Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение условий формирования толерантности у младших школьников
Объект исследования: воспитание толерантности у младших школьников.
Предмет исследования: толерантность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме изучения
2. Рассмотреть подходы к понятию толерантность в научной литературе.
3. Определить понятие толерантности, механизмы ее формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников………………………………………………………………………..5
1.1 Анализ понятия толерантность в научной литературе 5
1.2 Значение формирования толерантности у младших школьников 6
2. Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников………………………………………………………………….. 9
2.1 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на 9
формирование толерантности 9
2.2 Педагогические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников 10
2.3 Значение формирования толерантности у младших школьников 15
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Договор 352, работа 1320, курсовая работа.docx

— 45.20 Кб (Скачать файл)

Учитель выступает как полномочный  представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и  контроля (О.А.Карабанова, В.С.Мухина, Н.И. Непомнящая и др.) [35, С. 19].

Отношения со сверстниками также преобразуются  в две системы: игровые – дружеские  и отношения как с партнерами по учебному сотрудничеству. Все это  позволяет констатировать факт расширения возможностей формирования толерантности, поскольку появляются новые субъекты идентификации.

Ведущая учебная деятельность предполагает развитие способностей к самовоспитанию, саморазвитию, самоизменению. Основной результат учебной деятельности – изменение самого субъекта этой деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов  и др.) [35, С. 21].

В рамках деятельностного подхода  выделяют новообразования младшего школьного возраста: анализ, рефлексия, внутренний план действий, способность  к генерализации отношений в  образной форме в восприятии (О.А.Карабанова, В.В.Давыдов и др.).

Расширяется роль понимания в самопознании (Е.А.Сорокоумова). Для нашего исследования важным является развитие рефлексии  как осознания человеком своего действия и его планирование. Учебная  деятельность требует от ребенка  ответственности и способности  ее формирования как черты личности.

Несомненным достоинством данного  возрастного периода является то, что ребенок открыт влиянию взрослого (Л.А.Венгер, Е.Е.Кравцова и др.) Следовательно, формирование толерантности у младших  школьников в образовательной среде  может быть не только целесообразно, но и продуктивно.

Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку  на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных микросоциумов  с разным жизненным опытом и с  несформированностью коммуникативной  деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой  общей основе, формированию корпоративной  культуры, основанной на ценностях  толерантности, как комплекса разделяемых  всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и  артефактов, которые создает класс  по мере преодоления препятствий  внутреннего и внешнего характера  на пути к успеху

Можно выделить некоторые разногласия, делающие своевременным изучение проблемы формирования толерантности в начальной  школе:

Это противоречия между:

- возрастными психологическими  возможностями младшего школьного  возраста и недостаточным их  использованием в образовательной  среде;

- практической необходимостью  целенаправленного формирования  толерантности у младших школьников  и отсутствием специально разработанной  технологии.

Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим  характеристикам возрастных особенностей младших школьников свидетельствует, что данный возраст характеризуется  сензитивностью к воздействиям взрослого, в этот период происходит расширение сферы социального взаимодействия и, как следствие, увеличиваются  возможности для формирования толерантности  в начальной школе (И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, И.Ю.Забродина, А.Г.Ковалев, А.В.Мудрик, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых  и др.).

2.2 Педагогические рекомендации  по воспитанию толерантности  у младших школьников

 

Воспитание толерантности в  школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Воспитание толерантности не может  и не должно быть эпизодическим, оно  даст хорошие всходы лишь в том  случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.

Толерантность, как уже было сказано, включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.

Можно выделить следующие направления  воспитания толерантности у детей  младшего школьного возраста:

1) знакомство детей младшего  школьного возраста с принципом  уважения человеческого достоинства  всех без исключения людей;

2) понимание детьми младшего  школьного возраста того, что  каждый человек – уникальная  личность (необходимость воспитания  у детей уважение к различиям  между людьми);

3) понимание детьми младшего  школьного возраста принципа  взаимодополняемости как основной  черты различий (каждый должен  понять, что их различия могут  выступать как дополняющие друг  друга элементы, как подарок каждого  из них группе в целом);

4) понимание учащимися младшего  школьного возраста принципа  взаимозависимости как основы  совместных действий (детей важно  приучить к совместному решению  проблем и разделению труда  при выполнении заданий, чтобы  наглядно показать, как выигрывает  каждый при решении проблем  через сотрудничество);

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и  его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового  общества.

Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности  у детей младшего школьного возраста в школе [12, С. 12-16].

К ним относятся: организация жизнедеятельности  детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее  в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной  среды, противоречивости социального  фона их жизни от непосредственного  окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах  воспитания сознания личности и практико-ориентированной  направленности деятельности [32, С. 93].

Т.С. Таюрской предложен подход к  классификации методов и форм воспитания толерантного поведения  детей младшего школьного возраста. Методы воспитания толерантного сознания младших школьников она разбила  на три группы:

1) методы воспитания толерантного  поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую  тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);

2) методы организации деятельности  и воспитания опыта толерантного  поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);

3) методы стимулирования толерантного  поведения (поощрение, наказание).

Формы воспитания толерантного поведения  она свела к программным (уроки, тренинги) и внепрограммным (кружки, секции, общественные объединения, клубы). Подобную точку зрения имеют Г.В. Безюлева и Г.М. Шеламова. В русле  воспитания терпимости у детей младшего школьного возраста З.И. Равкин, В.Г. Пряникова предполагают ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность [4, С. 18].

Особенности процесса воспитания толерантности  как качества личности младшего школьника  в школе:

1) Целенаправленность.

  • раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
  • предупреждение интолерантности;
  • организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
  • формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
  • развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
  • развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
  • вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
  • уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
  • конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
  • ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
  • строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;
  • выслушать и понять другого.

2) Многофакторность, так как в  нем принимают участие различные  объективные и субъективные факторы

3) Сложность, которая определяется  совокупным действием многочисленных  факторов.

4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности  требует достаточно большого  количества времени.

5) Непрерывность, которая предполагает  систематическое регулярное взаимодействие  воспитателей и воспитанников.

6) Двусторонний характер, так как  в нем участвуют, с одной  стороны, воспитатели, с другой  – воспитанники, и происходит  двойная связь: от воспитателя  к воспитаннику – прямая связь,  от воспитанника к воспитателю  – обратная связь (субъект-субъектные  отношения).

Учитывая специфику младшего школьного  возраста, все существующее многообразие педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы можно систематизировать  в четыре основные группы и представить  следующей классификацией.

Объекты материальной и духовной культуры:

1) Устное народное творчество: пословицы;  загадки; скороговорки; детские народные  песни; русские народные сказки (сказки о животных, волшебные  сказки, бытовые сказки); былины; мифы; легенды.

2) Художественная литература: поэзия, проза.

3) Наглядные средства воспитания: натуральные объекты (традиционные  национальные костюмы, головные  уборы; предметы народного декоративно-прикладного  искусства; предметы быта); изображения  (картины, иллюстрации, рисунки,  таблицы, фотографии); объемные наглядные  средства воспитания (модели, макеты, муляжи, панорамы); символические и  графические средства воспитания (карты, схемы, графики, планы); технические средства воспитания (аудиальные: грамзаписи, магнитные  записи, лазерные аудиозаписи, радиопередачи;  визуальные: диафильмы, диапозитивы,  диафильмы, транспаранты; аудиовизуальные:  кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, аудиовизуальные компьютерные программы).группа: специально организованная педагогом  деятельность воспитанников.

4) Игра: ролевая игра, деловая игра, русские народные игры, национальные  игры народов мира.

5) Учебно-познавательная деятельность.

6) Общение: непосредственное, формальное, неформальное, демократическое.

7) Трудовая деятельность: общественно  полезный труд, художественно-эстетический  творческий труд.

Методы воспитания:

1) Методы формирования сознания  личности: рассказ, объяснение, разъяснение,  внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример.

2) Методы организации деятельности  и формирования опыта общественного  поведения: упражнение, поручение,  приучение, требование, воспитывающие  ситуации.

3) Методы стимулирования поведения  и деятельности: соревнование, поощрение,  и в наименьшей степени наказание

4) Активные методы социально-психологического  развития: тренинг толерантности  (упражнения на самопознание и  развитие толерантности к своей  личности; упражнения и игры, направленные  на развитие толерантного взаимодействия  с другими людьми; групповая дискуссия  как метод обсуждения проблем  толерантного взаимодействия); арттерапия  в активной форме (рисуночная  терапия, библиотерапия, музыкотерапия,  сказкотерапия, куклотерапия); игропрактика (ролевая игра, деловая игра, групповая  игротерапия); театрально-игровая деятельность (психодрама (биодрама, кукольная драматизация), театрализация) [14, С. 31-40].

Формы воспитательной работы:

1) Общешкольные и классные мероприятия,  игры.

2) Кружки в контексте национально-регионального  компонента.

3) Секции: национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы.

4) Клубы: общения, интернациональной  дружбы (КИД).

Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором  рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:

1) знакомство детей младшего  школьного возраста с принципом  уважения человеческого достоинства;

2) понимание детьми младшего  школьного возраста того, что  каждый человек – уникальная  личность

3) понимание учащимися младшего  школьного возраста принципа  взаимодополняемости как основной  черты различий

4) понимание детьми младшего  школьного возраста принципа  взаимозависимости как основы  совместных действий

 

2.3 Значение формирования толерантности  у младших школьников

 

Обеспечение гармоничного и стабильного  развития общества невозможно, когда  одна из его составных частей подвергается явному или скрытому не доброжелательному  отношению.

Стихийное развитие данного процесса чревато возникновением новых и  активизацией старых конфликтов и противоречий.

Для того чтобы не допустить подобной модели развития в демократических  государствах, на протяжении последнего полувека внедряются принципы толерантности, как основы для взаимодействия и  сосуществования представителей различных  общин и групп современного общества.

Толерантность не сводится только к  проявлению терпимости в отношении  тех, кто отличается от большинства  населения в силу объективных  или субъективных причин. Толерантность  предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует  людей на уважительное отношение  к чужим культурным традициям, обычаям  и обрядам. Право каждого: быть самим  собой, не подстраиваясь при этом под формат общего мнения.

Право на отличие связано с базовым  положением демократии – равноправием. Вне зависимости от политических убеждений, религии, расы, нации, пола и  социального положения люди должны обладать одинаковыми правами, а  государственная власть эффективно их защищать.

Формирование атмосферы толерантности, уважения к особенностям национальных, культурно-религиозных меньшинств – трудный и сложный процесс. Следует помнить, что корни меж  общинных противоречий глубоко лежат  в памяти людей, закреплены в привычках  и устойчивых эмоциональных оценках, переходящих из поколения в поколение. Требуется кропотливая работа общественных институтов, широкое участие представителей различных образовательных учреждений, чтобы произвести своеобразную интоксикацию общественного сознания, ликвидировать  прочные конструкции, на которых  строится взаимное отчуждение.

Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников