Педагогические идеи американского просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:32, реферат

Краткое описание

Объект историко-педагогической науки многослоен и обширен. Он включает несколько переплетающихся сфер. Во-первых, всеобщая история человечества. Во-вторых, воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. В-третьих, историческая динамика социальных институтов, в ряду которых находятся образовательные и воспитательные структуры. В-четвертых, генезис материальной и духовной культуры. И, наконец, в-пятых, - собственно развитие теории и практики воспитания и обучения. В итоге можно утверждать, что история педагогики является одновременно не только педагогической, но и исторической, антропологической, социальной, культурологической наукой. Ядром объекта является взаимосвязь общей педагогики и истории педагогики, порождающая значимость и уникальность предмета историко-педагогической науки. И в этом гносеологическом смысле история педагогики выполняет функцию самосознания педагогики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……3
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКА…...………...……………...4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АМЕРИКАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.....................................................................................8
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН…………………………………………13
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН……………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

Типографское производство в начале XVIII столетия находилось на очень низком уровне развития, особенно в Америке, где имелось всего несколько типографий. Примитивные печатные станки часто выходили из строя, не было запасных частей и приспособлений. И только хороший механик мог обеспечить более или менее бесперебойное функционирование такого оборудования.

Государственная и общественная деятельность. В 1736-51 Франклин был секретарем Генеральной ассамблеи Пенсильвании. В 1737-53 был заместителем почтмейстера Пенсильвании, в 1753-74 - генеральным почтмейстером северо-американских колоний. В 1743 стал основателем Американского философского общества, членами которого были Т. Джефферсон, Дж. Адамс и многие другие политические деятели и ученые. В 1751 Франклин основал Филадельфийскую академию (преобразованную позднее в Пенсильванский университет) и больницу для бедных. В 1754 как представитель Пенсильвании на конгрессе в Олбани предложил план объединения колоний, который был одобрен конгрессом, но отклонен как колониями, так и метрополией.

В основе политических воззрений Франклина лежала концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу и собственность. Он был демократом и противником рабства.

Франклин разработал теорию происхождения штормовых ветров, участвовал в изучении Гольфстрима. Он доказал электрическую природу молнии, изобрел громоотвод (1752), ввел понятие положительного и отрицательного зарядов электричества. Научные заслуги Франклина получили международное признание, он был избран почетным членом ряда иностранных академий и обществ, в т. ч. Петербургской АН (1789).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Томас Джефферсон.

 

Томас Джефферсон  — американский государственный деятель, просветитель; третий президент США (1801-1809); идеолог демократического направления Американской революции; автор проекта Декларации независимости США, один из отцов-основателей Соединенных Штатов Америки.

Томас Джефферсон родился 13 апреля 1743 года, Шедуэлл, в штате Вирджиния. Он был выходцем из американского Юга, его родственники по материнской линии были богатыми плантаторами; сам он владел рабами и плантацией, хотя и был идейным противником рабовладения. Томас получил хорошее, всестороннее образование. Окончив колледж Вильгельма и Марии (1762), он изучал право и в 1767 году был допущен к юридической практике.

В 1769-1775 годах молодой адвокат избирался членом палаты представителей Виргинии. В ответ на Нетерпимые законы Джефферсон написал в 1774 году памфлет «Общий обзор прав Британской Америки», в котором утверждал, что британский парламент не имеет права издавать законы для колоний. Этот памфлет выдвинул его в первые ряды американских патриотов. Джефферсон был одним из инициаторов создания в Виргинии Корреспондентского комитета. В 1775 году он был избран делегатом Второго Континентального конгресса, на котором возглавил комитет из пяти человек по составлению Декларации независимости, принятой 4 июля 1776 года, и стал ее основным автором. Ему, в частности, принадлежат слова из Декларации: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Провозглашенные в декларации права человека Джефферсон намеревался распространить и на негров-рабов, чему активно воспротивились рабовладельцы-плантаторы. Он активно участвовал в демократизации Виргинии, в 1776-1779 годах, будучи членом местной палаты представителей, занимался реформой земельных законов: по его предложению были отменены пережитки феодализма в землевладении — майорат, полуфеодальная рента, запреты на продажу земельных участков. Т. Джефферсон был автором «Статута о религиозной свободе», приложил немало усилий к его принятию, что оказало влияние на закрепление в конституционном порядке положения об отделении церкви от государства. В 1779-1781 годах он занимал пост губернатора Виргинии, но не сумел организовать достойное сопротивление наступавшим британским войскам, едва не попал в плен.

Острая критика его действий вынудила Джефферсона уйти в отставку. Разочарованный, Томас поклялся никогда не занимать государственных должностей. В 1781-1782 годах Джефферсон работал над «Заметками о штате Вирджиния» (1785); многочисленные издания и переводы этого труда закрепили за ним славу ученого-энциклопедиста. Вновь став членом Континентального конгресса (1783-1785), в 1784 году Джефферсон предложил провести национализацию земель на Западе и запретить рабство во всех вновь присоединяемых к США штатах. Это предложение было принято только в отношении Северо-Западных территорий, когда Джефферсон подготовил проект законов о принципах их устройства в составе США.

В 1785-1789 годах Джефферсон был посланником США во Франции, сменив на этом посту Бенджамина Франклина. Джордж Вашингтон, избранный президентом США, назначил Джефферсона государственным секретарем (1790-1793) в своем первом кабинете министров. Джефферсон приветствовал Великую французскую революцию, но считал целесообразным для США занимать нейтралитет по отношению к европейским конфликтам.

Томас Джефферсон был выдающимся представителем радикального крыла просветительства 18 века. Выражая интересы фермерства и мелкой буржуазии, указывал на необходимость демократического решения аграрного вопроса, отмены рабства, предоставления всему народу политических прав. Конституцию 1787 года он считал недостаточно демократичной, нуждающейся в дополнении «биллем о правах». В частной собственности — этом «естественном праве» человека — он видел основу гармонии интересов общества. Находясь под влиянием идей физиократов, Джефферсон высоко ставил роль сельского хозяйства, считая его главной сферой созидания общественного богатства. По этому вопросу Джефферсон вел длительную полемику с лидером федералистов Александром Гамильтоном, представлявшим интересы буржуазии северо-восточных штатов, которая была заинтересована в развитии промышленности.

С зарождением первых политических партий Томас Джефферсон стал лидером демократических (джефферсоновских) республиканцев, выступавших против ущемления прав штатов и представлявших интересы аграриев и мелких производителей. На посту государственного секретаря он остро конфликтовал с Александром Гамильтоном. Два выдающихся американских политика по-разному смотрели на внешнюю политику страны, по-своему интерпретировали Конституцию США. Их разногласия стимулировали формирование групп политических сторонников, а затем и партий. В конце концов, конфликт с Гамильтоном вынудил государственного секретаря уйти в отставку.

Джефферсон возглавил оппозиционную Демократическо-республиканскую партию, чьи популистские лозунги находили отклик в широких слоях населения. Мощная общественная поддержка позволила Томасу Джефферсону вернуться в коридоры власти — при президенте Джоне Адамсе (1797-1801) он занимал пост вице-президента США. Он был противником проводимой Адамсом консервативной политики, выступал против реакционных законов об иностранцах и антиправительственной агитации (1798). Текст Виргинско-Кентуккской резолюции, принятой легислатурами этих штатов в знак протеста против этих законов в 1798 и 1799 годах, был написан вице-президентом США вместе с Джеймсом Мэдисоном. В эти годы Джефферсон написал «Учебник парламентской практики».

На очередных президентских выборах в 1800 году Томас Джефферсон выставил свою кандидатуру против Адамса (который счел этот шаг предательством) и набрал одинаковое количество голосов в коллегии выборщиков вместе с другим кандидатом в президенты — Аароном Бэрром. Решение вопроса было передано в палату представителей США, которая при 36-й баллотировке отдала предпочтение Джефферсону. Он называл эту победу «революцией 1800 года».

Хозяином Белого дома, резиденции президента США в Вашингтоне, Джефферсон был с 4 марта 1801 по 4 марта 1809 год. Став президентом, он призвал к национальному единству, достижению согласия между политическими партиями ради блага страны. Новый президент проводил умеренную, прагматичную политику компромисса между всеми слоями общества. Были сокращены армия, флот, уменьшен государственный долг, отменены реакционные законы, принятые его предшественником Джоном Адамсом. Сокращение аппарата федерального правительства объективно привело к уменьшению его влияния на деятельность штатов.

Будучи президентом, Джефферсон пренебрегал строгим церемониалом и формальностями, которые в то время окружали жизнь и деятельность главы государства. Прагматично взглянув на проблемы экономики США, Т.Джефферсон отказался от идеи создания «республики мелких земельных собственников» и заявил, что «земледелие, мануфактуры, торговля и судоходство — четыре столпа нашего процветания». Он признал необходимость развития американской промышленности, выступал за строгое равновесие между сельским хозяйством, промышленностью, торговлей, банками, понимал важность исполнения сбалансированного бюджета страны. Отойдя от принципа невмешательства государства в экономику, президент вместо воплощения отстаиваемых им некогда идей свободы торговли придерживался политики протекционизма.

В области внешней политики президентство Томаса Джефферсона ознаменовалось приобретением у Франции за 15 миллионов долларов Луизианы (1803), увеличившей почти вдвое территорию США, и установлением дипломатических отношений с Россией (1808-1809). Американские переселенцы активно осваивали фронтир. В 1804-1806 годах трансконтинентальная экспедиция М. Льюиса и У. Кларка обследовала земли на западе Северной Америки и вышла на тихоокеанское побережье.

Джефферсон без особого труда выиграл президентские выборы в 1804 году. Однако второй срок президентства был омрачен внутренними и внешними неурядицами. Расколом страны и международными осложнениями грозил заговор Аарона Бэрра (1805-1807). Наполеоновские войны осложнили внешнеполитическое положение США. Американцы стремились развивать торговлю с Европой, но британский и французский флот захватывал американские торговые суда, обвиняя их в нарушении нейтралитета и пособничестве противнику. Стремясь положить конец этому, президент США в декабре 1807 года подписал Акт об эмбарго. Запретив экспорт товаров из США, Джеффферсон полагал, что эта мера поставит в затруднительное положение Великобританию и Францию, заставит их пойти на уступки. Эмбарго (действовавшее до весны 1809) практически не затронуло интересы европейских держав, но нанесло урон американской экономике, вызвало недовольство внутри страны и ослабило позиции правящей Демократическо-республиканской партии. Ослабление поддержки общества привело к фактическому свертыванию Джефферсоном программы социально-экономических преобразований.

Уйдя в отставку, Томас Джефферсон свои последние 17 лет жизни провел в поместье Монтичелло, которое было выстроено по его собственному проекту. Здесь «мудрец из Монтичелло», как назвал его Джон Адамс, с удовольствием занимался наукой, изучал философские трактаты, создавал архитектурные проекты, увлекался игрой на скрипке, воздухоплаванием, ботаникой, геологией, принимал многочисленных гостей, вел обширную (свыше тысячи писем в месяц) переписку с американскими и европейскими политиками, учеными и общественными деятелями. В 1812 году состоялось его примирение с Джоном Адамсом и они вступили в пространную переписку, обмениваясь мнениями по политическим и философским вопросам.

Человек разносторонних интересов и знаний, Томас Джефферсон в 1797-1815 годах был президентом Американского философского общества. Его книжное собрание, насчитывавшее 6,5 тысяч томов и слывшее одним из лучших в Америке, положило начало Библиотеке Конгресса США. Достижением последних лет жизни стало создание Виржинского университета. Джефферсоном был подготовлен архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав. Наряду с Бенджамином Франклином Джефферсон признается выдающимся представителем эпохи Просвещения в США.

Томас Джефферсон скончался 4 июля 1826 года, в Монтичелло, в Вирджини, в годовщину 50-летия принятия Декларации независимости. В этот же день с разницей в несколько часов умер и Джон Адамс. На сером граните обелиска могилы Джефферсона на кладбище в Монтичелло выбита составленная им самим эпитафия, не упоминавшая ни об одной из государственных должностей Джефферсона, но указавшая на три достижения, которые он более всего ценил — Декларацию независимости, Статут о религиозной свободе, Виргинский университет. В его честь названы города, река и гора, колледжи и университеты, площади и улицы городов.

Память о Томасе Джефферсоне увековечена в мемориале, открытом в Вашингтоне к 200-летию со дня его рождения. Внутри этого увенчанного куполом сооружения с колоннами, выстроенного в излюбленном им классическом стиле, высится почти шестиметровая статуя Джефферсона, а стены украшены его изречениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

XVIII в. - время расцвета американского Просвещения. Его наиболее выдающиеся деятели - Б. Франклин, Т. Джефферсон - сыграли большую роль в развитии американского образования и педагогики.

Бенджамин Франклин (1706-1790). Выдающийся американский философ, ученый, сделавший ряд открытий, общественный деятель. Франклин внес огромный вклад в разработку идеологии, теории и практики образования и просвещения американского народа. Он разрабатывал теорию образования, а также методики преподавания отдельных предметов. Он же организовал несколько школ, наиболее известной из них была академия в Филадельфии. Из его педагогических работ большой интерес представляет проект «Очерк английской школы». Он также много сделал для распространения научных знаний, введения трудового обучения.

Томас Джефферсон (1743-1826). Выдающийся мыслитель, автор «Декларации независимости». Многое сделал для распространения идей Просвещения. Для педагогики наибольшее значение имеют его работы «Билль о всеобщем распространении знаний» и «Заметки о Виргинии». В этой работе он обосновал свою концепцию образования. Он предлагал систему всеобщего обязательного народного образования, состоящую из двух школ - элементарной и грамматической. Чтобы, окончив народную школу, ученик мог поступать в среднюю школу, расходы за бедных учеников, по мысли Джефферсона, должно было взять на себя государство. После окончания школы ученик мог поступать в университет. В 1825 году Джефферсон открыл университет в Виргинии.

В итоге можно утверждать, что история педагогики является одновременно не только педагогической, но и исторической, антропологической, социальной, культурологической наукой. Ядром объекта является взаимосвязь общей педагогики и истории педагогики, порождающая значимость и уникальность предмета историко-педагогической науки. И в этом гносеологическом смысле история педагогики выполняет функцию самосознания педагогики. Предмет историко-педагогической науки состоит, прежде всего, в научном осмыслении генезиса педагогики в контексте не только разнообразных педагогических знаний, но и исследований по философии, гражданской истории, культурологии, социологии, антропологии, психологии и другим смежным наукам. В свою очередь история педагогики – наука, достижения и результаты которой используются как в других отраслях педагогического знания, так и в целом общественными науками.

В целом, американские просветители разработали идеологию и философию, основы содержания и организации американского образования.

Большой вклад в развитие духовной культуры и философии, науки и педагогики, воспитания и образования внесло немецкое Просвещение, расцвет которого приходится на конец XVIII - начало XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008. - 32 -104 с.
  2. История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 57-69 с.
  3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009. – 89-92 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. – 22-89 с.
  5. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. – 45-78 с.
  6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. – 231-304 с.

Информация о работе Педагогические идеи американского просвещения