Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 01:30, реферат
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.
Введение 2
Сущность педагогической технологии 2
Виды педагогических технологий 7
Технология педагогического общения 9
Заключение 12
Список литературы 13
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Заочное отделение
Педагогические технологии
Реферат
Выполнила: студентка
Проверила: преподаватель
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение
Сущность педагогической
Виды педагогических
Технология педагогического
общения
Заключение
Список литературы
Введение
Массовое внедрение
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология - это
строго научное проектирование и
точное воспроизведение гарантирующих
успех педагогических действий. Поскольку
педагогический процесс строится на
определенной системе принципов, то
педагогическая технология может рассматриваться
как совокупность внешних и внутренних
действий, направленных на последовательное
осуществление этих принципов в
их объективной взаимосвязи, где
всецело проявляется личность педагога.
В этом состоит и отличие
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается
- технологическая цепочка
- технология предусматривает
- элементы педагогической
- органической частью
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
Необходимо применять
Технологическая карта
Этапы |
Конкретизация |
Концептуальная основа |
научиться смотреть на учебный процесс и его участников как на объект собственного исследования, научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: «Зачем?», «Что именно?», «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Какие есть рекомендации?» |
Содержательная часть |
цель гуманистической модели образования, принципы, способы реализации можно представить в виде сравнительной таблицы (таблица 2) |
Процессуальная часть |
Необходимо
внимательно прочитать |
Таблица 2
Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования
Традиционное образование |
Гуманистическое образование |
Человек - средство |
Человек - цель |
Приобщение человека к науке и производству |
Приобщение
человека к полноценной самостоятельной
жизни в демократическом |
Формирование знаний, умений и навыков |
Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности |
Усвоение образца деятельности |
Опыт творческой деятельности |
Механизмы трансляции и репродукции |
Механизмы творчества |
Заранее запрограммированы все действия человека |
Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт |
Ориентация
на среднестатистического |
Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт |
Оценка результата деятельности |
Учет индивидуальных особенностей |
Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований |
Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества |
Давление на личность через коллектив |
Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей |
Фетишизация одной теории обучения |
Свобода личности |
Соответствие конечного результата цели |
Психология творчества |
В основе категория деятельности |
Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) |
Негативное отношение к части учащихся |
В основе категория взаимодействия |
Стремление
к коррекции поведения и |
Позитивное отношение ко всем учащимся |
Универсальность требований |
Коррекция
поведения и отдельных черт личности
с сохранением целостности |
Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными |
Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный) |
Общение происходит в рамках стабильных ролей |
Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности |
Виды педагогических технологий
Соответственно этапам решения
педагогической задачи вне зависимости
от их содержания и временных рамок
можно различать
Одним из решающих условий успешного
протекания педагогического процесса
является его конструирование, включающее
в себя анализ, диагностику, определение
прогноза и разработку проекта деятельности.
На этом этапе решения педагогической
задачи можно выделить тесно связанные
между собой виды деятельности учителя,
которые относительно независимо направлены
на конструирование содержания, средств
и программ действий своих и учащихся.
Соответственно технологию конструирования
педагогического процесса можно
представить как единство технологии
конструирования содержания (конструктивно-содержательная
деятельность), конструирования материальных
или материализованных средств (конструктивно-материальная)
и конструирования деятельности
(конструктивно-
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.
Содержание деятельности педагога
на этапе осуществления
Учет технологических
В организации учебно-
В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмысливании предмета в целом (Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М.: ВЛАДОС, 2004.).
Универсальным исходным методом и
основой технологии организации
развивающих видов деятельности
является педагогическое требование.
Педагогическое требование не утрачивает
своего назначения в связи с изменением
самой философии образования, поскольку
всецело согласуется с
Технология организации
Технология педагогического общения
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.