Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 01:30, реферат

Краткое описание

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.

Содержание

Введение 2
Сущность педагогической технологии 2
Виды педагогических технологий 7
Технология педагогического общения 9
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

рррррррр2.docx

— 26.73 Кб (Скачать файл)

 

Воспитание будет эффективным  в том случае, если у ребенка  вызвано положительное отношение  к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение  всегда формируется через сложившийся  механизм общения. Вот почему перед  каждым учителем стоит задача овладения  технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок (Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.).

 

Педагогическое общение имеет  динамику, соответствующую логике педагогического  процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его  стадии:

 

1. моделирование предстоящего общения  в процессе подготовки к уроку  или мероприятию (прогностический  этап);

 

2. организация непосредственного  общения (начальный период общения) - «коммуникативная атака»;

 

3. управление общением в педагогическом  процессе;

 

4. анализ осуществленной технологии  общения и моделирование новой  для решения другой педагогической  задачи.

 

Названные стадии характеризуют поэтапное  развертывание педагогического  общения.

 

Первая стадия педагогического  общения - его моделирование - связана  с осуществлением своеобразного  планирования коммуникативной структуры  взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

 

Вторая стадия педагогического  общения предполагает организацию  непосредственного общения, во время  которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое  преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая  может включать такие моменты, как  осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное  восстановление опыта его общения  с данным классом; уточнение стиля  общения в новых коммуникативных  условиях. Здесь происходит и конкретизация  объекта общения. Обычно в качестве объекта общения выступает класс  в целом. Однако в зависимости  от конкретных педагогических задач  коммуникативное внимание педагога может сосредоточиваться на группе детей или на отдельном воспитаннике.

 

Третья стадия педагогического  общения - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении  применяемых методов воздействия. Управление общением складывается из конкретизации модели общения, уточнения  условий и структуры общения, осуществления непосредственного  общения.

 

Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая  позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать  эмоциональную атмосферу и др.

 

Четвертая стадия - анализ хода и результатов  осуществленной технологии педагогического  общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении  и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному  этапу решения коммуникативной  задачи. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может  стать неадекватным. Главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное (Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.).

 

Представленная логика и этапность  процесса педагогического общения  в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы  могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

Заключение

 

Таким образом, в соответствии с  целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического  процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного  единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном  из них автоматически вызывают изменения  других. Педагогическая технология в  отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации  деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования  и объективного контроля качества педагогического  процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

 

Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому  она изначально должна лишаться личностного  оттенка ее разработчика. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность  шагов деятельности, приводящих к  нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос  опыта, шаги деятельности педагога и  обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.

 

 

Список литературы

 

1. Беспалъко В. П. Слагаемые  педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

 

2. Кан-Калик В. А., Никандров И.  Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

 

3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н.  Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

 

4. Сластенин В.А. Педагогика / В.  А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

 

5. Степанов Р.И. Технологический  подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3.

 

6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М.: ВЛАДОС, 2004.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогические технологии