Педагогические ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 16:14, доклад

Краткое описание

В работе представлен доклад о проведении урока в школе

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogicheskie_situatsii.docx

— 36.31 Кб (Скачать файл)

-Практикант: как ребята  работаю в команде…слажено или  соряться?

-Елена Владимировна: в  команде могут работать, если  дать им совместное задание.

Практикант: спасибо большое за информацию.

Подытожим. Класс оказался проблематичным из-за присутствия в нем азербайджанцев, родители которых не знают русского языка и некоторые дети тоже. В силу это, возникает коммуникативный лингвистический барьер. Их нужно чем-то занимать на уроках. Если проводить викторину, то можно проверить их умение работать в команде. Уроки нужно проводить так, чтобы уделить внимание всем. Подбирать разнообразный наглядный материал: ролики, фильмы, картинки, схемы-анимации. Воспринимать их такими, какие они есть, ни в коем случае не надавливать на их слабости. Создавать доброжелательную атмосферу. Быть готовым к неожиданным ситуациям. Классный час проводить в виде какой-нибудь деятельности.

 

Собственный опыт в проведении уроков

 

Вот и подходит мое время давать уроки. Первым уроком был биология. Анализируя ситуации и методы, которые я наблюдал на остальных уроках, начал подбирать материал, который будет интересный и не сложный для восприятия, потому что тема урока «Многообразие земноводных». Поскольку в учебнике этот материал представлен скудно, где-то на полстраницы, то встала проблема в подборе материала.

Для этого я использовал вузовский учебник, в котором этого материала как раз таки много. Учитывая возрастные особенности, а именно подростковый возраст, гормональный всплеск, желание общаться со сверстниками, заинтересовать это еще одна проблема. Чтобы урок не пошел на самотек, я разрабатывал его таким образом, чтобы не просто в сухую давать материал, и они от этого уставали и теряли интерес, а менять их вид деятельности: слушать практиканта, записывать самое главное, дискуссии по вопросам и, конечно, использовать наглядный материал. Помимо этого, попытаюсь использовать конструктивное влияние и демократический стиль общения: для меня нет разных детей, я ко всем отношусь одинаково, никого не унижая, а, наоборот, пытаться взаимодействовать со всеми.

Итак, 18 февраля, урок биологии на тему: «Многообразие земноводных». Урок начался с того, что некоторые ученики снова опоздали. Как уже говорил ранее, они систематически опаздывают, поэтому не стал останавливаться на выяснении причин опоздания, а сказал: «Быстренько проходите и готовьтесь к уроку». Через пару минут все был готовы к уроку.

Вначале я представился: кто я и зачем пришел к ним в школу. Некоторые уже меня знали, потому что со многими уже успел пообщаться, ну а для тех, кого не было представился еще раз. Как и положено начал с домашнего задания:

-Практикант: скажите мне, пожалуйста, какую тему вы прошли  на прошлом уроке?

-Ученики: годовой цикл  и развитие земноводных на  примере лягушки.

-Практикант: замечательно, верно. Давайте вспомним, что мы  изучили.

Используя вежливость и собранность, настроил класс на рабочий лад, ввел в курс дела. Пока все идет хорошо. Я задал первый вопрос: «Скажите, чем представлена половая система у самцов и самок?» Ребята оказались очень активными, некоторые тянули руки, некоторые выкрикивали. Я же решил спросить тех и обратить внимание, кто пассивно сидит.

-Практикант: Никита, скажи, пожалуйста, чем представлена половая  система у самцов и самок…сейчас, Миша, ты будешь помогать Никите». Никита ничего не говорит. Никита мальчик, который в 7б и в эту школу пришел сравнительно недавно, вероятно, ему еще не привык к новому месту.

-Практикант: ладно, Миша, давай  спасай своего товарища.

С половой системой разобрались. Тем осталось охарактеризовать годовой цикл развития лягушки от головастика до взрослой особи.

-Практикант: Давайте теперь  охарактеризуем цикл развития  головастика. Кто сможет рассказать и показать стадии на рисунке (рисунок выведен на экран)?

-Вова: давайте я.

Вспоминая, как Вова отвечал на уроке географии, то смог предположить, что на биологии будет то же самое…и не ошибся. Ему сложно было сгруппироваться, логически связать мысли, и предложения были обрывистыми. Чтобы ответ получился грамотным и правильным, я сделал следующее.

-Практикант: Вова, подожди. Давай сейчас с тобой разберем  все по порядку, чтобы ты сам это понял. Давай начнем сначала. Еще раз, что образуется в результате слияния половых клеток?

-Вова: икра.

-Практикант: верно. Что с ней происходит дальше?

-Вова: из нее появляется  головастик – личинка лягушки.

-Практикант: замечательно. Из икры появился головастик. А посмотри на рисунок и  скажи, какого из ранне изученных  представителей он тебе напоминает?

-Вова: рыбу.

-Практикант: отлично. Тогда  каким строение будет обладать  головастик, назови мне признаки, по которым головастик напоминает рыбу.

-Вова: ну хвост…жабры  наружные, один круг кровообращения…боковая линия.

-Практикант: верно, Вова, молодец. Мы определили его признаки. А  что с ним происходит дальше, ведь он не всю жизнь будет  головастиком?

-Вова: у него появляются  сначала передние потом задние  ноги, появляется второй круг кровообращения.

Хочется отметить, что после того, как вместе с ним пытались выделить стадии развития головастика, ему не требовалась моя помощь. Изначально у него присутствовала некая хоризма, пытался шутить и демонстрировал свое чувство юмора. После этого совсем другой человек: серьезный, умный, логически связывает свою речь. Мне кажется, что он это делает специально, либо его просто нужно направить и тогда он сам может развивать свою мысль. Я считаю, что у меня это получилось.

-Практикант: спасибо, Вова. Ребята, скажите мне, с чем связано  появление второго круга кровообращения?

-Ученики: появляется легочное  дыхание.

Практикант: верно, появляется легочное дыхание.

Если я и взялся применять демократический стиль общения, то старался всех вовлечь в работу. Чтобы не складывалась такая ситуация, что беседую только с Вовой.

После того, как вместе с Вовой проговорили цикл развития от и до, я сказал следующее: «Вова, молодец. А теперь давай сам попробуй еще раз расскажи цикл, чтобы сам ты сам понял». После этого он рассказал его безошибочно и грамотно. В конце домашнего задания я показала ученикам ролик, который демонстрировал развитие головастика в природе, т.е. как выглядит это в природе, чтобы у детей развивалось наглядно-образное мышление.

Прошла проверка домашнего задания. Следующий этап изучение нового материала. Я попросил открыть учебники на странице 186. Вова после ответа сел и начал под партой играть в телефон. В течение урока я ходил по рядам и проверял процесс деятельности у ребят. Заметив телефон у Вовы, я сказал ему с чувством юмора: «Вова, я не вижу, что ты открываешь страницу 186. Вижу, как ты страницу открываешь в контакте». После этих слов Вова убрал телефон, и на его лице читалось удивление, после чего он задает вопрос: «А как вы догадались, что я в контакте».

После небольшой шутки-минутки начал рассказывать новую тему. Но чтобы дети не сидели и просто меня слушали, я пытался задавать им вопросы на засыпку или ответ которых лежит на поверхности, например: какой главный систематический признак, указывающий на то, что этот представитель относится к отряду хвостатые; признак слаборазвитые ноги и змеевидно тело говорят, о какой среде обитания хвостатых земноводных; наличие слабого зрения, обильной слизи и кольцевых перетяжек говорят, о какой среде обитания безногих земноводных; кольчатая червяга каких организмов из раннее изученных вам напоминает и почему. Я не забывал и про азербайджанцев. Я не задавал им вопросы, но всегда узнавал все ли им понятно, успели записать, нужно что-то повторить.

Подводя итог, хочется отметить, что демократический стиль общения и конструктивное влияние (аргументация, метод развертывания аргументации, метод положительных ответов Сократа), положительное спорное влияние (внушение, заражение) дали продуктивный результат. Помогает создать взаимодействие между учителем и учеником, конструктивное взаимодействие со всем классом.

19 февраля – первый  урок географии, который я буду  вести, придерживаясь методами, которые использовал на биологии. Подготовив много наглядного материала и интересных фактов, меня переполняли эмоции и энтузиазм. Все началось, как обычно дети заходят в класс, звенит звонок, все приготовились к уроку.

Вначале проверка домашнего задания. При опросе старался включить всех в дискуссию. Вызвал отвечать мальчика Данила и задал ему вопрос: «Какие крупные реки, глядя на карту Северной Америки, ты можешь назвать?» В ответ: «Не знаю». Ничего страшного, мы тебе поможем, а помогать будет Миша. Но в итоге получилось, что не Миша отвечал, а весь класс хором. Меня это порадовало. На урок пришел новый человек, ну как новый…учится-то он с первого класса, а за две недели впервые. Его звали Аруз. Способный мальчик, относится к азербайджанцам, но это единственный среди них, кто хочет чему-то научиться.

По-прежнему использую демократический стиль общения, мы активно поработали с реками материка. Далее задал вопрос: «Кто-нибудь знает или слышал, какое удивительное природное сооружение расположено на реке Колорадо?» В ответ тишина. Я это предполагал, поэтому заранее подготовил материал о Гранд-Каньоне: космоснимки, иллюстрации и фотографии, а на десерт видеоролик, которые помогут воспринять материал так, как будто сами побывали в этом месте.

После того, как разобрали домашнее задание, новая тема «Озера Северной Америки». Здесь я попытался поработать с атласами и контурной картой, чтобы дети смогли занять себя и от разговоров перейти к делу. Все было замечательно до тех пор, пока не понадобились контурные карты. Их у ребят оказалось единицы, а у некоторых и атласов еще нет. В этом и была моя ошибка. Нужно было подстраховаться на этот счет и заготовить контурные карты. Из-за этого те, у кого ничего не было, начали отвлекать других, и мне приходилось сконцентрировать ребят на деятельности. В чем это заключалось: если те, кто ничего не делали, такие активные и им хочется пообщаться, помогите тогда, тем у кого не получается работа с контурной картой. Т.е. работа получалась одна на пару.

По итогам этого урока пришел к выводу, что нужно с собой брать дополнительные материалы: карточки с заданиями, дополнительные контурные карты.

26 февраля – урок географии. При подготовке к этому уроку  учитывал тот факт, что у большинства  учащихся отсутствуют атласы  и контурные карты, в результате чего урок фактически может быть сорван. По-прежнему нацелен на то, чтобы применять конструктивное влияние и демократический  стиль общения. Подготовил интересный материал, а тема урока «Природные зоны Северной Америки». Однако, меня ждало небольшое разочарование.

В начале урока по плану провел проверочную работу по предыдущей теме. После этого начал проверку домашнего задания, которое выполнил, пусть и не полностью, один ученик, а точнее ученица Юля Г. В этом и было мое небольшое разочарование, хотя такую ситуацию предусматривал и был к ней готов, в каком плане: если никто не сделает задание, то вместе с классом будем заполнять таблицу, которую задавал на дом.

Для того, чтобы ввести их в колею и начать выполнять задание, мне пришлось применить деструктивное влияние технику нападения: «Если вы не понимаете по-хорошему, то могу и сделать по-плохому». Сконцентрировав их внимание и раздав карты и атласы, которые подготовил для тех, кто их не носит, мы начали заполнять таблицу. Я старался взаимодействовать со всем классом, чтобы каждый смог высказать свои идеи и мысли, говоря им: «Ребята, не бойтесь говорить свои мысли, давайте вместе разберемся, я два вам не поставлю за это». Меня порадовал мальчик Вова А. Несмотря на его активные действия на уроке, его легко можно заинтересовать, использую факты. Материалы, основанные на фактах, ему очень нравятся. Помимо этого он ответственно подходит к заданиям в классе. На уроке при выполнении проверочной работы, был одним из тех, кто активно работал с картой, а также помогал остальным, например, Анару Р. и Коле Н. Проверив его работу, он меня глубоко порадовал, написал работу на четыре.

У многих возникла проблема в понимании карты природных зон, поскольку на ней показы еще и климатические пояса. Поэтому приходилось отвлекаться, сначала, на этот момент. Подробно на примере Арктической  зоны мы разобрались в том, как описывается отдельная природная зона. Подходя к каждому и спрашивая, что им не понятно, смотрел, как они справляются с этим материалом. В конце урока дал им домашнее задание доделать таблицу: «Мы с вами подробно разобрали, чтобы вы поняли, три природные зоны. Вам осталось еще четыре». Однако пришлось напомнить: «Если бы вы сделали, пусть и не до конца, таблицу, то мы бы разобрали эту тему. В понедельник соберу тетради на проверку, и начнем новую тему».

Подводя итоги по уроку, хочу заметить, что, несмотря на невыполнение домашнего задания, ребята активно работают на уроке. Дополнительный материал в виде фактов, фотографий, роликов активизируют их познавательный интерес.

28 февраля – урок биологии. Во второй половине урока ребята пишут контрольную работу по разделу «Земноводные». В первой половине урока я попытался актуализировать их знания, чтобы контрольную работу написали на высокую оценку. Когда задавал вопросы, например: «В чем заключаются особенности кровеносной системы у земноводных?» Я поднимаю Кирилла М., на что он мне отвечает: «Не знаю». В этой ситуации стараюсь навести Кирилла на мысль, т.е. задаю наводящие вопросы:

Информация о работе Педагогические ситуации