Педагогические условия формирования толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - принцип толерантности как принцип социально педагогической деятельности.
Целью исследования является разработка рекомендаций социальному педагогу в СОШ по применению принципа толерантности для начальной школы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
2.3 Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

хорошая курсвая р..doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

3. Четко определить конечный результат воспитательных воздействий.

Для этого необходимо ставить цель исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.

4. Опираться на положительный опыты взаимодействия ребенка с миром;

Необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. необходимо единство социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

5. Учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья).

6. Использовать потенциал культуры мира.

7. Демонстрация последствий толерантности.

8.Организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым условием воспитательного процесса. При формировании толерантности этот условие приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

9 .Выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность.

Воспитывая данное нравственное качество, социальный педагог должен поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.

10. Создание ситуации успеха.

11. Опираться на возможности и уровень социальной среды.

Воспитание толерантности  во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда  окружения ребенка, тем сложнее  процесс ее формирования. Поэтому  необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы..

12. Использование в деятельности таких методов как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.

13. Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся.

14. Использование демократического стиля педагогического руководства.

Организация диалога и сотрудничества в коллективе;

15. Организация активных форм и методов воспитания толерантности. Необходимо побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

16. Учет индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей  учащихся.

 

 

Заключение

 

Воспитание толерантной  личности является в настоящее время  одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.

В нашей работе мы рассмотрели  толерантность как социально-педагогический принцип.

Задачи, поставленные в начале исследования выполнены: описаны теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности, определено содержание социально-педагогической деятельности в СОШ, выявлена сущность принципа толерантности в начальной школе.

Гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена - толерантность как  принцип социально педагогической деятельности продуктивна при соблюдении следующих условий:

- применение принципа  толерантности будет целенаправленно;

- будут учитываться  возрастные особенности;

- будет показана связь принципа толерантности с жизнью;

- будет уважительное  отношение к личности ребенка;

- будет опора на  положительный опыт ребенка;

- будет учитываться  социальная обусловленность процесса  воспитания толерантности;

- будет завуалированы  педагогические воздействия на  активность ребенка;

- будет создана толерантная  среда в образовательном учреждении;

В результате проведенного теоретического и эмпирического  исследований были разработаны рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности в условиях начальной школы.

 

 

Список использованных источников

 

1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2 Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

3 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

4 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). – Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.

5 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.

6 Вульфов Б.З. "Воспитание толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2002 г., № 6.

7 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. – С.45-49.

8 Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1

9 Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. N 7.

10 Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, № 4. – С.54-58.

11 Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика, 2009, №5

12 Доценко И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности. // Педагогика, 2009, № 1

13 Деклорация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

14 Как воспитать толерантность http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm 32

15 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999 .

16 Мчедлов М.П. Толерантность и гражданское согласие// Общество и человек: пути самоопределения. Вып. 1. - СПб.: Петрополис, 1994.

17Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников, 2001, №1. – С.33-36.

18 Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19 Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.

20 Рожков М.И,. Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: методические рекомендации - Ярославль : Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.

21 Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

22 Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //

Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

23 Степанов В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2. - С.61-66.

24 Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2001. - №9. - С.39-45.

25 Таланов В. Педагогика толерантности // Высшее образование в России. 2000. N 2.

26 Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - С.150-155.

27 Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.

28 Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. - 2003. - №3. - С.18-22.

29 Таланов В. Педагогика толерантности // Высшее образование в России. 2000. N 2.

30 Урок толерантности http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/

31Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы) от 25 августа 2001 г. № 629

32 Ярская В. Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1. С. 65.


Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности