Трудно переоценить ту роль, которую
призваны сыграть школа и педагогическая
общественность в деле распространения
и укрепления принципов толерантности
в российском обществе. Именно в
детском и подростковом возрасте
закладываются базовые элементы
отношения человека к социальной
среде, формируются устойчивые стереотипы
поведения и восприятия.
Уроки истории и обществознания
позволяют дать подрастающему поколению
реальную картину эволюции человеческого
общества, беспристрастно рассмотреть
основные этапы развития государства,
его связь с общемировыми событиями.
Дисциплины гуманитарного характера
играют важную роль в формировании
политической и социальной культуры
подрастающего поколения. Существуют
возможности, чтобы посредством
изучения данных предметов в системе
начального образования уменьшить
напряженность в межнациональных
и меж общинных отношениях, распространить
в обществе принципы толерантного отношения
между людьми.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы
возложить всю тяжесть этого
крайне необходимого для общества труда
исключительно на плечи преподавателя.
Чтобы добиться успеха, необходима
согласованная работа различных
органов власти, общественных организаций,
семьи, отдельных людей
.
Заключение
Итак. Потребность общества
в личности, уважительно относящейся
к мнениям, взглядам, поведению других
людей, ставит перед современным
образованием задачу глубокого изучения
и обобщения научно-педагогических
и методических исследований по проблеме
развития толерантности подрастающего
поколения.
Анализ исследований показывает,
что на процесс формирования толерантности
у младших школьников влияет ряд
объективных и субъективных факторов:
- особенности окружающей действительности,
- индивидуально-психологические и
- возрастные характеристики личности,
- характер межличностных отношений и т.д.
Современная социокультурная
ситуация определила насущную необходимость
в формировании толерантности в
качестве условия выживаемости человечества
в будущем; как ценности социокультурной
системы; как нормы гуманных человеческих
отношений, как мировоззрения и
осознанного ориентира построения
взаимоотношений с окружающим миром.
Это позволяет рассматривать
толерантность как многокомпонентное
явление объективной реальности.
Воспитание в духе толерантности,
прежде всего, решает задачу раскрытия
смысла бытия человека в мире через
понимание характера и способов
его взаимодействия с этим миром.
Процесс образования и воспитания
в толерантной среде состоит
в осмыслении человеком своего места
в мире, в овладении способами
взаимодействия с ним. В конечном
счете, речь идет о восприятии толерантности
как личностно-значимой ценности.
Построение толерантной
среды в образовательном пространстве
любого учебного заведения затрагивает
социологический, психолого-педагогический
и методологический уровни в пространственной
организации жизнедеятельности
человека. Идея формирования толерантности
в образовательных заведениях имеет
определенную специфику, которая состоит
в том, что эта идея получает здесь
дополнительную межличностную окраску.
В качестве особой ценности образования
рассматривается взаимодействие с
другими людьми, в ходе которого
происходит личностное взаимообогащение
и развитие.
Построение толерантной
среды – поэтапный процесс
целенаправленной деятельности всех субъектов
образовательного социума, который
характеризуется наличием деструктивных
факторов, ведущих к формированию
интолерантности. Поэтому особую значимость
приобретают педагогические механизмы
перехода от интолерантной среды
к толерантной, которые помогут
пресечению проявлений интолерантности
и доминированию толерантных
взаимоотношений.
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Педагогика,1982
- Апресян Р.Г. Толерантность: уточнение понятий // Электронный ресурс. режим доступа: http://www.nrc.nnov.ru//docs/doc 10. doc.
- Барднер Г. Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка.- СПб.: Стройлеспечать,1996
- Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М. : Вербум-М, 2003. – 168 с
- Блонский П.П. Психология младшего школьника.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1997
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999
- Бриль М.С. Креативность в концепции толерантности М. 2008
- Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1990
- Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/)
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989
- Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.8. Вып. 14 / Под ред. В.С.Собкина.- М.: Центр социологии обр-я РАО, 2003.-208с.
- Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – №6. – С. 12-16.
- Гершунский Б.С. Толерантность как необходимое условие выживания и прогрессивного развития цивилизации // Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. –М.: Флинта- Наука, 2003. – с.567-600.
- Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. – М.; Воронеж, 2002. – С. 31-40.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.- М.: ИПП, 1996
- Капустина Н.Г. Толерантность как основа этического сознания // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции 1 марта 2004года. В 2-х частях.Ч.-2. – Шадринск, ШГПИ, 2004. – с.22-26.
- Кононко Е. Чтобы личность состоялась. – Киев: 1997
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1997
- Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998
- Немов Р. Психология / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
- Обухова Л.Ф. Возростная психология. – М.: Роспедагетство, 1997
- Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003
- Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание толерантности и веротерпимости // Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос-пресс, 2004. – с.172-176.
- Свирская Л. Работа с семьей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
- Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь…: Практическое пособие. – М.:Генесиз, 2003
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию/ отв.ред. А.Г. Асмолов.-М.: Смысл, 2000.- с.177-239.
- Спицына О.А. / К вопросу о проблеме формирования межличностной толерантности / О.А.Спицына//Актуальные проблемы оптимизации образовательного процесса в современных условиях: материалы педагогических чтений.- Шадринск, 2005 – с.65-69.
- Спицына О.А./Формирование межличностной толерантности у младших школьников в условиях общеобразовательной школы/ О.А.Спицына// Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской науч.-прак. конф.- Шадринск, 2004.-с.336-341.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 368 с.
- Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод.материалы / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2007. – 128 с.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2001. – 208с.
- Шадриков В.Д. Способности человека.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998
- Эльконин Д.Б. Возрастная психология.- М.: ИПП, 1997
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1998