей. Экстраординарные лекции назначались на послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Длительность лекции составляла 1 - 2 часа. [5]

Начало лекции преподаватель  предварял кратким вступлением. В нем он назначал характер работы над книгой и не брезговал саморекламой. Главной задачей преподавателя  являлось сличение различных вариантов  текстов и предоставление необходимых  разъяснений к ним. Согласно статутам студентам запрещалось испрашивать  повторения или неспешного чтения.

Обучающиеся были обязаны  являться на лекции с книгами. Это  происходило за тем, чтобы вынудить всякого слушателя самому непосредственно  познакомиться с текстом. В то время книги были очень дорогими, поэтому школяры брали их в  пользование напрокат. Уже в 13 веке университеты начали собирать рукописи, копировать их и организовывать свои собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Каждый преподаватель читал лекции определенному кругу своих учеников в любом наемном помещении или у себя дома.

Repetitio - это детальное истолкование отдельно взятого текста с различных сторон, с учетом всевозможных сомнений, возражений и противоречий. Еще одной формой было повторение части прочитанного. Одновременно готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Самым распространенным методом  проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые  должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и  самым торжественным был проходивший  на подготовительном факультете диспут "о чем угодно". Темы диспутов были самые разнообразные. [1]

После окончания учебы  студент сдавал экзамен. Его принимала  группа магистров от каждой нации  во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные  книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем  его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень  бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание", становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром  и должен был прочесть торжественную  лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что в средневековье уровень  образования значительно отставал от нашего. Педагогические методы были весьма примитивны. Но, не смотря на это, за эпоху средневековья оно значительно  улучшилось. Что касается начального образования, то оно ушло недалеко от эпохи античности. А со средневековыми университетами, ситуация совсем иная.

Несмотря на все изъяны, средневековый университет все  же давал возможность обрести  приличное образование.

В университетах обучались  такие именитые деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский и др. Средневековые  университеты являлись своеобразным организмом, который стоял на перекрестке  культурной жизни Европы и остро  реагировавшим на все социальные изменения.

Таким образом, первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства  церковных и светских властей, Нередко  они превращались в очаги распространения  свободомыслия и еретических  идей, связанных с городской культурой  и бюргерской оппозицией феодальному  строю и католической церкви и  уже хотя бы поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального  строя. В них концентрировалась  и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в  развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному  в средние века всем экономическим  и политическим строем жизни.

Но к 15-16 в.в. университетская  схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного  и научного развития. Гуманисты резко  отрицательно относились к старому  университетскому образованию и  быту. Возникновение и развитие опытной  науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали  полной ломки средневековой системы  образования, а университеты, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной  науке. Расцвет естествознания в 17-18 в. в., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Джуринский А.Н. История  образования и педагогической  мысли. - М.: Издательство: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

2. История педагогики  и образования. От зарождения  воспитания в первобытном обществе  до конца XX века. Учебное пособие  / Под редакцией А.И. Пискунова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2004. - 512 с.

Информация о работе Педагогические идеалы средневековой Европы