Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:16, курсовая работа
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых.
Введение
3
Глава 1. Педагогические инновационные процессы
4
1.1. Общая характеристика инновационных процессов
4
1.2. Обоснование педагогических инноваций
16
1.3. Качественное различие инновационного и традиционного обучения
23
1.4. Инновационность как один из принципов педагогики
29
Глава 2. Проблемы технологий в учебном процессе
48
2.1. Дидактические основы технологизации обучения
48
2.2. Психолого-педагогические основы технологического обучения
64
Глава 3. Общая характеристика научной технологии
77
3.1. Технология как общенаучная категория. Принципы технологии
77
3.2. Основные направления информатизации современных технологий обучения
86
Глава 4. От педагогической технологии к технологии предметного обучения
91
4.1. Теоретико-методологические основы технологизации процесса
обучения
91
4.2. Образовательные и обучающие технологии
95
4.3. Технологизация предметного обучения
103
Глава 5. Разработка электронного учебно-методического комплекса
114
5.1. Предпосылки и условия возникновения электронных учебно-методических комплексов
114
5.1.1. Технология модульного обучения – основа построения электронного учебно-методического комплекса
119
5.2. Разработка содержания учебных модулей
123
5.2.1. Конструирование содержания информационного модуля
123
5.2.2. Конструирование содержания операционного модуля
126
5.3. Принципы и технология разработки мультимедийной
автоматизированной обучающей системы
130
5.3.1. Принципы разработки мультимедийной автоматизированной обучающей системы
130
5.3.2. Технология разработки мультимедийной автоматизированной обучающей системы
139
Заключение
153
Список рекомендуемой литературы
Акмеологическая компонента
– сложное субъективно-
Для смены традиционного образования на инновационное в России есть все предпосылки:
И между тем реформа среднего и высшего образования буксует вот уже 15 лет, а попытки внедрить прогрессивные технологии обучения в вузах встречают громадное сопротивление. Дело здесь, как нам кажется, не в экономических причинах. Реформировать образование можно лишь с учетом акмеологических потенций, инновационных и креативных способностей нации, ее отношения ко всему новому и прогрессивному во всех сферах – быта, труда, отношений.
Не об этих ли чертах писал с горечью А.С. Пушкин: русские ленивы и нелюбопытны? Карамзин и Достоевский писали, говоря современным языком, что у нас нет мотивации и стимула гоняться за знаниями, а потому наш удел – невежество и нищета. В начале века известный русский критик Андреевич в «Опыте философии русской литературы» писал: «Мы пока – народ-неудачник, народ-недоросль. С нашествия блаженной памяти печенегов и византийских монахов вплоть до осады и разгрома России идеями благонадежности и благонамеренности нам не везло. На нас всегда сыпались всякие бедствия, которые мы старательно увеличивали во сто крат своей полной пассивностью.
Мы народ-неудачник. Мы, быть может, единственный в мире народ, который лучших своих людей, таких, например, как Герцен, причисляем к разряду «лишних»… Мы, дальше, быть может, единственный в мире народ, где каждое десятилетие или проклинает предыдущее или с особой любовью и вниманием доказывает, какие же это были дураки…
Мы народ-неудачник, мы всевозможным горьким опытом. Мы превосходно знаем тысячи и тысячи таких вещей, которых не надо. Все наше прошлое покрывается сплошным: «не надо бы» [10]. Не правда ли, как будто написано сегодня? Это написано в 1905 году.
Мы заимствовали компьютер, но нельзя перенять национального своеобразия передачи знаний, почтительного отношения к ним, к хранению знаний и той деятельности, которая разворачивается на базе полученных знаний. Вот почему мы забиваем микроскопом гвозди, а компьютер превратили в партнера для игры в преферанс.
Глубоким заблуждением будет считать, как отмечает В.Е. Шукшунов, что наука и техника – интернациональны. На самом деле не наука и не техника, а именно национальные особенности и культура формируют квалифицированную рабочую силу, ее акмеологические потенции и задают эталонный уровень образования в стране.
Президент японской фирмы
«Сони» Акио Морита объясняет успех
фирмы особенностями
Мы уже писали о том, что педагогический профессионализм заключается не в степени информированности преподавателя о способах, формах и методах работы с обучаемыми, а в готовности преподавателя как личности к использованию нововведений в учебном процессе, которая зависит от его акмелогического потенциала, или, говоря словами А. Мориты, творческой активности [7]. Вероятно, вопрос о смене типа образования надо решать на фоне развития инновационных способностей, но не одного человека, а целой нации, на фоне смены ее социального портрета. Нужна кардинальная реформа «всего педагогического дела» и нужна общегосударственная программа проведения этой реформы. Элементами этой программы, должны стать:
Отметим, что не только реформа образования в целом, но и внедрение любых педагогических новаций зависят и от Министерства образования, и от органов народного образования на местах, и от руководителей всех типов учебных заведений, и от учителей и преподавателей школ, ПТУ, лицеев, колледжей, вузов. Мы глубоко убеждены, что все зависит от воли к творческой активности на всех уровнях общества. Не видеть этого и ничего не менять на своем уровне – значит, способствовать тому упадку и той деградации, которые царят сейчас в нашем образовании.
Модель инновационной деятельности преподавателя. Структура инновационной деятельности может быть описана в разных аспектах: аксиологическом, рефлексивно-деятельностном, социально-психологическом и др.
Аксиологический подход к инновационной деятельности раскрывает ее с позиций ценностных установок педагога. В процессе овладения новшеством преподаватель присваивает общечеловеческие культурно-педагогические ценности в той мере, в какой ему это позволяет уровень развития самосознания и глубина внутреннего мира. Профессиональное сознание внутренне мотивировано, именно оно позволяет педагогу самоопределиться относительно внедрения новшества в учебный процесс. Как показывают работы В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской и др., доминирующей аксиологической функцией в системе педценностей служат цели профессионально-педагогической деятельности. Именно цели инновационной деятельности (желание использовать альтернативные подходы в обучении и воспитании подопечных; стремление к самоопределению; изменение себя; преодоление препятствий для самореализации; тяга к профессиональной свободе) выступают детерминантом новаторской деятельности учителя.
Модель инновационной деятельности должна разрабатываться на основе модели социального взаимодействия, которая создана в зарубежной педагогической инноватике (Ю. Вооглайд, Б. Мор, И. Перлаки, Э. Роджерс). Построение модели также должно учитывать рефлексивно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и А.Л. Леонтьева. Соединение этих двух источников позволило Л.С. Подымовой предложить такую модель инновационной деятельности учителя, в которой нашлось место всем элементам инновационного процесса как социального явления (см. табл. 1).
Таблица 1.
Структура инновационной деятельности учителя
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ |
Мотива-ционный |
Креативный |
Техноло- гический |
Рефлексивный | ||||||||||||||||
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ |
Личностно-моти-вационная перер |
Принятие решения об использовании нового |
Формирование целей и общих концептуальных подходов |
Коррекция и оценка инновационной деятельности | ||||||||||||||||
Планирование этапов экспериментальной работы |
Прогнозирование трудностей |
Внедрение новшеств в пед. процесс | ||||||||||||||||||
КРИТЕРИИ |
Творческая восприимчивость к пединновациям |
Творческая активность |
Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств |
Педагогическое инновационное мышление |
Культура общения | |||||||||||||||
УРОВНИ |
Репродуктивный |
Эвристический |
Креативный |
1.2. Обоснование педагогических инноваций
Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно представить следующей таблицей (см. табл. 2) [13].
Таблица 2.
Связь педагогических технологий с социальным заказом
Элементы инновационных педагогических технологий |
Факторы современного социального заказа системе высшего образования |
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: «студент – субъект образования: индивид – личность – человек». |
Целостное восприятие окружающего
мира как «био-социо-дух» и ощущение
единства с ним, формирование в современном
специалисте гуманистической |
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. |
Овладение технологией
принятия решений, свободой выбора, умением
адаптироваться в условиях перемен.
Овладение технологией |
3. Использование при
составлении программ |
Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией «человек свободный» в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления. |
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. |
Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях. |
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. |
Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. |
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. |
Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций. |
Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1).
наука
искусство
образованность нравственность
религия
Культура гражданственность право
государственность
цивилизация
техника
Рис. 1. Слагаемые культуры
На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения [5].
Ключевые различия между ними можно охарактеризовать с помощью 2-х показателей: а) доминирующие в данной педагогической системе ценности (групповые или индивидуальные); б) форма контроля деятельности обучаемых.
Модель выглядит следующим образом:
Конъюнктурное учебное заведение II |
Экспериментальное учебное заведение III |
Индивид |
Группа |
Элитарное учебное заведение I |
Традиционное учебное заведение IV |
Иерархия |
Рис. 2. Различия между учебными заведениями
1. Формы контроля: внутри системы очень иерархизированы.
2. Система образования: основана на принципах личной ответственности с унаследованными классовыми ценностями, ориентирована на индивидуальное обучение и воспитание.